Конспект НОД "Секреты воздуха"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ЯНИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
структурное подразделение Дошкольное отделение № 4
Конспект НОД
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Тема: «Секреты воздуха».
Составила:
Ананьева Ирина Игоревна
Воспитатель гр.№9
2024г.
Конспект НОД
Тема: «Секреты воздуха»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Программное содержание
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидимый, лёгкий, но его можно поймать, увидеть, спрятать, почувствовать, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Способствовать овладению различными способами обнаружения воздуха.
Развивающие:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Словарная работа: активизировать словарь детей, слова: лаборатория, эксперимент, легкий, воздушный, прозрачный, невидимый.
Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, трубочки коктейльные, полиэтиленовые фартуки, блоки дьеныша, камешки, салфетки и карандаши (по количеству детей); столы для экспериментирования, клеенка, 2 апельсина (один без кожуры), чеснок, кофе в закрытых баночках.
Методы обучения: наглядный (показ способа действия),
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение), игровой (физкультминутка), практический (экспериментирование).
Ход занятия:
1.Организационный момент, объявление темы занятия.
Воспитатель: Соберемся мы в кружок, ты дружок, и я дружок, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь давайте пожелаем друг другу «доброго утра». (дети и воспитатель встают в кружок, берутся за руки здороваются).
Воспитатель: Ребята, теперь давайте повернемся к нашим гостям, пожелаем им «доброго утра!». (поворачиваются к гостям, желают доброго утра).
Воспитатель: Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете без воздуха мы могли бы дышать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Проверим, сколько можно продержаться без воздуха? Задержим дыхание. Сделаем вдох и не дышим!
(задерживаем дыхание)
Воспитатель: Человек без воздуха может прожить всего несколько минут.
Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду - на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух!
Воспитатель: Ребята, представляете, у воздуха есть свои секреты. Хотите их узнать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда мы сегодня будем, как настоящие ученые и пойдем в лабораторию. Лаборатория – это место, где ученные проводят разные эксперименты и опыты. Как думаете, как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: Нужно вести себя тихо, аккуратно, не трогать ничего без разрешения.
Воспитатель: Все правильно, еще в лаборатории нельзя ничего пробовать на вкус. Ученые при работе в лаборатории обязательно защищают свою одежду фартуками или халатами. Давайте наденем фартуки и пройдем в нашу лабораторию.
(Воспитатель помогает надеть детям фартуки, затем они проходят и садятся на стульчики за общий большой стол, у воспитателя стоит подстановочный столик, рядом магнитная доска)
2.Основная часть НОД.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух? Я воздуха не вижу.
Дети: Нет, и мы не видим.
Воспитатель: Давайте попробуем потрогать воздух.
Дети: Не получается.
Воспитатель: Оказывается, есть способ обнаружить воздух.
Опыт №1. «Обнаружение воздуха».
Оборудование:
Прочный прозрачный полиэтиленовый пакет.
Воспитатель: Возьмите пакеты в руки, раскройте их, поднимите руки вверх и скорее опускайте вниз, поймали воздух, а теперь начинайте скручивать пакет со стороны отверстия. Пакет стал выпуклый. Что у нас в пакетах оказалось?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Воздух занял все место в пакете. Воздух, который мы поймали имеет цвет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: прозрачный, бесцветный, невидимый. (Ребята проговаривают вместе с воспитателем)
Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух, каким стал пакет?
Дети: Пакет стал пустым, плоским.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: Подумайте и вспомните, где можно увидеть «запертый воздух»?
Дети: Спасательный круг, нарукавники, надувные игрушки, шары, мяч.
Опыт №2. «Чем пахнет воздух?».
Оборудование: контейнер с чесноком, контейнер с апельсиновой кожурой контейнер с кофе.
Воспитатель: А сейчас вдохните глубоко, чувствуете запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Закройте глаза и не подглядывайте. А сейчас чувствуете запах?
Дети: Запах чеснока, апельсина.
Воспитатель: Запах, мы ощущаем, только когда, когда какое – нибудь вещество или предмет издает запах. Значит, какой вывод?
Дети: Чистый воздух не пахнет.
Вывод: чистый воздух запаха не имеет.
Воспитатель: А как можно сделать воздух чистым в помещении?
Дети: Нужно открыть окно.
Воспитатель: Правильно, открыть окно и проветрить помещение. Интересно, а внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт №3. «Воздух внутри нас».
Оборудование: стаканчики с водой, трубочки.
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Возьмите трубочку, опустите в стаканчик с водой, подуйте в трубочку. Что происходит?
Дети: Появляются пузыри. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы!
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем его через трубочку и получаются пузырьки.
3. ФИЗМИНУТКА.
Воспитатель: Вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем.
Упражнение «Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо (Машем кистями рук, по направлению к лицу)
Закачалось деревцо! (Всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)
Ветерок все тише, тише, (Качаемся медленно, затем останавливаемся)
Деревцо все выше, выше! (Поднимаем руки, тянемся вверх)
Воспитатель: Когда мы делали разминку мы двигали руками и почувствовали ветерок. Ветер – это движение воздуха.
Опыт №4. «Воздух может перемещать предметы».
Оборудование: Салфетка, карандаш.
Воспитатель: Возьмите пальцами салфетку за уголки и подуйте на нее. Что происходит?
Дети: Салфетка двигается.
Воспитатель: Хорошо, а теперь подуйте на карандаш. Что происходит?
Дети: карандаш тоже двигается.
Воспитатель: Получается воздух может передвигать предметы. Когда это происходит?
Дети: Когда дует ветер.
Вывод: Воздух может перемещать предметы. Воздух движется, движение воздуха называется ветром.
Воспитатель: Где можно использовать силу ветра?
Дети: Ветряная мельница, парусник.
Опыт №5. «Тонет – не тонет».
Оборудование: блоки дьеныша, камешки, стаканчики с водой, перчатки; апельсин в кожуре и без кожуры, емкость с водой.
Воспитатель: Ребята, что провести следующий опыт, давайте наденем перчатки. Опускаем в стаканчики с водой блок и камень. Что произошло?
Дети: Пластмассовые фигуры не тонут. А камень утонул.
Вывод: не тонут предметы, в которых есть воздух.
Воспитатель: Как думаете, если я опущу в воду апельсин он утонет или нет?
Дети: думаем утонет.
Воспитатель: Проверим. Опускаю в емкость с водой апельсин в кожуре, а затем без кожуры. Апельсин без кожуры утонул, т.к. корочка апельсина была как спасательный круг и удерживала его на поверхности.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут находиться на воде и не тонуть. Воздух легче воды и не дает утонуть предметам, которые наполнены воздухом.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали секреты воздуха! В результате наших опытов, что мы обнаружили?
Дети: Что воздух находится везде. Он невидимый, прозрачный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воздух есть внутри предметов. Воздух есть внутри людей. Чистый воздух не пахнет. Воздух может передвигать предметы. Воздух легче воды.
Воспитатель: Как называется движение воздуха?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть учеными? Если «да» - пройдите к столику, на котором лежит веселый смайлик, если «нет» – к грустному смайлику.
Дети: да, нам очень понравилось.
Карточки- символы: