Конспект НОД в средней группе по валеологии «Слушай во все уши!»
Конспект НОД в средней группе «Слушай во все уши»
Цель: Формирование элементарных представлений об органах слуха, об основных функциях уха, об основных правилах ухода за ушами.
Задачи:
-Дать детям понятие об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и животных.
Познакомить с элементарными правилами безопасности и гигиены органов слуха.
Развивать слуховое внимание, фонематический слух, грамматический строй речи.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, используя самомассаж ушей и навыки здорового образа жизни.
Материалы к занятию:
-аудиозапись «Дождь», «Автомобиль», «Аплодисменты», «Стук копыт».
-игрушки: кошка, собака, лошадка
-бутылочки с 3 видами наполнителей по 3 штуки на каждого ребёнка.
-макет уха
-музыкальные инструменты, ширма.
Интеграция образовательных областей
физическая культура (физминутка, самомассаж)
здоровье (воспитание культурно-гигиенических навыков)
труд (формирование умения говорить и действовать по очереди)
музыка (звуки природы, закрепление названий музыкальных инструментов)
познание (элементарное экспериментирование, расширение знаний об ушах животных, закрепление геометрических фигур)
коммуникация (умение работать в команде и слышать другого, обогащение активного словаря детей, образование слов с суффиксом -к-, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми (свободное общение)
социализация (приобщение детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, умение соблюдать игровые правила)
чтение (приобщение к словесному искусству)
безопасность (основы безопасности собственной жизнедеятельности)
Конспект: Дети заходят в группу.
В.-Ребята, посмотрите у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Д. -Здравствуйте!
В.- Ребята, сегодня что-то случилось с моей колонкой. Послушайте, что происходит:
Включается аудиозапись «Дождь», «Автомобиль», «Стук копыт».
В:- Кто же это?
Д. -Лошадка!
В.- А как вы догадались, что это лошадка? Вы увидели её?
Д. -Нет, услышали.
В.- Что вам помогло услышать её?
Д. -Уши.
В.-Да! Наши уши. Наши помощники. Садитесь на стульчики, давайте посмотрим...В самом деле - это лошадка!
Воспитатель снимает покрывало с лошадки с тележкой.
-Но!- сказали мы лошадке,
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
В. - Ребята, посмотрите! Лошадка нам кого-то привезла! Это её друзья: собака и кот. Они приехали с нами поиграть.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают животных, обращают внимание на их уши.
В.:- Давайте посмотрим на лошадку. У нее есть уши? А какой они формы? Ее уши похожи на треугольники и расположены наверху головы. Но если уши у лошадки повисли, то это значит, что она устала и хочет спать. Уши лошадки хорошо различают музыку и ритм. Давайте поиграем с лошадкой в игру.
Игра «Отбей ритм». Воспитатель вызывает по одному ребенку. Лошадка отбивает ритм копытами, а ребенок повторяет хлопками.(4 ребенка) 0-00, 00-00, 0-0-0, 00-0.
В:- Вот красавец-котик. У него есть уши? А какой формы его уши? Его уши тоже похожи на треугольники. Уши у котов могут поворачиваться в разные стороны, в зависимости от того, с какой стороны слышится звук. По ушам котика можно определить, какое у него сейчас настроение: если у кота уши «стоят на макушке», то настроение хорошее, а если уши расставлены по бокам, то котик злится или чем-то недоволен. Как вы думаете, какое настроение у нашего котика?
В.: - Настроение у него хорошее и он приглашает вас поиграть с музыкальными инструментами. Давайте попробуем угадать, какой инструмент звучит. Но играть на нем будем за ширмой.
Игра «Музыкальные инструменты» (маракас, трещотка, колокольчик, бубен).
-А вот собака. А у неё есть уши? Какой формы её уши? Её уши похожи на овалы. Собаке уши очень нужны, ведь ей надо охранять и сторожить дом, а для этого надо хорошо слышать. А ещё собака может узнать звук шагов хозяина через закрытую дверь - вот как замечательно слышат уши у собаки. Наша собачка хочет проверить, как хорошо слышат ваши ушки и приглашает поиграть в бутылочки.
Игра «Бутылочки»
В.-Посмотрите, ребята, какие бутылочки тут стоят - давайте подойдем, посмотрим. Все три бутылочки гремят по-разному. Найдите мне бутылочку в своем наборе, которая звучит так же, как у меня.
(Воспитатель трясёт бутылочкой, а ребёнок пытается найти у себя в наборе бутылочку с таким же звуком)
Физкультминутка.
В.-Ребята, я предлагаю нашим зверям тоже показать одну игру. Она называется «Двигайся-замри».
Дети танцуют под песню «Двигайся-замри».
Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр.
В.- Ребята, посмотрите у меня тоже есть уши. Мои уши большие, а у вас?
Д.-Маленькие.
В.- А как можно назвать маленькие уши?
Д.-Ушки.
В. -Правильно ушки. У взрослых - уши, у детей — ушки.
Воспитатель показывает детям макет уха.
В. -Смотрите, ребята, какое большое ухо у меня есть. Сейчас мы с вами посмотрим на него. У уха есть ушная раковина, мочка, слуховой проход, а внутри есть барабанная перепонка – это тоненькая перегородочка, которая помогает нам слышать.
Наши ушки любят чистоту. Их надо мыть пальчиками каждый день. (показ)
В ушки ничего нельзя толкать и запихивать, так мы можем поцарапать перегородочки и ничего не услышим. (показ)
А еще нельзя слушать очень громкую музыку, от нее перегородочка может разорваться и тогда мы тоже ничего не будем слышать. (показ)
В. -Давайте сядем на стульчики и я научу вас делать массаж ушкам, ещё наши уши любят, когда мы их гладим. Я вам покажу несколько упражнений.
Самомассаж ушей:
1. «Чебурашка» Захватить ухо кулачком и потянуть в стороны 4-5 раз. (активизация подкорковых структур мозга).
2.«Закрой люк». Захватить верхушку уха и постараться закрыть ею наружный слуховой проход 3-4 раза. (улучшается кровообращение бедёр и нижних конечностей).
3.«Серёжки». Растираем мочку уха. Подушечками указательного и большого пальца растираем мочку 10-15 секунд. (улучшается зрение, слух).
Сегодня мы с вами много узнали: и какие бывают ушки, и как за ними ухаживать, как делать массаж, как сохранить их здоровыми и самое главное мы узнали, что уши есть у всех и они нам очень нужны.
Вставайте со стульчиков и попрощаемся с лошадкой и ее друзьями. Скажем лошадке «до свидания» хлопками, кошечке скажем «до свидания» шепотом, потому что она любит слушать, как шуршит мышка, собачке пропоём «до свидания».
А нашим гостям скажем громко «До свидания!»