12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Надежда Николаевна6573
Люблю свою работу.
Россия, Тамбовская обл., Рассказово
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по проведению осенней прогулке в средней группе
«Люблю я пышное природы увяданье….»

Цель. Формирование представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц.

Задачи.
Образовательные:
- учить различать виды деревьев:
(по форме и окраске листьев, показать различие окраски деревьев (клён, берёза, осина);
- учить определять время года по характерным признакам.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, любознательность, внимание, память, воображение и речь,
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  расширять знания о воздухе;
- расширять и пополнять словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края;
- воспитывать желание защищать и оберегать природу;
- воспитывать наблюдательность;
- воспитывать интерес к жизни птиц.

Предварительная работа:
- наблюдения за окраской листьев деревьев из окна группы, на прогулке;
- рассматривание иллюстраций, цветных фотографий с изображением осеннего леса, листопада;
- наблюдения за поведением птиц осенью, их отлётом в тёплые края;
- чтение стихов об осени: «Осень» (А. Майков), «Лес осенью» (А. Твардовский), «Падают, падают листья» (М.Ивенсен), «Осень» А.Гришина,
«Берёзка» Н. Семёновой, «Листопад» И. Бунин, «Осень» В. Авдиенко;
- знакомство с осенними приметами, загадками;
- дидактические игры «Кто (что) летает?

Материалы и оборудование: корзинки для сбора природного материала (2-3 шт.), цветные шары, полиэтиленовые пакеты (3-4 шт.) для исследования воздуха, фотоаппарат.

Ход экскурсии.
Воспитатель (в группе). Вводная часть.

Ребята, послушайте стихотворение.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Воспитатель. Когда это бывает?

Дети. Осенью.

Воспитатель. – Какое время года наступило? (ответ детей)

Воспитатель. Правильно! Наступило время года – осень.
- Какие осенние месяцы знаете?
- Какой месяц осени сейчас?
Давайте с вами вспомним приметы осени (дети вспоминают приметы).
Например:
- тёплая осень – к долгой зиме;
- преждевременное падение листьев – к ранней зиме;
- осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к тёплой;
- много желудей на дубе – к лютой зиме и т.д.

Воспитатель.- Мы с вами вспомнили приметами осени.
Молодцы! Вчера я гуляла в парке и не узнала его. Стало всё так красиво.
Вы хотите посмотреть? (ответ детей)
Воспитатель. Скажите, ребята: «Какая сегодня погода?» (ответ детей).
Сегодня и вправду хорошая погода: светит солнце, дует лёгкий ветерок, я предлагаю вам отправиться в осенний парк и посмотрим, какими стали деревья осенью.

Основная часть.
Воспитатель. Вот мы и в парке. Обратите внимание на красоту разноцветной листвы, яркость её расцветки и разнообразие красок (зелёные, жёлтые, оранжевые, красные листья).
- Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…
- А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Что это за дерево?

Дети. Это берёза.

Воспитатель. Белая берёза – символ нашей Родины.
А что для вас значит слово «Родина»? (Ответы детей).
С чего начинается Родина?

Дети. С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем.
А может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе вашего дома?
(Ответы детей.)

Воспитатель. Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых деревьев, символ и гордость русского народа.
Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел».
Первое дело - мир освещать, второе - крик утешать, третье - больных исцелять, четвертое - чистоту соблюдать.

Воспитатель. Расскажите о ней. Какая она?
(Рассказы детей.)

Послушайте отрывок из стихотворения Е. Трутневой.
Стало вдруг светлее вдвое,
Парк, как в солнечных лучах,
Это платье золотое,
У берёзы на плечах.
- Какого цвета листья на берёзе?

Дети. Жёлтого, золотого.

Воспитатель. Посмотрите, как они красиво блестят на солнце.
- Какого цвета были листья на этом дереве летом, какого цвета они стали теперь?
(Ответ детей.)

Воспитатель. Наступила осень, и листья на берёзе желтеют и опадают.
Кружась в воздухе, падают на землю золотые листочки.
Давайте и мы с вами покружимся как берёзовые листочки.

Танец с листочками (дети находят красивые листочки и с ними кружатся).
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают).
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят (водят руками влево - вправо).

Воспитатель. - А сейчас мы подойдём к другому дереву.
Листья у него крупные и узорные. (Рассматриваем листья).
- На что они похожи?

Дети. На ладошки, на салфетки.

Воспитатель. Кто знает, как называется это дерево?

Дети. Клён.

Воспитатель. Скажите, ребята, какого цвета кленовые листья?

Дети. Зелёные, жёлтые, красные, рыжие.
А вы знаете, почему они становятся такими? (Ответ детей)

Воспитатель. Осенью солнце греет слабо, становится всё холоднее, и листья клёна постепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют.
Ребята, давайте вспомним скороговорку про клён.
Все клёны стали рыжие,
И не один не дразнится:
Раз все равно все рыжие -
Кому какая разница!

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Подвижная игра «Раз, два, три – к клёну (берёзе) беги!»


Воспитатель
. Дети, подойдите тихонечко сюда, посмотрите.

Загадка. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит?

Дети. Осина.

Воспитатель. Это дрожат листья осины.

Послушайте стихотворение «Осинка»
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару
Дайте осинке
Пальто и ботинки -
Надо погреться
Бедной осинке.
- Как вы думаете, почему листья осины дрожат?

Дети. Им холодно на ветру. Жалко, что кончилось лето.
Бояться упасть вниз и т. д.

Воспитатель. Дети, а когда листья опадают с деревьев, как это называется?

Дети. Листопад.

Вопросы. Откуда падают листья, какого они цвета, куда падают?» (Ответ детей.)
(Дети наблюдают за листопадом.)

Предлагаю побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат под ногами (Дети бегают по опавшим листьям).


Игра « Ветер и деревья».
Один из игроков – в роли ветра. Остальные – деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует – слабо или сильно и деревья качаются соответственно.

Воспитатель говорит: - Дует сильный ветер - у-у –у -у и качает деревья, все дети качают руками с листьями
«Закружились листочки» - дети кружатся с листьями, подняв руки.
«А теперь листочки полетели на землю».
Дети подбрасывают листья и приседают.

Подвижная игра « Листок – лети ко мне».
Упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь (название деревьев: клён, береза и т.д.)

Воспитатель. Сейчас послушаем тишину.
- Кто, что услышал? (Ответ детей.)
Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети. Воздух.

Воспитатель. Да, это воздух. Мы его не видим. Значит, он какой?
(Прозрачный, невидимый, бесцветный.)
Чтобы воздух ощутить, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
(Да.)
Возьмите полиэтиленовый пакет. В нём что-нибудь есть?
(Нет, он пустой, прозрачный.)
Поймаем воздух пакетом.
(Показывает, как это можно сделать, дети повторяют движения.)


Воспитатель. Пакет полон воздуха, держите его крепко! Теперь раскройте пакет.
(Дети выполняют задание.)
Воздух вышел из пакета, и он опять стал пустым, плоским.
А внутри нашего тела есть воздух?
(Предположение детей.)
Сейчас мы это узнаем.
(Достаёт из коробки воздушные шары, раздаёт детям.)
Надувайте воздушные шары.
(Дети выполняют задание.)


Когда вы надували воздушные шары, вы наполняли их воздухом. Значит, внутри нашего тела есть воздух.
Всем известно, что деревья очищают воздух. Находясь в лесу или парке, можно почувствовать, что воздух совсем другой, не такой, как на пыльных городских улицах. В тенистой прохладе деревьев дышится намного легче. Вот мы сегодня дышали свежим воздухом.

Воспитатель. Вы заметили, что в парке стало тихо? (Ответы детей.)
- Почему птицы не поют своих весёлых песен?
- А где они сейчас?

Дети. Птицы не поют, потому что грустят, что лето кончилось, стало холодно. Улетели.

Воспитатель. Осенью становится холодно, не слышно птичьих голосов. Многие птицы улетели в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за тучи, дует холодный ветер, исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернуться.
А к нам летят зимующие птицы, давайте повесим кормушку и оставим корм.

- Назовите зимующих птиц? (Ответ детей.)
А мы ещё раз полюбуемся ярким разноцветным нарядом деревьев.

Беседа с детьми по вопросам: «Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?
(Кора защищает дерево.)

А от чего она может защищать?
(От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.)

Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?
(Нет, и ветки).

Как можно определить возраст дерева по коре?
(Чем дерево старше, тем кора толще, тверже.)»

Воспитатель. Правильно.

Воспитатель. А сейчас давайте соберём букет из осенних листьев.
(Дети собирают букет.)


Дидактическая игра «Осенние слова»
(Упражнять в подборе прилагательных).
- Какими словами можно сказать об осени? Какая осень?
- Деревья осенью какие?
- Листья осенью какие?
Нам пора возвращаться в группу.
- Вам понравилось в парке?
- Что больше всего понравилось?
- Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

Работа после прогулки. Самостоятельная деятельность детей с собранными листьями. Провести занятие по рисованию «Красивое осеннее дерево».
С собранными листьями, провести дидактическую игру « С какого дерева листок», «Какое время года?».
Подвижная игра «Найди листок, как на дереве».
Совместная деятельность воспитателя и детей: коллективная работа «Осенний вернисаж», «Красавица Осень».
Беседа «Что происходит с деревьями осенью?» и т.д.

Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Артеменко Елена Николаевна, 06.12.18 в 16:09 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!! Ура!!!

Антонова Надежда Николаевна, 06.12.18 в 19:36 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Елена Николаевна!
Шарандина Валентина Владимировна, 07.12.18 в 21:20 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе, Надежда! Замечательная работа, очаровательные детки. Вы - умничка!!!
Антонова Надежда Николаевна, 23.03.19 в 17:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Валентина Владимировна.
Медведева Татьяна Александровна, 30.12.18 в 19:10 1Ответить Пожаловаться
Надежда Николаевна, очень интересная работа! Победа досталась справедливо! Желаю дальнейших успехов в грядущих конкурсах и Вашей работе!

Антонова Надежда Николаевна, 23.03.19 в 17:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, Татьяна Александровна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.