Конспект образовательной деятельности по формированию основ инженерного мышления с детьми средней группы (4 - 5 лет) на тему «В гостях у сказки»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
____________________________________________________________________________
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рябинка»
города Балашова Саратовской области
412306, Саратовская обл.,
г.Балашов, ул.Марины Расковой,32
Тел.: 8-845-45-5-42-72
Эл.почта: nadya.nadezhda.1953@mail.ru
412306, Саратовская область,
г. Балашов, ул. Марины Расковой, д. 32
Телефон: (884545) 9-36-24
Эл.почта: nadya.nadezhda.1953@mail.ru

Конспект
образовательной деятельности
по формированию основ инженерного мышления
с детьми средней группы (4 - 5 лет)
на тему «В гостях у сказки»
Автор - составитель: воспитатель
высшей квалификационной категории
Кривоспицкая Ольга Васильевна
2025 г.
Цель: создание условий для формирования конструктивных умений и навыков дошкольников в работе с различными видами конструктора.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить со способами конструирования из геометрических фигур (треугольников), конструктора «Лего», мягкого конструктора, оригами;
- упражнять в умении создавать условные схематические образы фигур некоторых животных по готовому образцу (схеме) с использованием палочек Кюизенера.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, логическое мышление;
- развивать речь детей;
- развивать умение самостоятельно выполнять последовательность действий;
- развивать двигательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные, отзывчивые отношения, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать интерес к конструированию;
- воспитывать аккуратность.
Предварительная работа: рассказывание сказки «Теремок», драматизация сказки, беседы о диких животных, дидактические игры по теме «Дикие животные». Знакомство с учебно – игровыми пособиями: палочками Кюизенера; техникой оригами.
Оборудование: ноутбук, мультимедийное устройство, мягкий конструктор, палочки Кюизенера, проект постройки Теремка, аудиозапись (звуки леса, воды, «Заячья зарядка»), изображения следов волка и лисы, баннер «Сказочный лес», норка для мышки, следы зверей, берлога, пенек, макеты елок, картинки диких животных (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), сундучок с раскрасками.
Содержание
Воспитатель с детьми заходят в группу и здороваются с гостями.
Звучит музыка «В гостях у сказки…»
Воспитатель: Ребята, слышите, какая красивая музыка звучит! А знаете, что это за музыка?
Дети: Это музыка «В гостях у сказки…»
Воспитатель: Правильно, и сегодня сказка к нам придет в гости. А ведь где сказка, там всегда волшебство.
Воспитатель: Все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Предлагаю вам закрыть глаза, и может быть, в нашей группе произойдет какое-то чудо (дети закрывают глаза). Если сказка в дверь стучится, ты скорей её впусти, потому что сказка-птица, чуть спугнёшь и не найти.
На экране появляется Лесовичок
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто я? Я очень люблю свой лес: охраняю деревья, цветы, травы и забочусь о лесных обитателях. Я знаю, вы добрые и отзывчивые ребята. Мои лесные жители просят вас о помощи…
Экран погас
Воспитатель: Ой, ребята, связь прервалась с Лесовиком. Животные просят нас о помощи. А какие именно животные и что с ними случилось, мы не знаем. Предлагаю нам отправиться в сказочный лес и узнать, что же случилось и оказать помощь лесным обитателям. Вы согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: Так и сделаем. Думаю, у вас все получится, а я буду рядом и помогу вам. Тогда - раз, два, три, четыре, пять в сказочный лес пойдем гулять, и животным помогать.
Воспитатель: Вот и тропинка в лес.
Звучит аудиозапись - звуки леса
Идем по тропинке в музыкальный зал (лес).
Находим пенек.
Возле пенька норка и конверт с заданием
Воспитатель: Ребята, что это за домик такой интересный и кто может жить в нем?
Дети: Это норка, а жить может в ней мышка, бурундук, ежик.
Воспитатель: Правильно, это норка, а вот кто может жить в ней, отгадайте загадку.
Воспитатель: Что за серенький зверек,
Хвостик длинный, как шнурок?
Дети: Это мышь.
Воспитатель: Правильно (достаю из конверта картинку мышки). Значит, здесь живет мышка. А еще есть в конверте для вас задание (достаю из конверта бумажный квадрат), надо из таких квадратов сделать мышку. А мы знаем, что этот квадрат волшебный и он поможет нам справиться с этим заданием.
Воспитатель: Посмотрите, здесь недалеко находится лесная мастерская.
Дети направляются в лесную мастерскую, их встречает Лесовичок
Лесовичок: Ребята, как я рад вас видеть. Я знал, что вы придете и поможете моим лесным друзьям - зверюшкам. У вас есть задание, ну что ж, выполняйте. В моей мастерской есть все необходимое.
Воспитатель: Спасибо, Лесовичок. Проходите, ребята, садитесь за столы. Возьмите в руки квадраты и внимательно послушайте меня.
Дети проходят и садятся за столы
Воспитатель: Сложите квадрат по диагонали, то есть соедините противоположные углы. Получился треугольник, затем стороны сложите к этой диагонали и вот у нас получилась мышка.
Дети выполняют задание
Лесовичок: Молодцы, какие красивые мышки получились.
Воспитатель: С первым заданием мы справились. Пойдемте дальше, и узнаем, кому еще из лесных жителей нужна наша помощь?
Лесовичок: Счастливого пути!
Идем дальше по тропинке, звучит аудиозапись - звуки воды.
На пути встречается речка
Воспитатель: Кто же это нам приготовил задание? Послушайте загадку:
В воде плавает, но не рыба,
На земле прыгает, но не заяц.
Дети: Лягушка.
Воспитатель: Правильно, ребята (достаю из конверта картинку лягушки и треугольник). А задание для вас такое: сделать из треугольников фигуру лягушки. Отправляемся в мастерскую.
Встречает Лесовичок
Лесовичок: Я очень рад вас снова видеть, мои друзья. Моя волшебная мастерская в вашем распоряжении. Я знаю, у вас есть еще одно задание. Выполняйте.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежит схема лягушки. Ваша задача выложить из треугольников фигуру лягушки. Начинайте.
Дети делают лягушку из треугольников по схеме
Воспитатель: Молодцы!
Лесовичок: Вы все справились с заданием.
Воспитатель: Нам пора в путь.
Звучит аудиозапись - звуки леса
Идем по лесу, находим куст, под ним конверт с заданием
Воспитатель: Ребята, а кто может жить под кустом, отгадайте загадку?
Зимой — белый,
Летом — серый.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Правильно (достаю из конверта картинку зайца).
Воспитатель: А вот и задание. «Эй, ребята, не ленись и немножко разомнись».
Физминутка танцевальная
«Заячья зарядка»
(Картинку берем с собой)
Воспитатель: Молодцы, размялись, немножко отдохнули, а теперь продолжаем наш путь.
Идем по лесу и находим следы волка и лисы.
Рядом конверт и коробка с палочками Кюизенера
Воспитатель: Ребята, а чьи это следы? Отгадайте загадки.
У кого из зверей
Хвост пушистее, длинней?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Правильно. А еще послушайте одну.
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...
Дети: Волк. Это следы лисы и волка.
Воспитатель: Верно. Ребята, видно, что здесь живут волки и лисы.
Наше с вами задание, выложить фигуры животных по схеме из палочек Кьюизенера.
Лесовичок: Проходите, пожалуйста, в лесную мастерскую.
Работа за столами парами;
наложение цветных палочек Кьюизенера на схему животного
Лесовичок: Молодцы, ребята. Как ловко у вас все получается, это потому, что вы все делаете дружно, сообща.
Воспитатель: Нам пора в путь.
Звучит аудиозапись - звуки леса
Дальше, в лесу, находим берлогу медведя,
рядом конверт и коробку с конструктором «Лего»
Воспитатель: Ребята, кто же может жить в таком домике? Отгадайте загадку.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А еще он любит мед!
Кто сластену назовет?
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Правильно. А что это за домик такой, как он называется?
Дети: Берлога.
Воспитатель: А у нас есть еще одно задание.
Воспитатель: Предлагаю вам порадовать мишку и сконструировать ему друзей – медвежат из конструктора «Лего», он очень обрадуется.
Дети возвращаются в лесную мастерскую
и конструируют по образцу мишек
Лесовичок: Молодцы ребята! Каких замечательных друзей вы для медведя сделали!
Воспитатель: А посмотрите внимательно, из какой сказки могут быть все эти животные?
На магнитной доске висят фотографии:
мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя
Дети: Все эти животные встречаются в сказке «Теремок».
Воспитатель: Оказывается, о помощи нас просили герои сказки «Теремок».
Воспитатель: А что случилось с их домиком в сказке?
Дети: Медведь сломал его.
Воспитатель: Так что же хотели сказать нам герои этой сказки, о какой помощи шла речь?
Дети: Они просят помочь построить новый дом для них.
Лесовичок: Правильно, вы догадливые ребята.
Воспитатель: Ну что ж, достроим новый теремок для героев сказки и поможем им расселиться.
(Показываю картинку - образец постройки теремка)
Лесовичок: Посмотрите, я приготовил проект теремка. Осталось только построить его.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на проект. Начинаем строить.
Дети строят из мягкого конструктора
Лесовичок: Молодцы, какой красивый и большой получился теремок. Всем героям сказки будет, где жить в сказочном лесу. Теперь я спокоен за них. Спасибо вам, ребята, за помощь. За вашу доброту и отзывчивость хочу подарить вам этот сундучок с раскрасками. Надеюсь, вам они пригодятся.
Дети: Спасибо, Лесовичок.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу, ребята. Раз, два, три, четыре, пять в группе мы уже опять.
Дети возвращаются в группу
Воспитатель: Где мы сегодня побывали? (ответы детей).
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).
Воспитатель: А какие игры помогли нам справиться со всеми заданиями?
Дети: Цветные палочки Кюизенера, геометрические фигуры, конструктор ЛЕГО, мягкий конструктор.
Воспитатель: кому вы могли бы рассказать о сегодняшнем путешествии? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. А теперь я предлагаю вам пойти и раскрасить книжки.