Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Новые приключения Белоснежки и семи гномов»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Новые приключения Белоснежки и семи гномов»
Автор: Разумова Валентина Николаевна, воспитатель МДОУ «Шухободский детский сад», село Шухободь, Череповецкий район.
Описание: конспект занятия по развитию речи составлен в технологии «Ситуация» (деятельностный метод) и предназаначен для детей старшей группы детского сада. Проведение занятия в технологии «Ситуация» способствует созданию и поддержанию у детей устойчивого интереса на протяжении всего занятия, снятию эмоциональной и физической нагрузки, делает занятие по развитию речи динамичным и увлекательным. На протяжении всего занятия дети передвигаются по группе, переходя от одной игры к другой, на стульчики садятся только в конце организованной деятельности. Материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, художественно-эстетическое.
Тип образовательной ситуации: тренировочное занятие.
Цель: развитие связной речи у детей 6 лет.
Задачи:
- обогащать и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Зима»;
- упражнять в подборе антонимов к словосочетаниям, слов-действий; развивать умение догадываться о значении незнакомого слова; учить различать смысловые оттенки существительных и глаголов;
- упражнять в разных способах словообразования (с помощью суффиксов и приставок), в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; упражнять в подборе родственных слов, учить образовывать сложные слова;
- формировать умение работать в парах, договариваться, выполнять общее задание;
- развивать мелкую моторику рук и координацию движений;
- закреплять умение считать и порядковый счёт в пределах 7;
- вызывать интерес к раскрашиванию иллюстраций по мотивам сказки.
Материалы: Белоснежка и семь гномов (картинки, распечатанные на принтере и заламинированные, на обороте приклеен магнит), домик, магнитная доска и мольберт, игрушки белка и снегирь, корзинки с природным материалом (шишки еловые, сосновые, жёлуди), мелкие игрушки: грибы, жёлуди, ягоды и т.п.) снеговик (5 кругов разного диаметра и размера с магнитом на обороте), зеркало, ёлочки и сугробы-оформление, схема «Родственные слова», музыка для танца.
Ход образовательной деятельности.
1 этап. Введение в игровую ситуацию.
Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя:
- Ребята, вы любите сказки? - А хотите отправиться в сказочное путешествие? Тогда закроем глазки и скажем волшебные слова: «Глаза закрой, улыбнись, вокруг себя повернись. Раз, два, три – в сказке окажись!»
- Вот мы и очутились в сказочной стране. Смотрите, чей то домик на полянке. Постучим и спросим, кто там живёт? (Воспитатель открывает домик Белоснежки и гномов, до этого закрытый ширмой или занавеской). Из домика появляется Белоснежка (её фигурка крепится на магнитной доске). Белоснежка здоровается с ребятами:
– Я вам очень рада. Но у меня беда - гномы ушли гулять в волшебный лес и до сих пор не вернулись. А ведь в волшебном лесу сейчас зима, вдруг они замёрзнут или потеряются. Я так переживаю! Воспитатель: - Ребята, хотите помочь Белоснежке найти гномов? - Тогда в путь. Будем внимательно смотреть по сторонам, вдруг увидим что то необычное.
(В разных местах группы оформлены уголки, где находятся гномы. Дети самостоятельно выбирают, куда подойти вначале. Порядок выполнения заданий может быть разным и зависит от выбора детей)
2 этап. Основной.
«Собери снеговика»
Согласование прилагательных в роде, числе и падеже, учить различать смысловые оттенки существительных и глаголов.
На магнитном мольберте в хаотичном порядке расположены белые круги разного размера и два гнома.
Ну вот мы и в волшебном лесу. Смотрите, а вот и два гнома, они нашли разрушенного снеговика. Как вы думаете, что могло разрушить снеговика – ветер, ветерок или ветрище? (Дети высказывают предположения).
- Почему ветрище? Что делает ветрище? (Дует, рвёт, срывает...)
- А что делает ветерок? (веет, ласкает...)
- Давайте поможем гномам собрать снеговика. (Дети выкладывают снеговика на мольберте)
- Ребята, из чего сделан снеговик? ( Из снега)
- Если снеговик из снега, значит он какой? (Снежный).
- Ноги у него какие? ( Снежные).
- А туловище какое? (Снежное.)
- А руки? ( Снежные).
- Голова какая? (Снежная).
- И даже лицо...(Снежное). - Ну вот и готов наш снеговик. Идёмте с нами гномы, вас Белоснежка ждёт.
Игра «Наоборот»
Упражнять в подборе антонимов к словосочетаниям.
– Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что вон там на полянке кто то смеётся. Подойдём поближе. Да это же гномы. Спросим, почему они так веселятся?
- Гномы говорят, что нашли зеркало, но оно не простое. Зеркало показывает всё наоборот.
- В нём высокий человек становится ...каким? (Низким, невысоким...) ,
- злой волк превращается в...(доброго),
- грустный гном становится...(весёлым),
- трусливый заяц будет... (смелым),
- старый человек станет... (молодым),
- толстое дерево превращается в... (тонкое),
- старая одежда станет... (новой),
- холодные руки становятся... (горячими, тёплыми).
Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Педагог с детьми подходят к уголку, где стоят несколько деревьев, рядом игрушка-белка. – Ребята, вы видите около деревьев белочку, у неё что то случилось. Оказывается, когда её не было дома, бельчата расшалились и перемешали все беличьи запасы. Хотите помочь белочке?
- Тогда разобьёмся на пары, чтобы быстрее справиться. (Дети делятся на пары произвольно, по желанию). Каждая пара берёт по корзинке с перемешанными запасами. Это могут быть шишки и жёлуди, грибы и жёлуди,сосновые и еловые шишки и т.п. Можно использовать как природный материал, так и мелкие игрушки. Дети располагаются как им удобно: за столами, на полу, сидя или стоя и сортируют содержимое по разным корзинкам.
Оформлен ещё один уголок с деревьями и сугробами. На ёлке сидит снегирь (игрушка ). Два оставшихся гнома спрятаны в сугробах под деревьями.
Снегирь очень рад, что вы справились с его заданиями. Он полетает и посмотрит, не видно ли гномов.
Воспитатель и дети собирают всех гномов, пересчитывают их: - Первый , второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой. Всего семь. Ребята, мы нашли всех гномов, можем возвращаться к Белоснежке.
Педагог с детьми возвращаются к Белоснежке. Садятся на стульчики вокруг магнитной доски с оформленным домиком. Гномов помещают на доску вокруг Белоснежки.
Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь.Создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Дети и воспитатель стоя или сидя в кругу на ковре беседуют:
Приложение: раскраски с изображением Белоснежки и гномов.
Развивающие раскраски по цифрам.
Литература:
1. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. – М.,ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека воспитателя);
2. Интернет-ресурс:
https://www.googl.ru/search?g=картинки+белоснежка+и+семь+гномов&newwindow
pl.colorkid.net/kolorwanki-filmy-animowane/
raskraski.com/dly-devochek/belosneghka/
chudo-udo.com/images/veselye-raskraski-po-tsifram-belosneghka-i-gnomy-veselcak.png