Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «незнайка из солнечного города»
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «НЕЗНАЙКА ИЗ СОЛНЕЧНОГО ГОРОДА»
Е.Н. Савушкина, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №15»,
г. Мценск
Программные задачи:
автоматизировать звука [C] в слогах, словах, чистоговорках, загадках;
закрепить умение делить слова на слоги;
упражнять в печатании слов;
формировать навыки звукового анализа.
развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, логическое мышление и творческое воображение.
воспитывать интерес к учебной деятельности.
Оборудование и материалы:
Кукла «Незнайка», игрушечный самовар, магнитофон. Картинки к артикуляционным упражнениям: качели, горка, расческа, зубная щетка, бублик, гиря, забор. Карта со слогами, звуковой домик. Картинки: стакан, термос, поднос, солонка, кастрюля, сковорода, миска, ковш, ведро, нож, чашка, тарелка, суп, супница, сахар, сахарница, масло, масленка, селедка, селедочница, соль, солонка, сухари, сухарница, сыр, мясо, сок, квас, кекс. Кроссворд на листе бумаги, карандаш.
Содержание ООД:
1.У нас в гостях сегодня сказочный герой. Как его зовут, вы узнаете, отгадав загадку:
Он не знает ничего,
Вы узнаете его.
Ну, скажите без утайки,
Как зовут его?
Это Незнайка. Почему его так называют? Сегодня на занятии мы его многому научим.
2.Послушайте, какую историю я вам расскажу про него. Жил в Цветочном городе Незнайка. Он никому не говорил «Доброе утро « и «Спокойной ночи». Рассердились на него малыши и малышки, не хотят с ним дружить. Грустно стало Незнайке. Пошел он к Знайке за советом, а тот ему ответил, что нужно быть со всеми вежливым. Незнайка решил исправиться, почистил зубы - артикуляционное упражнение «Почистим зубки», причесался - артикуляционное упражнение «Расческа». Видит, Кнопочка на качелях качается - артикуляционное упражнение «Качели». Подошел он и громко сказал: «Доброе утро». Кнопочка улыбнулась - артикуляционное упражнение «Улыбочка» и угостила Незнайку конфеткой - артикуляционное упражнение «Конфетка». Обрадовался Незнайка и пошел дальше. Навстречу ему Самоделкин идет, гирю в руках несет, чтобы сильным стать, артикуляционное упражнение «Язык – силач» и с ним поздоровался. Понравилось Незнайке вежливым быть. Пошел он дальше, видит на скамейке сидит Пончик, бублик ест - артикуляционное упражнение «Бублик». Незнайка громко закричал: «Доброе утро, Пончик». Тот от радости поделился с Незнайкой бубликом и побежал рассказывать всем малышам, что Незнайка вежливым стал. А Незнайка все бегал по городу со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки - артикуляционное упражнение «Горка». Едва в воду не упал забор, его задержал, который Винтик и Шпунтик построили - артикуляционное упражнение «Забор». Потом он сел на свой велосипед и засвистел как паровоз - артикуляционное упражнение «Паровозик», поехал домой и радостный лег спать. Хорошо быть вежливым! Понравилась вам история про Незнайку?
3.А он нам принес еще и загадку.
Кто в шапке за столом сидит?
Это самовар. Какой первый звук в слове самовар? Давайте дадим ему характеристику с помощью значков – символов. Звук [С] - согласный, твердый, глухой, язык опускается за нижние зубы. Давайте еще раз его произнесем.
4.Незнайка к нам ехал на электричке, посмотрите, сколько станций он проехал. Давайте их прочитаем. Чтение слогов по карте СА, СО, СУ, СЫ, СЭ, ЭС, ЫС, УС, ОС, АС. А теперь подчеркните слоги, в которых одинаковые буквы, но читаются по-разному. Составьте из слогов слово. 5.Пока мы с вами читали, Незнайка придумал чистоговорки. Давайте все вместе их повторим:
Са – са – са – вот летит оса.
Су – су – су – в лесу видели осу.
Со – со – со – у Сони колесо.
Ас – ас- ас – Соня пьет квас.
Ос – ос – ос – у Сони поднос.
Ус – ус – ус – Соня пьет мусс.
6.Друзья попросили Незнайку купить посуду, а он не знает, как она называется. Давайте ему поможем. Надо выбрать из всей посуды только ту, в названии, которой есть звук [С]. Стакан, солонка, термос, поднос, кастрюля, сковорода, миска, ковш, ведро, ножик, чашка, тарелка.
7.А теперь давайте определим место звука [С] в названии предметов посуды. Поставим ее в шкаф на полочки. На первую полочку поставим предметы посуды, в названии которых звук [C] находится в начале слова. На вторую полочку поставим предметы посуды, в названии которых звук [С] находится в середине слова. На третью полочку поставим предметы посуды, в названии которых звук [С] находится в конце слова.
8.Я предлагаю вам немного отдохнуть и повторить за мной движения под музыку.
9.Мы немного отдохнули и продолжаем учить Незнайку. Давайте расскажем ему о назначении посуды. Надо положить продукты питания в соответствующую посуду, и сказать об этом полным предложением. Селедку положим в селедочницу. Салат – в салатницу. Соль – в солонку. Масло – в масленку. Суп – в супницу. Сахар – в сахарницу. Сухари – в сухарницу.
10.Незнайка решил купить в продуктовом магазине подарки для своих друзей. Что продают в этом магазине? Берите по одной картинки, определяйте количество слогов в словах и раскладывайте их в пакеты. На пакетах написаны цифры, что соответствует количеству слогов в словах 1, 2, 3.Масло, сыр, сухари, мясо, квас, сок, кекс, сардельки.
11. Давайте и мы с вами передадим Незнайкиным друзьям подарок. Это кроссворд. Но сначала сами его разгадаем. Я предлагаю вам прочитать загадки, а отгадки записывать в кроссворд. 1. В воде искупался, а сухим остался? (Гусь).2.На дворе большой мороз, отморозил детям (нос).3.Днем спит, ночью летает? (сова) 4. В красном прямоугольнике получились все буквы С, значит кроссворд мы разгадали правильно.
12. Вот и подошла наша встреча к концу. Незнайка отправляется домой, я думаю, ему понравилось с нами играть и учиться четко и правильно произносить звук [С], выполняя все задания. До свидания!
Список литературы:
1.Скиба Т.В. Загадки для детей. Издательство Владис, 2018-64 с.
2.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М., 2006-64 с.