Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе «Соль: свойства, формы и виды»
Конспект образовательной ситуации по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе
Образовательные задачи:
Формировать у детей первичные представления о разнообразии соли: свойствах ,формах и видах;
Способствовать накоплению знаний и умений в изучении применения соли в жизни и в быту;
Обучать навыкам использования соли как средства для творчества.
Развивающие задачи:
Развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты в ходе опытно- экспериментальной деятельности;
Развивать умение устанавливать причинно- следственные взаимосвязи ;
Способствовать умению делать выводы.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать любознательность, наблюдательность;
Воспитывать потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Методические приемы: беседа, презентация, наблюдения, опыты.
Материалы и оборудование: посылка с тремя видами соли, 3 емкости, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки с баночками по количеству детей, лупы по количеству детей, картофель по количеству детей, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки по количеству детей, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования, фартуки.
Предварительная работа.
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?».
Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
Наблюдение «Как мама использует соль?».
Рассматривание иллюстраций на тему"Соль".
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам принесли сегодня посылку. Какие-то мешочки в ней, что бы это могло быть как вы думаете? Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Отгадайте, что спрятано в мешочках?
Загадка.
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна.
Откройте мешочки. Что там?(соль).(Педагог высыпает соль в 3емкости и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»).А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Показ презентации «Как добывают соль»
Воспитатель: Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами.
Без нее , ребята, повар просто как без рук
И становится вся пища несъедобная вокруг.
Если в ранку попадет- испытаешь боль,
Вы ,конечно, догадались, это-...(соль).(слайд)
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (Слайд).
Каменная соль добывается промышленным способом из залежей галита ( на месте высохших морей).
Поваренная соль -это переработанная очищенная и перемолотая каменная соль, чаще с различными добавками(йод, натрий). Это бесцветный кристаллообразный элемент, без запаха. Различают виды соли: крупный, мелкий помол , йодированная, нитритная .Разновидности по чистоте: экстра, высший, первый и второй сорта.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Запомните, пожалуйста. Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Вы помните высказывание, касающееся взаимоотношений между людьми, как люди проверяют друг друга?
Дети: Чтобы проверить друга, надо съесть с ним пуд соли.
Воспитатель: Чтобы оценить важность соли и ее значимость , в Древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.
Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. (Слайд)
Так же соль добывают в соляных шахтах.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?(предположительные ответы детей). Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд)
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд).Это какая будет соль?
Дети: Морская.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Дети: Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к нарушениям пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Бывают головокружения, нервные расстройства, повышенная утомляемость. Но переизбыток соли ведет к задержке в нашем организме жидкости, а значит, нагрузке на ... сердце: повышение давления , следовательно, заболевания сердечно- сосудистой системы, почек, желудка, заболеваний глаз(отек). В день необходимо для взрослого до 5 гр соли.. На содержание соли в организме хорошее воздействие оказывают мясные продукты. Поэтому нельзя отказываться от мясных блюд полностью.
Воспитатель:- Скажите, пожалуйста, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.(Слайд).
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Воспитатель : Предлагаю поиграть и закрепить знания о полезности солив жизни, в быту.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней дети поочередно передают и говорят о применении соли)
1. Чтобы консервировать овощи.
2. Чтобы использовать в медицине.
3. Чтобы посолить суп.
4. Чтобы посыпать дорожки зимой.
5. Чтобы добавить в жареную картошку.
6. Чтобы посолить салат.
7. Чтобы засолить грибы.
8. Соль нужна для животных. Травоядные животные получают соль только из воды и из растений, которые составляют основу их ежедневного рациона. Недостаточное количество соли заставляет их прибегать к поискам соли повсюду. Например, просыпанная щепотка соли, найденная оленями, косулями, зайцами, белками и другими животными, будет полностью съедена, да еще вместе с землей, находящейся возле этой щепотки. С целью дополнительной подкормки животных солью, принято устраивать искусственные солонцы.
Вывод ( подвести детей):Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи. Вот какие пословицы применимы к соли: "Соли нет, и слова нет", "Без соли и стол кривой","Без соли, без хлеба- половина обеда".
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью :
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа во время работы.
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место. И так внимание.
Опыт № 1: "Из чего состоит соль".
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок).
Воспитатель: Действительно, с виду соль похожа на порошок. Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль из белых кристаллов) .
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2"Соль хрустит".
Воспитатель: Ребята, насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3:"Соль поглощает воду".
Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью?(соль растворилась в воде).
Физкультминутка
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее ,чем в холодной»
Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
Воспитатель: Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
Воспитатель: Предлагаю в стаканы под №1 насыпать крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешать .А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая).
А Соль исчезла?
Дети: Нет, соль растворилась.
Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее, мелкая- быстрее крупной.
Опыт № 3. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?(Яйцо не тонет).А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Воспитатель: Мы немного отдохнем ,
Поиграем , пожуем.
Проводится игра"Соленый- не соленый продукт- овощ или фрукт"(встали).
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить.(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Творческая работа .
Воспитатель :Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать? Хотите попробовать? Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте:
С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые ...(снежинки),(дети рисуют снежинки).
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Как красиво у вас получается!
Воспитатель: Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая она? Соль где используют ?Скажите, а откуда берется соль? (соль- люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)
- Как вы думаете, ребята, Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД.
Воспитатель: Что нового вы узнали о соли? Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли. Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Мы пополняем солью организмы.
И важно пищу не пересолить –
Избыток соли может навредить.
Лишь десять граммов нам достаточно, не боле,
Поваренной съедать за сутки соли.
В хозяйстве исстари использовали соль:
Крестьянин ли, рабочий ли, король –
Любой к огурчикам питает слабость,
Хозяюшкой засоленным на радость;
И даже мясо можно сохранить,
Достаточно его лишь засолить.
Но соль нужна не только для питания,
Ее используют для полученья натрия
И хлора, натра И даже мясо можно сохранить,
Достаточно его лишь засолить.
Но соль нужна не только для питания,
Ее используют для полученья натрия
И хлора, натра едкого и соды,
И медицины ей открыты своды,
Она и в технике находит примененье –
Столь велико ее предназначенье!
Так будь же славен натрия хлорид!
Вполне заслужено ты в мире знаменит.