Планирование образовательной ситуации для детей подготовительной группы «Водоёмы Мурманска»
Планирование образовательной ситуации для детей подготовительной группы «Путешествие по карте»
Тема: «Водоемы Мурманска»
Форма проведения: путешествие по карте, познавательно-исследовательская деятельность.
Цель: обеспечить условия для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Задачи:
Обучающие:
Расширять кругозор детей за счет обогащения знаний о водоемах родного города.
Формировать представления детей о типичных экосистемах (водоем).
Учить использовать моделирование для оптимизации процесса запоминания новой информации.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть корректным и доброжелательным собеседником.
Развивающие:
Развивать навыки поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, правильное отношение к экосистемам и поведению в них.
Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: карта города Мурманска, карточки метки-символы, маркеры, 2 стакана с чистой и грязной водой, для фильтра промокательная бумага, ткань.
Мультимедийные средства: проектор, экран.
Предварительная работа:
беседы о достопримечательностях, природе, истории Мурманска;
чтение познавательной и художественной литературы о Мурманске: И. Ядринцева «Волшебный полуостров», «Арктики столица», О. Бундур «У нас, на Крайнем Севере», Т. Васенцева «Чудеса Севера, В. Сидорин «Как две сёмги встретились»;
экспериментальная деятельность: исследования «Как устроены перья у птиц?», «Как появились водоемы и суша», опыты с водой.
экскурсии по городу, в краеведческий музей, детскую библиотеку;
продуктивная деятельность на тему: «Любимый город»;
оформление фотоальбома: «Мой Мурманск»;
словесные игры: «Какая бывает вода?», «Хорошо – плохо», «Что за птица?», «Угадай по описанию»;
подвижные игры: «Море, суша, небо», «Евражки на голубых озерах», «Ручеек, речка», «Удочка»;
просмотр видеофильма «Мой любимый город».
Работа с родителями:
анкетирование «Познавательное развитие ребенка»;
консультирование по вопросам познавательного, патриотического развития детей;
совместное изготовление карты Кольского полуострова, карты города;
участие в фотовыставке «Мой Мурманск», выставке творческих работ «Любимый город»;
помощь в организации экскурсии в краеведческий музей, библиотеку;
участие в изготовлении лепбука «Родной город».
Этапы деятельности | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
Организационный момент. Мотивация деятельности. Выбор пункта назначения | Устанавливает контакт с детьми. Стимулирует интерес. вовлекает в совместную деятельность. В: Ребята, когда я шла на работу увидела на столбе необычное объявление. Хотите, я вам его прочитаю? В: Как вы думаете, Водяному понравится в нашем городе? Почему? Показывает карту города Мурманска. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. В: Ребята, а вы знаете, водоемы есть в Мурманске? А мы можем помочь Водяному выбрать новое место жительства в нашем городе? | Устанавливают контакт с педагогом. Заинтересовываются, проявляют познавательный интерес. Высказывают свои предположения (в реках, озерах, на болоте…) Выражают собственные мысли. Рассматривают карту. Выстраивают полный ответ, предположения. Называют водоемы, показывают на карте. Проявляют сотрудничество, нацеленность. |
Выбор транспортного средства передвижения Определение маршрута по карте, прокладывание его цветными маркерами на карте | В: А на каком транспорте мы можем оправиться к городским водоемам? Выслушивает варианты детей. В: К какому пункту оправимся сначала? А потом? Как настоящие путешественники, обозначим маршрут на карте. Организует работу детей у карты. Предлагает маркеры для обозначения маршрута на карте. | Придумывают свой вид транспортного средства, выбирают лучший. Проявляют изобретательность. Приходят к единому мнению, конструктивному решению. Работают с картой. Намечают маршрут. Расстановка ориентиров маршрута на карте при помощи специальных карточек. |
Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, данной местности, что дети знают о пункте назначения | В: Ребята, а для кого озеро является домом, а речка? Что и Кто нам может встретиться в пути? Предлагает наглядный материал (карточки) Выслушивает варианты детей. Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели путешествия. | Рассказывают о водоемах и их обитателях. Обозначают цель путешествия: «Посетить водоемы города Мурманска, чтобы предложить Водяному новое жилье» |
Само путешествие. Проведение экспериментальной деятельности | В: Мы с вами хорошо подготовились, пора отправляться в путешествие! Займем места и отправимся. Остановка № 1 В: Ребята, послушайте, я расскажу историю этого известного озера. Раньше на этом озере рыбаки заготавливали лед. Его нарезали большими глыбами, укладывали на берегу и, чтобы он не таял, засыпали опилками. Лед брали с собой в море, чтобы замораживать рыбу, ведь в то время холодильников еще не было. Каким символом мы обозначим это озеро? На озере Ледовом любят селиться утки и чайки. Предлагаю отметить это на нашей карте. | «Садятся» в свое транспортное средство и «перемещаются» к месту первой остановки. Слушают рассказ воспитателя. Высказывают свои предположения. (Ледовое) Выбирают карточку символ (кусок льда, холодильник, снежинка…) Проявляют самостоятельность и активность. Приклеивают на озере карточки с изображением водоплавающих птиц. |
В: А нам с вами пора двигаться дальше. Остановка № 2 Семеновское озеро В: Когда-то, очень давно жил на берегу этого озера рыбак Семен. Его избушка была единственным пристанищем для рыбаков и охотников в этих краях. Некоторые считают, что именно в честь деда Семена и назвали озеро Семеновское. Как мы можем обозначить это озеро? А чем сейчас знаменито Семеновское озеро? Использует наглядные, информационные средства (демонстрация слайдов) Наш океанариум - единственный за Полярным кругом. Задает вопросы стимулирующие процесс мышления. Какие животные есть в океанариуме? Что они там делают? Самого известного морского котика зовут Филя. Он очень умный, хорошо дрессированный. Попробуйте отыскать его силуэт на этой картинке. Организует игру «Чей силуэт?» Предлагает отметить на карте достопримечательности Семеновского озера. Остановка № 3 озеро Питьевое В: А это озеро называется Питьевое. Как вы думаете, почему? Это озеро называется Питьевым потому, что вода в нем чистая и используется для питья. Каким символом мы можем обозначить это озеро? Организует на двигательную деятельность. Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в веселую игру «Можно – нельзя». Нам пора двигаться дальше. Остановка № 4 река Роста На севере нашего города находится река Роста. Ее название переводится как "ржавая", потому что на ее дне очень много красной глины. Предлагает выбрать карточку для обозначения названия реки. Раньше в этой речке водилось много рыбы, но теперь она вся куда-то исчезла. Что же случилось? Выслушивание вариантов предложенных детьми. Вовлекает в рассуждение В: А как вы считаете, человек пострадал как то от загрязнения водоема? Наводящие вопросы к цели опыта. И как же можно исправить эту ситуацию? Мы очистим водоем от мусора. Посадим «живую», зеленую изгородь вокруг водоема, чтобы укрепить почву берегов, а так же сохранить жизнь насекомым, птицам и мелким животным. Вовлекает в совместную деятельность. Очистим воду через фильтры, чтобы она была пригодна для использования человеком. Проводит опыт с объяснением. Контролирует и направляет детей, объяснение совместных действий. Сравним очищенную и неочищенную воду. Что вы заметили? В какой воде могут жить водные животные, а в какой нет? | Садятся в свой транспорт и «перемещаются» к месту следующей остановки. Высказывают свои предложения, выбирают подходящую карточку. Просматривают слайды с современными достопримечательностями Семеновского озера. Проявляют активность в высказываниях, формируют развернутые ответы. Находят силуэт на затемненной картинке, объясняют свой выбор (тело обтекаемое, длинное, есть ласты, чтобы быстро плавать) Приклеивают на озере карточки символы (фонтан, тюлень, лодки…) Высказывают свои предложения, выбирают подходящую карточку Активизируются на двигательную и мыслительную деятельность. Если педагог называет действие и так поступать нельзя - дети приседают, а если можно - подпрыгивают. Например, бросать мусор в воду - присели, кормить уток – подпрыгнули. Слушают воспитателя, проявляют интерес. Выбирают подходящую карточку. Выражают собственные суждения, высказывания. Выстраивают логическую цепочку. Приходят к выводу, что из-за загрязнений погибли животные и растения в реке. Воду нельзя употребить в пищу, купаться в ней. Ищут пути решения, приходят к единому мнению (посадить защитные лесопосадки, построить очистные сооружения) Выполняют задание в соответствии с инструкцией. (изготавливают защитные валики из пластилина и втыкают макеты деревьев) На водоем устанавливают защитный фильтр (очистные сооружения) Проявляют познавательную активность, интерес к экспериментированию. Делают выводы, умозаключения на основе опытнической деятельности. | |
Подведение итогов, проверка предположений, что узнали нового. | Возвращение домой В.: Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться. Поощрение к ответам, рассуждениям. Ребята, вам понравилось наше с вами сегодняшнее путешествие? Что нового вы узнали сегодня? Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли? Как вы думаете, найдет ли Водяной у нас в городе себе новый дом? Где ему больше всего понравится? Нацеливание на дальнейшую познавательную деятельность по теме. На карте нашего города остались водоемы, где мы не побывали? Мы можем узнать о них много интересного и посетить их в следующем путешествии. | Рассуждают о полученных результатах. Делают выводы, анализируют деятельность, обобщают. Проявляют стремление делать хорошие поступки по отношению ко всему живому. Проявляют радостные эмоции. Делятся впечатлениями. Планируют дальнейшую деятельность.
|