Конспект опытно-исследовательской деятельности «Мы юные исследователи»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
«Мы юные исследователи»
Автор: Захарова Елена Александровна воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития воспитанников №125 «Затейники», г. Набережные Челны, Республика Татарстан.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей со свойствами льда и воды, со свойствами и назначением соли. Показать детям процесс формирования облаков при прохождении теплого воздуха. Познакомить детей с процессом извержения вулкана. Закреплять знания детей о правилах безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Развивающие: развивать познавательные интересы детей. Развивать умение анализировать и делать выводы, приобщаться к познавательному общению.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Предварительная работа: беседы и просмотр презентаций на темы: «Волшебница соль», «Вода и ее свойства», «Откуда берется дождь?».
Словарная работа: научная лаборатория, ученые-экспериментаторы, конденсат, колба, химическая реакция.
Оборудование и материалы: набор «Мини-лаборатория»; аудиозапись релаксация «Звуки природы», аудиозапись «Звук дождя». Спецодежда для работы в научной лаборатории: шапочки, белые халаты, бахилы, маски.
Раздаточный материал: стаканчики с солью, миски с водой, очищенный картофель в тазике с водой, кубики льда, ниточки.
Ход опытно – исследовательской деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня чудесный ясный день и я приглашаю вас посетить научную лабораторию и предлагаю вам быть научными работниками данной лаборатории. Вы хотите быть научными работниками – учеными экспериментаторами?
Дети: Да.
Воспитатель: Очень хорошо, тогда давайте все сядем на ковер в кружок и немного расслабимся, ведь нам с вами потребуется хорошее настроение, ясный ум и светлая голова для получения новых знаний и умений.
Дети садятся на ковре, принимая позу йога
(Звучит музыкальная композиция релаксация «Звуки природы»)
Воспитатель: Послушали музыку, а теперь дети пройдем в научную лабораторию.
Дети идут за воспитателем
Воспитатель: читает стихотворение вместе с детьми:
Друг за другом мы идем,
не шумим и не поем.
Мы ребята умные, умные разумные,
Все хотим на свете знать и природу защищать!
Воспитатель: Вот мы и пришли в научную лабораторию
(всех встречает второй воспитатель: Галина Дмитриевна)
Воспитатель: Здравствуйте дети! Меня зовут Галина Дмитриевна, я работаю в научной лаборатории, провожу различные опыты и эксперименты. Сразу хочу вас предупредить о правилах поведения в научной лаборатории:
В научной лаборатории нельзя шуметь, кричать, прыгать и быстро ходить.
Нельзя ничего трогать и брать руками без разрешения научного сотрудника.
Во время проведения опыта или эксперимента необходимо соблюдать правила безопасности.
В научной лаборатории научный сотрудник должен надеть специальную одежду: халат, бахилы, шапочку и маску.
(2 воспитатель раздает детям и 1 воспитателю спецодежду)
2 воспитатель: дети присаживайтесь на стульчики и не забывайте о правилах поведения в научной лаборатории.
1 воспитатель: Дети первый эксперимент называется «Делаем облака».
Воспитатель садиться за стол, на котором стоит противень, и тарелка с кусочками льда.
Эксперимент «Делаем облака»
1 воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое облака и как они образуются?
Дети: нет.
1 воспитатель: тогда внимательно смотрите. Для проведения данного эксперимента нам потребуется противень, кусочки льда, банка и горячая вода.
(второй воспитатель приносит и ставит на стол чайник с горячей водой)
1 воспитатель: наливаем в банку из чайника горячей воды (примерно 2.5 см), затем берем противень, кладем на него кусочки льда и ставим противень на банку. Теперь внимательно смотрим и ждем, что же произойдет. Вода в банке горячая, идет пар (пар – это тоже вода), кубики льда от горячего воздуха таят, образуя воду.
(дети внимательно смотрят)
1 воспитатель: Отсюда следует вывод: воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться и содержащийся в нем пар, будет конденсироваться, образуя облако.
Дети: Ой, как интересно.
2 воспитатель: а теперь ребята я предлагаю вам сделать опыты как настоящие научные экспериментаторы. Пройдемте за мной за столы.
(дети рассаживаются за столы)
2 воспитатель: Дети, сейчас мы с вами проведем опыт «Научи картофель плавать».
Опыт «Научи картофель плавать»
2 воспитатель: для проведения данного опыта нам потребуется: миска с водой, соль, столовая ложка и один картофель. Итак, картофель лежит в воде на дне. Внимание вопрос. Что нужно сделать, чтобы картофель плавал?
- Ответы детей.
2 воспитатель: ребята, чтобы картофель начал плавать следует приготовить соляной раствор. Итак, приступаем: берем столовую ложку, набираем в нее соль и кладем соль в воду, кладем соли столько, чтобы картофель всплыл наверх.
(работа детей)
2 воспитатель: Отсюда следует вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем труднее в ней утонуть. Вот поэтому дети, если вы когда - то были на соленых озерах, например в городе Соль – Илецк люди спокойно лежат на поверхности воды соленого озера и не тонут. И даже если вы не умеете плавать, вы не утонете в соленом озере.
1 воспитатель: Ребята, вы наверно устали, давайте отдохнем. Выходите из-за столов и пройдите за мной на ковер. Встаньте в круг, я буду мамой Тучкой, а вы мои детки Капельки.
Звучит музыка, напоминающая звуки дождя
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
1 воспитатель: полетели Капельки по кругу, и стали падать на землю. Скучно им стало, собрались Капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети и идут врассыпную). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и идут по кругу). Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказала им домой вернуться. А тут как раз солнышко стало припекать, стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами палящего солнышка, вернулись к маме тучке. Молодцы капельки, маму Тучку послушались, домой вернулись.
2 воспитатель: ребята, а теперь снова пройдите за столы и проведем еще один опыт, который называется «Наживка для льда».
На столах лежат тарелочки с кусочками льда, солонки солью, одноразовые пластиковые стаканчики с водой, ниточки
Опыт «Наживка для льда»
2 воспитатель: дети, а вы знаете, как можно достать кусочек льда из воды, не замочив руки?
Ответы детей.
2 воспитатель: ребята, оказывается с помощью нитки можно вытащить кусочек льда из воды, не промочив рук, и мы сделаем следующее: возьмите из тарелочки один кусочек льда и опустите его в стакан с водой. Теперь опустим ниточку в воду так, чтобы его кончик лег на кусочек льда, а второй кончик ниточки положите на край стаканчика. Следующее что нам нужно сделать это насыпаем немного соли на лед, подождем немного и увидим, что конец нитки прилип к кусочку льда, теперь возьмем за свободный конец нити и вытащим кубик льда из стакана.
Вывод: соль попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок и в течение 2-5 минут соль растворяется в воде, и чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с ниткой.
1 воспитатель: ребята, а сейчас я вам покажу еще один опыт, который называется «Извержение вулкана».
Опыт «Извержение вулкана»
Воспитатель садиться за стол, на котором стоит стеклянная колба, тарелочка с содой, чайная ложка, пакетик пищевого красителя, стакан с водой, тарелка, моющее средство «АОС», бутылка с уксусом.
1 воспитатель: смотрите ребята внимательно, сейчас вы увидите извержение вулкана. Эта колба будет вулкан, в целях безопасности поставим ее на тарелку, кладем в колбу 3-4 чайных ложки пищевой соды, теперь вливаем немного подкрашенной пищевым красителем воды, и капнем капельку моющего средства и размешиваем. Далее вливаем тонкой струйкой уксус.
Дети наблюдают за реакцией «Извержение вулкана»
Вывод: все вещества: сода, растворившийся пищевой краситель в воде, моющее средство и уксус при соединении друг с другом вызывают бурную реакцию, все смешивается, начинает шипеть и поднимается пузырями наверх. В науке такие соединения различных веществ называют химическими реакциями.
2 воспитатель: Ребята «Научная лаборатория закрывается», и вам пора отправлять в детский сад.
1 воспитатель: Что ж пора нам ребята возвращаться в наш детский сад. Спасибо Вам Галина Дмитриевна, что разрешили нам посетить вашу научную лабораторию, было очень интересно и увлекательно.
Итог:
1 воспитатель: Вопросы к детям
- Ребята, что нового вы узнали сегодня?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы хотели бы еще узнать?
-Какой опыт или эксперимент вы хотели бы еще провести?
Сегодня вы очень хорошо потрудились, получили новые знания. Все молодцы!