Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (воспитанники 5-6 лет) «Устное народное творчество. Приговорки»

3
0
Материал опубликован 2 January 2019 в группе

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ФИННО-УГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №20 «ЛУМИКЕЛЛО»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №20»)

Материалы

На Всероссийский конкурс для педагогов дошкольного образования на лучший конспект фольклорного занятия

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (воспитанники 5-6 лет)

«Устное народное творчество. Приговорки».

 


 

Автор-составитель:

Иванова Ольга Анатольевна, воспитатель


 

Петрозаводск

2018

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе (воспитанники 4-5 лет)

«Устное народное творчество. Приговорки»

Цель: Формировать у детей представление об устном народном творчестве - приговорками.

Задачи:

Обогащать словарь детей народными приговорками.

Воспитать любовь к устному народному творчеству.

Развивать речь детей как средство общения.

Формировать взаимоотношения с другими людьми.

Оборудование:

Сундучок;

макет зуба;

расческа;

4 куклы;

удочка;

маленькие боксерские перчатки (сувенир)

самодельная книжка приговорок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о творчестве народа, заучивание потешек, чтение русских народных сказок.

Ход ООД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Входит домовенок Кузя).

Кузя: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кузя. Я живу в этом доме уже много лет и очень много интересного знаю про жизнь людей в старину. А вы хотите узнать, как жили раньше?

Дети: Да.

Кузя: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та- своей.

Воспитатель: Ребята, а знаете, как в то время называли губы? (ответы детей)

Кузя: Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством.

Воспитатель: К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о приговорках.

Воспитатель: Кто из вас знает что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Термин "приговорка" произошёл от слова "приговаривать" и является устаревшим. Приговорка - это прибаутка, то есть нечто, чем сопровождается основной рассказываемый текст. Чаще всего это короткий текст, зачастую шуточный.
Кузя: Я к вам в гости пришел не с пустыми руками, принес волшебный сундучок. В нем хранятся волшебные предметы. Но он не открывается, сундучок заколдован. Ребята, вы поможете мне открыть этот волшебный сундучок?

Дети: Да.

Кузя:Какие волшебные слова вы знаете?(ответы детей)

Воспитатель:А чтобы наш сундучок открылся надо произнести такие слова: «Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок».

Кузя: Давайте все вместе повторим эти слова.

Кузя: Я приглашаю одного из вас подойти ко мне и открыть сундучок.

Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (Открывает сундучок и достает зуб)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Зуб.

Воспитатель: Правильно. А вы знаете, как раньше говорили, когда у ребят выпадал молочный зуб?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кузя, ты много знаешь, а что говори, когда выпадал молочный зуб?

Кузя: Конечно, знаю. Говорили так:

Мышка-норушка,

На тебе зуб простой,

Дай мне зуб костяной.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вместе с Кузей повторим.(повторяют приговорку вместе)

Кузя: Кто еще хочет достать предмет из волшебного сундучка? (подходит ребенок)

Кузя: Помнишь, какие слова надо сказать, чтобы сундучок открылся?

Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает расческу)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Расческа.

Кузя: А вы знаете, как раньше говорили, когда мама расчесывала свою доченьку?

Дети: отвечают

Кузя:

Ты расти, расти, коса,

До шелкова пояса.

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

Воспитатель: Девочки, давайте мы с вами расчешем наших куколок и проговорим эту приговорку, а Кузя нам поможет.

(Девочки усаживают куколок на коленки, берут расчески и произносят слова и расчесывают волосы)

Физкультминутка «Богатыри».

Воспитатель: Настало время немножко отдохнуть. Встаньте в круг, сейчас мы с вами будем выполнять движения.

Дружно встали.  

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!                  

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,              

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже                    

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще                        

Через левое плечо.                         

Руки в стороны.

Поворот вправо.

Поворот влево.

Поворот вправо.

Поворот влево

Кузя: Славно мы с вами отдохнули. Но у меня еще есть предметы в волшебном сундучке. Есть желающий открыть сундучок. (выходит ребенок)

Кузя: Слова помнишь?

Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает из сундучка удочку)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: удочка.

Кузя: Вы знаете, как раньше говорили, когда ходили на рыбалку?

Дети: предполагают ответы.

Кузя:

Клюнь, плотичка,

Клюнь, салажка,

Клюнь поболе, окушок!

Кузя: Еще один предмет остался у меня в сундучке. Кто смелый- выходи.

Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает из сундучка боксерские перчатки)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: боксерские перчатки.

Воспитатель: Как вы думаете, что они обозначают?

Дети: драка, ссора

Кузя: Вы знаете, как говорили, когда ребята подрались?

Дети: предполагаемые ответы.

Кузя:

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись,

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

Наша мама придет,

Нам обоим попадет.

А кусаться‑то нельзя,

Потому что мы друзья.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз произнесем эту приговорку.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Холодно-горячо».

Ход игры. Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:

- холодно…тепло…горячо…, помогая найти спрятанный предмет.(спрятанные предметы- зуб, расческа, удочка и боксерские перчатки. Найдя предмет, дети должны вспомнить приговорки, изученные на занятии).

Кузя: Ребята, к сожалению, мне уже пора возвращаться домой, но я хочу подарить вам книжечку с приговорками. Вы сможете их читать вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с Кузей?

Дети: Да.

Кузя: Мне у вас тоже очень понравилось, пора мне возвращаться. До свидания.

Дети: До свидания, Кузя.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, пойти в группу и выучить еще несколько приговорок.

(Все уходят в группу).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации