Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (воспитанники 5-6 лет) «Устное народное творчество. Приговорки»
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ФИННО-УГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №20 «ЛУМИКЕЛЛО»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №20»)
Материалы
На Всероссийский конкурс для педагогов дошкольного образования на лучший конспект фольклорного занятия
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (воспитанники 5-6 лет)
«Устное народное творчество. Приговорки».
Автор-составитель:
Иванова Ольга Анатольевна, воспитатель
Петрозаводск
2018
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе (воспитанники 4-5 лет)
«Устное народное творчество. Приговорки»
Цель: Формировать у детей представление об устном народном творчестве - приговорками.
Задачи:
Обогащать словарь детей народными приговорками.
Воспитать любовь к устному народному творчеству.
Развивать речь детей как средство общения.
Формировать взаимоотношения с другими людьми.
Оборудование:
Сундучок;
макет зуба;
расческа;
4 куклы;
удочка;
маленькие боксерские перчатки (сувенир)
самодельная книжка приговорок.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о творчестве народа, заучивание потешек, чтение русских народных сказок.
Ход ООД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Входит домовенок Кузя).
Кузя: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кузя. Я живу в этом доме уже много лет и очень много интересного знаю про жизнь людей в старину. А вы хотите узнать, как жили раньше?
Дети: Да.
Кузя: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та- своей.
Воспитатель: Ребята, а знаете, как в то время называли губы? (ответы детей)
Кузя: Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством.
Воспитатель: К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о приговорках.
Воспитатель: Кто из вас знает что это такое? (ответы детей)
Воспитатель: Термин "приговорка" произошёл от слова "приговаривать" и является устаревшим. Приговорка - это прибаутка, то есть нечто, чем сопровождается основной рассказываемый текст. Чаще всего это короткий текст, зачастую шуточный.
Кузя: Я к вам в гости пришел не с пустыми руками, принес волшебный сундучок. В нем хранятся волшебные предметы. Но он не открывается, сундучок заколдован. Ребята, вы поможете мне открыть этот волшебный сундучок?
Дети: Да.
Кузя:Какие волшебные слова вы знаете?(ответы детей)
Воспитатель:А чтобы наш сундучок открылся надо произнести такие слова: «Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
Кузя: Давайте все вместе повторим эти слова.
Кузя: Я приглашаю одного из вас подойти ко мне и открыть сундучок.
Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (Открывает сундучок и достает зуб)
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Зуб.
Воспитатель: Правильно. А вы знаете, как раньше говорили, когда у ребят выпадал молочный зуб?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кузя, ты много знаешь, а что говори, когда выпадал молочный зуб?
Кузя: Конечно, знаю. Говорили так:
Мышка-норушка,
На тебе зуб простой,
Дай мне зуб костяной.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вместе с Кузей повторим.(повторяют приговорку вместе)
Кузя: Кто еще хочет достать предмет из волшебного сундучка? (подходит ребенок)
Кузя: Помнишь, какие слова надо сказать, чтобы сундучок открылся?
Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает расческу)
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Расческа.
Кузя: А вы знаете, как раньше говорили, когда мама расчесывала свою доченьку?
Дети: отвечают
Кузя:
Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса.
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.
Воспитатель: Девочки, давайте мы с вами расчешем наших куколок и проговорим эту приговорку, а Кузя нам поможет.
(Девочки усаживают куколок на коленки, берут расчески и произносят слова и расчесывают волосы)
Физкультминутка «Богатыри».
Воспитатель: Настало время немножко отдохнуть. Встаньте в круг, сейчас мы с вами будем выполнять движения.
Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. |
Руки в стороны. Поворот вправо. Поворот влево. Поворот вправо. Поворот влево |
Кузя: Славно мы с вами отдохнули. Но у меня еще есть предметы в волшебном сундучке. Есть желающий открыть сундучок. (выходит ребенок)
Кузя: Слова помнишь?
Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает из сундучка удочку)
Воспитатель: Что это такое?
Дети: удочка.
Кузя: Вы знаете, как раньше говорили, когда ходили на рыбалку?
Дети: предполагают ответы.
Кузя:
Клюнь, плотичка,
Клюнь, салажка,
Клюнь поболе, окушок!
Кузя: Еще один предмет остался у меня в сундучке. Кто смелый- выходи.
Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает из сундучка боксерские перчатки)
Воспитатель: Что это такое?
Дети: боксерские перчатки.
Воспитатель: Как вы думаете, что они обозначают?
Дети: драка, ссора
Кузя: Вы знаете, как говорили, когда ребята подрались?
Дети: предполагаемые ответы.
Кузя:
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись,
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Наша мама придет,
Нам обоим попадет.
А кусаться‑то нельзя,
Потому что мы друзья.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз произнесем эту приговорку.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Холодно-горячо».
Ход игры. Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:
- холодно…тепло…горячо…, помогая найти спрятанный предмет.(спрятанные предметы- зуб, расческа, удочка и боксерские перчатки. Найдя предмет, дети должны вспомнить приговорки, изученные на занятии).
Кузя: Ребята, к сожалению, мне уже пора возвращаться домой, но я хочу подарить вам книжечку с приговорками. Вы сможете их читать вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с Кузей?
Дети: Да.
Кузя: Мне у вас тоже очень понравилось, пора мне возвращаться. До свидания.
Дети: До свидания, Кузя.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, пойти в группу и выучить еще несколько приговорок.
(Все уходят в группу).