12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полховская Вера521
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
5

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Путь к спасению земли»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Путь к спасению земли»


Цель: Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Социально-коммуникативные:

Закреплять правила безопасного поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Познавательные:

Развивать элементарные экологические представления.

Воспитывать умения правильно вести себя в природе. Формировать желание беречь ее.

Речевые:

Обогащать природоведческий словарь.

Формировать умение вести диалог между детьми, быть корректным собеседником.

Учить пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от поставленного вопроса.

Художественно-эстетические:

Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение.

Методики и технологии:

Словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрационный материал), практический метод (групповая практическая работа). Элементы игровой технологии (дидактическая экологическая игра), ИКТ.

Формы работы: фронтальная, работа в группах.

Оборудование и аппаратура: интерактивная доска, ноутбук, принтер, мольберт, презентация, карта с загадками-,подсказками, лист ватмана с надписью «Правила поведения в природе», клей, конверт с письмом от луга, записка от парка, послание в пластиковой бутылке от реки, карточки с правилами поведения на природе, контейнеры, виды различного мусора (бумага, пластик, стекло, органические отходы, батарейки), пластиковые стаканчики, кусочки марли, ситечки, воронки, «Красная книга Карелии - детям» автор: Яна Жемойтелите,

распечатки дубовых листьев с загадками, саженцы деревьев и кустарников. Костюмы: бабочка, дворник, рыбак, лесовик.




Этапы занятия

Время

Деятельность педагога

Организация и деятельность детей на занятии

Ресурс

1

Вводная часть

5 минут

Ребята, сегодня на электронную почту детского сада, пришло видеописьмо (Приложение 1), для нашей группы. Вы хотели бы его посмотреть?

Педагог открывает на ноутбуке письмо с видео посланием. «…Здравствуйте, ребята! Я – Земля. Для меня настали трудные времена. Мне с каждым днем становится всё хуже и хуже. Я дышу грязным воздухом. Воды моих рек и озёр становятся мутными. Леса вырубаются. Луга и парки утопают в мусоре. Люди начали забывать, как правильно себя вести на природе. Я очень хочу, чтобы вы помогли мне….»

Ребята, как нам быть? Чем мы можем помочь земле?

Молодцы! Но подождите, вместе с посланием, Земля прислала нам ещё одно письмо. Кто из вас поможет мне открыть почту и прочитать сообщение? Педагог предлагает ребёнку открыть письмо. (Приложение 2)

Что же находится во втором письме?

Правильно, Земля прислала нам карту с загадками – подсказками,

разгадав которые, мы с вами узнаем секреты спасения нашей любимой планеты. Но с чего же нам начать, чтобы отправиться в путь?

Верно, нам нужно распечатать карту.

Педагог помогает распечатать карту. Вот наша карта и команда готова к приключениям. Но, кто же из вас будет ориентироваться по карте, чтобы пройти маршрут? Правильно, нам нужен капитан.

Нам пора отправляться в путь. Захватим с собой все свои знания, дружбу и смекалку.


Ответы детей.

Дети подходят к ноутбуку и просматривают видео послание.

Ответы детей.


Ответы детей. Ребёнок подходит к ноутбуку и открывает письмо.

Ответы детей. Рассматривают его.

Ответ ребёнка.

Ответы детей.

Дети подходят к принтеру.

Ответы детей Дети выбирают капитана команды.

Видео письмо от Земли.

Ноутбук.





Письмо с картой.






Принтер.

2

Основная часть

20

минут

Капитан, прочитай нам первую загадку – подсказку. Педагог помогает капитану если ему трудно справиться с текстом.

«Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал. Он разрастался сам собой,

Лежит у речки голубой и жёлт, и синь, и ал.»

Правильно - это луг. Туда мы и отправимся. На площадке «Луг» детей встречает бабочка:

- Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть на моём лугу. Я вас ждала, и у меня есть для вашей команды письмо от моего друга – дядюшки Луга. Вот держите.

Капитан берёт письмо и читает: «Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости? И мне очень нужна ваша помощь…Ко мне приходят люди, чтобы отдохнуть, но, к сожалению, многие не знают, как себя правильно вести в природе. Помогите, подскажите, что же мне делать?»

Бабочка:

-Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь моему другу?

Правильно, ребята, мы можем с вами изготовить плакат с правилами поведения в природе. У меня есть много карточек с рисунками поведения на природе. Я предлагаю вам выбрать и наклеить только те карточки, которые по вашему мнению подходят для нашего плаката. (Приложение 5)

Молодцы, ребята! Вы с правились с заданием. Как вы думаете, что же нам теперь делать с этим плакатом? Правильно, мы можем его разместить на краю луга. Можем рассказать об этих правилах другим детям и взрослым.

Спасибо вам огромное от меня и от дядюшки Луга. Вы нам очень помогли.

Бабочка прощается с ребятами.

А мы отправляемся дальше. Капитан, куда дальше лежит наш путь?

Капитан:

- В городе деревьев мало. И гулять стремятся все,

Уходя за два квартала от проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей и зелёных тополей…»

Правильно, ребята, мы отправляемся в парк.

На площадке «Парк» детей встречает дворник.

Дворник:

- Здравствуйте ребята. Убирая сегодня парк, на скамейке нашёл записку. Думаю, что она для вас. Посмотрите, что написано на конверте? Я оказался прав? Эта записка для вас от моего старого друга Парка. Предлагаю её прочитать

«…Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть, потому что мне срочно нужна ваша помощь. Прошли выходные дни. У меня отдыхали много семей и оставили большое количество мусора? Мне тяжело, помогите мне…»

Дворник:

- Я сам видел эти горы мусора. Ребята, у вас есть предложения, как помочь парку? Правильно, ребята. Можно повесить в парке правила поведения. Можно убрать мусор. А вы знает, как правильно убирать мусор? Правильно, нужно рассортировать мусор, по специальным контейнерам. Я вам покажу, где они стоят. Проводится игра «Собери правильно мусор».

Дворник:

- Спасибо, ребята, что помогли навести у нас в порядок. В парке стало очень чисто. До свиданья, приходите к нам отдыхать и поиграть.

А мы отправляемся дальше. Капитан читай следующую подсказку-загадку.

Капитан:

- Я рождаюсь из снегов. Ручейков и родников.

То быстра я и игрива, то теку нетороплива.

Мелкою бываю в русле, или же глубокою,

Я вверху бываю в узкой, а в низу широкою…

Правильно ребята, мы отправляемся в гости к реке. На площадке «Река» ребят встречает рыбак.

Рыбак:

- Здравствуйте, ребята. Я сегодня пытался порыбачить, но выловил только бутылку, а в ней что-то лежит. Как вы думаете, что там находится? Вы действительно думаете, что там послание? Сейчас посмотрим. Открывает бутылку и достаёт сложенный листок бумаги, разворачивает его.

Действительно, это послание, и непростое, оно от самой матушки Реки. Вот послушайте. Рыбак читает: «…Здравствуйте, ребята. С моими водами происходит что-то ужасное. Она стала мутной, потому что в неё сливают различные отходы. Моим рыбам нечем дышать и трудно плавать, потому что в воду выбрасывают мусор. Помогите мне и моим речным жителям!..»

Рыбак: вот беда! Ребята, как же быть? Как мы можем помочь реке?

Вы совершенно правы: люди не должны бросать в воду мусор. И можно попробовать очистить воду от грязных отходов.

А попробовать это сделать я предлагаю вам в моей мини лаборатории.

«Очистим воду» – опыты по очистке воды. (Приложение 7)

Рыбак:

- Молодцы ребята, теперь вы знаете, как можно помочь реке и сможете рассказать об этом всем окружающим. До свидания.

А мы отправляемся дальше, на нашей карте последняя подсказка – загадка. Капитан, прочитай её нам.

Капитан:

- Там деревьев много разных трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод. И, конечно - комаров.

Там всегда полно чудес – Отправляемся мы……

Правильно, ребята, мы отправляемся в лес.

На площадке «Лес» ребят встречает Лесовичок. Он очень грустный.

- Здравствуй Лесовичок, ты почему такой грустный? Что случилось?

Лесовик включает на экране изображение леса с вырубленными деревьями.

Лесовичок:

- Здравствуйте ребята. Как же мне не горевать? Посмотрите, что происходит с моим лесом. Люди стали бездумно вырубать деревья, кустарники. Лесным жителям становится негде жить. Я даже начинаю забывать, какие деревья здесь росли, посмотрите одни пенёчки остались. Совсем всё забыл. А вы знаете какие деревья растут в лесу? Что, тоже стали забывать? Отправимся к дедушке Дубу, уж он то поможет нам вспомнить.

- Здравствуй, Дедушка Дуб, помоги мне с ребятами вспомнить какие деревья росли в моём лесу.

Дуб:

- Хорошо, попробую вам помочь. У меня на листочках, припрятаны загадки, попробуйте их разгадать.

При правильном ответе на экране появляется изображение дерева.

Загадки от дедушки Дуба. (Приложение 9)

Лесовичок:

- Молодцы ребята, отгадали все загадки. А как вы думаете, что же нужно сделать, что бы в моём лесу опять выросли деревья, кустарники и лесные жители вернулись в свой дом?

- Правильно ребята. Нужно посадить новые деревья и кустарники. И тогда земле сразу станет легче дышать, ведь лес – это легкие нашей планеты. И поэтому я приготовил для вас небольшой подарок – саженцы деревьев и кустов. Вы их сможете посадить с моим другом дворником на своём участке. А на прощание я хочу подарить вам очень интересную книгу.

Это «Красная книга Карелии для детей». Эта книга учит бережному отношению к природе. Расскажет вам о животных и птицах, рыбах и растениях нашего края, которым нужна ваша помощь. Прочитав её, вы сможете рассказать о ней своим друзьям и родным. И спасибо вам за помощь. До свидания, приходите ко мне в гости.

Капитан зачитывает загадку.


Ответы детей.

Дети переходят на интерактивную площадку «Луг».

Капитан открывает и читает письмо.



Ответы детей.

Дети отбирают изображения с правильными ответами и наклеивают их на лист ватмана.

Ответы детей.



Капитан читает загадку.

Ответы детей.

Дети переходят на интерактивную площадку «Парк».

Ребенок читает надпись на конверте.

Капитан открывает и читает письмо.




Ответы детей.

Дети сортируют мусор по контейнерам.




Капитан читает загадку.


Ответы детей.

Дети переходят на интерактивную площадку «Река».














Ответы детей.

Дети переходят в мини лабораторию и проводят опыты по очистке воды.

Капитан читает загадку.

Ответы детей.

Дети переходят на интерактивную площадку «Лес».












Дети подходят к дубу.

Дети снимают с дуба листочки с загадками и разгадывают их.



Ответы детей.



Презентация (приложение 3 слайд 2)

ноутбук











Плакат, карточки, клей.















Презентация -слайд 3

Ноутбук.

Записка.





Контейнеры для сортировки мусора

(приложение 6) Разнообразный мусор.







Презентация –

слайд 4.

Ноутбук.

Пластиковая бутылка с посланием

Пустые стаканчики, стаканчики с грязной водой и мусором, ситечки, бинт, воронки.










Презентация – слайд 5.






Мольберт. На ватмане

изображение дуба с листьями – загадками.

(Приложение 8)





Саженцы.




«Красная книга Карелии - детям»

3

Заключительная часть.

Рефлексия

5 минут

Вот ребята и закончилось наше приключение. Как вы думаете мы справились с заданием от нашей Планеты?

Что нового узнали? Что было интересно? Что вас удивило? Что было трудно? Все ли у вас получилось так, как хотелось?

Что же нам осталось с вами сделать, ребята?

Правильно, мы идём сажать саженцы.

Ответы детей.

Дети идут на улицу сажать саженцы деревьев и кустарников.



Список использованной литературы:

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Издательство: Сфера: 2002г.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. - Спб.: Детство Пресс, 2013. - 128с., ил.

Бурмистрова Л. Л., Мороз В., «Расскажите детям о деревьях» Издательство «Мозаика-Синтез» 2008 г.

Иллюстрация земли- https://pbs.twimg.com/media/C_s6nAxWAAA6c65.jpg

Иллюстрация луга - https://s1.1zoom.ru/big3/171/337963-svetik.jpg

Иллюстрация городского парка - https://fs3.fotoload.ru/f/1018/1538813615/1024x768/bb86f07a31.jpg

Иллюстрация реки - https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1345038/0833155a-984f-4df6-b6f5-d3ef23516a20/s120

Иллюстрация леса – https://www.publicdomainpictures.net/pictures/300000/velka/deforestation-1559122088Cbl.jpg

Иллюстрация дуба – https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1626167/c762e557-9e5c-4a6e-bfca-df0004685f53/s1200?webp=false

Карточки с правилами поведения в природе – https://alsota.ru/upload/iblock/898/8983dbdd32b71f7b3837e8a8ab6edbe9.jpg

Наклейки-символы по раздельному сбору мусора – https://flagylmedication.com/wp-content/uploads/2018/10/free-printable-recycling-labels-for-bins-razvan-d-toma-medium-recycling-labels-for-bins-free.jpeg



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.