Конспект организованной образовательной деятельности по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Путь к спасению земли»
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Путь к спасению земли»
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Социально-коммуникативные:
Закреплять правила безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Познавательные:
Развивать элементарные экологические представления.
Воспитывать умения правильно вести себя в природе. Формировать желание беречь ее.
Речевые:
Обогащать природоведческий словарь.
Формировать умение вести диалог между детьми, быть корректным собеседником.
Учить пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от поставленного вопроса.
Художественно-эстетические:
Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение.
Методики и технологии:
Словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрационный материал), практический метод (групповая практическая работа). Элементы игровой технологии (дидактическая экологическая игра), ИКТ.
Формы работы: фронтальная, работа в группах.
Оборудование и аппаратура: интерактивная доска, ноутбук, принтер, мольберт, презентация, карта с загадками-,подсказками, лист ватмана с надписью «Правила поведения в природе», клей, конверт с письмом от луга, записка от парка, послание в пластиковой бутылке от реки, карточки с правилами поведения на природе, контейнеры, виды различного мусора (бумага, пластик, стекло, органические отходы, батарейки), пластиковые стаканчики, кусочки марли, ситечки, воронки, «Красная книга Карелии - детям» автор: Яна Жемойтелите,
распечатки дубовых листьев с загадками, саженцы деревьев и кустарников. Костюмы: бабочка, дворник, рыбак, лесовик.
№ | Этапы занятия | Время | Деятельность педагога | Организация и деятельность детей на занятии | Ресурс |
1 | Вводная часть | 5 минут | Ребята, сегодня на электронную почту детского сада, пришло видеописьмо (Приложение 1), для нашей группы. Вы хотели бы его посмотреть? Педагог открывает на ноутбуке письмо с видео посланием. «…Здравствуйте, ребята! Я – Земля. Для меня настали трудные времена. Мне с каждым днем становится всё хуже и хуже. Я дышу грязным воздухом. Воды моих рек и озёр становятся мутными. Леса вырубаются. Луга и парки утопают в мусоре. Люди начали забывать, как правильно себя вести на природе. Я очень хочу, чтобы вы помогли мне….» Ребята, как нам быть? Чем мы можем помочь земле? Молодцы! Но подождите, вместе с посланием, Земля прислала нам ещё одно письмо. Кто из вас поможет мне открыть почту и прочитать сообщение? Педагог предлагает ребёнку открыть письмо. (Приложение 2) Что же находится во втором письме? Правильно, Земля прислала нам карту с загадками – подсказками, разгадав которые, мы с вами узнаем секреты спасения нашей любимой планеты. Но с чего же нам начать, чтобы отправиться в путь? Верно, нам нужно распечатать карту. Педагог помогает распечатать карту. Вот наша карта и команда готова к приключениям. Но, кто же из вас будет ориентироваться по карте, чтобы пройти маршрут? Правильно, нам нужен капитан. Нам пора отправляться в путь. Захватим с собой все свои знания, дружбу и смекалку. | Ответы детей. Дети подходят к ноутбуку и просматривают видео послание. Ответы детей. Ответы детей. Ребёнок подходит к ноутбуку и открывает письмо. Ответы детей. Рассматривают его. Ответ ребёнка. Ответы детей. Дети подходят к принтеру. Ответы детей Дети выбирают капитана команды. | Видео письмо от Земли. Ноутбук. Письмо с картой. Принтер. |
2 | Основная часть | 20 минут | Капитан, прочитай нам первую загадку – подсказку. Педагог помогает капитану если ему трудно справиться с текстом. «Мы по ковру идём с тобой, Его никто не ткал. Он разрастался сам собой, Лежит у речки голубой и жёлт, и синь, и ал.» Правильно - это луг. Туда мы и отправимся. На площадке «Луг» детей встречает бабочка: - Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть на моём лугу. Я вас ждала, и у меня есть для вашей команды письмо от моего друга – дядюшки Луга. Вот держите. Капитан берёт письмо и читает: «Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости? И мне очень нужна ваша помощь…Ко мне приходят люди, чтобы отдохнуть, но, к сожалению, многие не знают, как себя правильно вести в природе. Помогите, подскажите, что же мне делать?» Бабочка: -Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь моему другу? Правильно, ребята, мы можем с вами изготовить плакат с правилами поведения в природе. У меня есть много карточек с рисунками поведения на природе. Я предлагаю вам выбрать и наклеить только те карточки, которые по вашему мнению подходят для нашего плаката. (Приложение 5) Молодцы, ребята! Вы с правились с заданием. Как вы думаете, что же нам теперь делать с этим плакатом? Правильно, мы можем его разместить на краю луга. Можем рассказать об этих правилах другим детям и взрослым. Спасибо вам огромное от меня и от дядюшки Луга. Вы нам очень помогли. Бабочка прощается с ребятами. А мы отправляемся дальше. Капитан, куда дальше лежит наш путь? Капитан: - В городе деревьев мало. И гулять стремятся все, Уходя за два квартала от проспектов и шоссе. Тут прохладно средь аллей и зелёных тополей…» Правильно, ребята, мы отправляемся в парк. На площадке «Парк» детей встречает дворник. Дворник: - Здравствуйте ребята. Убирая сегодня парк, на скамейке нашёл записку. Думаю, что она для вас. Посмотрите, что написано на конверте? Я оказался прав? Эта записка для вас от моего старого друга Парка. Предлагаю её прочитать «…Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть, потому что мне срочно нужна ваша помощь. Прошли выходные дни. У меня отдыхали много семей и оставили большое количество мусора? Мне тяжело, помогите мне…» Дворник: - Я сам видел эти горы мусора. Ребята, у вас есть предложения, как помочь парку? Правильно, ребята. Можно повесить в парке правила поведения. Можно убрать мусор. А вы знает, как правильно убирать мусор? Правильно, нужно рассортировать мусор, по специальным контейнерам. Я вам покажу, где они стоят. Проводится игра «Собери правильно мусор». Дворник: - Спасибо, ребята, что помогли навести у нас в порядок. В парке стало очень чисто. До свиданья, приходите к нам отдыхать и поиграть. А мы отправляемся дальше. Капитан читай следующую подсказку-загадку. Капитан: - Я рождаюсь из снегов. Ручейков и родников. То быстра я и игрива, то теку нетороплива. Мелкою бываю в русле, или же глубокою, Я вверху бываю в узкой, а в низу широкою… Правильно ребята, мы отправляемся в гости к реке. На площадке «Река» ребят встречает рыбак. Рыбак: - Здравствуйте, ребята. Я сегодня пытался порыбачить, но выловил только бутылку, а в ней что-то лежит. Как вы думаете, что там находится? Вы действительно думаете, что там послание? Сейчас посмотрим. Открывает бутылку и достаёт сложенный листок бумаги, разворачивает его. Действительно, это послание, и непростое, оно от самой матушки Реки. Вот послушайте. Рыбак читает: «…Здравствуйте, ребята. С моими водами происходит что-то ужасное. Она стала мутной, потому что в неё сливают различные отходы. Моим рыбам нечем дышать и трудно плавать, потому что в воду выбрасывают мусор. Помогите мне и моим речным жителям!..» Рыбак: вот беда! Ребята, как же быть? Как мы можем помочь реке? Вы совершенно правы: люди не должны бросать в воду мусор. И можно попробовать очистить воду от грязных отходов. А попробовать это сделать я предлагаю вам в моей мини лаборатории. «Очистим воду» – опыты по очистке воды. (Приложение 7) Рыбак: - Молодцы ребята, теперь вы знаете, как можно помочь реке и сможете рассказать об этом всем окружающим. До свидания. А мы отправляемся дальше, на нашей карте последняя подсказка – загадка. Капитан, прочитай её нам. Капитан: - Там деревьев много разных трав, лишайников, кустов, Птиц, зверей, грибов и ягод. И, конечно - комаров. Там всегда полно чудес – Отправляемся мы…… Правильно, ребята, мы отправляемся в лес. На площадке «Лес» ребят встречает Лесовичок. Он очень грустный. - Здравствуй Лесовичок, ты почему такой грустный? Что случилось? Лесовик включает на экране изображение леса с вырубленными деревьями. Лесовичок: - Здравствуйте ребята. Как же мне не горевать? Посмотрите, что происходит с моим лесом. Люди стали бездумно вырубать деревья, кустарники. Лесным жителям становится негде жить. Я даже начинаю забывать, какие деревья здесь росли, посмотрите одни пенёчки остались. Совсем всё забыл. А вы знаете какие деревья растут в лесу? Что, тоже стали забывать? Отправимся к дедушке Дубу, уж он то поможет нам вспомнить. - Здравствуй, Дедушка Дуб, помоги мне с ребятами вспомнить какие деревья росли в моём лесу. Дуб: - Хорошо, попробую вам помочь. У меня на листочках, припрятаны загадки, попробуйте их разгадать. При правильном ответе на экране появляется изображение дерева. Загадки от дедушки Дуба. (Приложение 9) Лесовичок: - Молодцы ребята, отгадали все загадки. А как вы думаете, что же нужно сделать, что бы в моём лесу опять выросли деревья, кустарники и лесные жители вернулись в свой дом? - Правильно ребята. Нужно посадить новые деревья и кустарники. И тогда земле сразу станет легче дышать, ведь лес – это легкие нашей планеты. И поэтому я приготовил для вас небольшой подарок – саженцы деревьев и кустов. Вы их сможете посадить с моим другом дворником на своём участке. А на прощание я хочу подарить вам очень интересную книгу. Это «Красная книга Карелии для детей». Эта книга учит бережному отношению к природе. Расскажет вам о животных и птицах, рыбах и растениях нашего края, которым нужна ваша помощь. Прочитав её, вы сможете рассказать о ней своим друзьям и родным. И спасибо вам за помощь. До свидания, приходите ко мне в гости. | Капитан зачитывает загадку. Ответы детей. Дети переходят на интерактивную площадку «Луг». Капитан открывает и читает письмо. Ответы детей. Дети отбирают изображения с правильными ответами и наклеивают их на лист ватмана. Ответы детей. Капитан читает загадку. Ответы детей. Дети переходят на интерактивную площадку «Парк». Ребенок читает надпись на конверте. Капитан открывает и читает письмо. Ответы детей. Дети сортируют мусор по контейнерам. Капитан читает загадку. Ответы детей. Дети переходят на интерактивную площадку «Река». Ответы детей. Дети переходят в мини лабораторию и проводят опыты по очистке воды. Капитан читает загадку. Ответы детей. Дети переходят на интерактивную площадку «Лес». Дети подходят к дубу. Дети снимают с дуба листочки с загадками и разгадывают их. Ответы детей. | Презентация (приложение 3 слайд 2) ноутбук Плакат, карточки, клей. Презентация -слайд 3 Ноутбук. Записка. Контейнеры для сортировки мусора (приложение 6) Разнообразный мусор. Презентация – слайд 4. Ноутбук. Пластиковая бутылка с посланием Пустые стаканчики, стаканчики с грязной водой и мусором, ситечки, бинт, воронки. Презентация – слайд 5. Мольберт. На ватмане изображение дуба с листьями – загадками. (Приложение 8) Саженцы. «Красная книга Карелии - детям» |
3 | Заключительная часть. Рефлексия | 5 минут | Вот ребята и закончилось наше приключение. Как вы думаете мы справились с заданием от нашей Планеты? Что нового узнали? Что было интересно? Что вас удивило? Что было трудно? Все ли у вас получилось так, как хотелось? Что же нам осталось с вами сделать, ребята? | Ответы детей. Дети идут на улицу сажать саженцы деревьев и кустарников. | |
Список использованной литературы:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Издательство: Сфера: 2002г.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. - Спб.: Детство Пресс, 2013. - 128с., ил.
Бурмистрова Л. Л., Мороз В., «Расскажите детям о деревьях» Издательство «Мозаика-Синтез» 2008 г.
Иллюстрация земли- https://pbs.twimg.com/media/C_s6nAxWAAA6c65.jpg
Иллюстрация луга - https://s1.1zoom.ru/big3/171/337963-svetik.jpg
Иллюстрация городского парка - https://fs3.fotoload.ru/f/1018/1538813615/1024x768/bb86f07a31.jpg
Иллюстрация реки - https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1345038/0833155a-984f-4df6-b6f5-d3ef23516a20/s120
Иллюстрация леса – https://www.publicdomainpictures.net/pictures/300000/velka/deforestation-1559122088Cbl.jpg
Иллюстрация дуба – https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1626167/c762e557-9e5c-4a6e-bfca-df0004685f53/s1200?webp=false
Карточки с правилами поведения в природе – https://alsota.ru/upload/iblock/898/8983dbdd32b71f7b3837e8a8ab6edbe9.jpg
Наклейки-символы по раздельному сбору мусора – https://flagylmedication.com/wp-content/uploads/2018/10/free-printable-recycling-labels-for-bins-razvan-d-toma-medium-recycling-labels-for-bins-free.jpeg