Конспект организованной образовательной деятельности Тема: “Природа Башкортостана”

Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: “Природа Башкортостана”
Продолжительность: 20-25 минут
Цель: Уточнить знания и представления воспитанников о многообразии природы Республики посредством использования регионального компонента.
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для закрепления детьми представления о растительном и животном мире родного края;
Формировать элементарные представления детей о Красной книге Башкортостана.
Активизировать словарь детей существительными, обозначающие названия объектов растительного и животного мира.
- Развивающие:
Развивать любознательное отношение к природе родного края.
Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
- Воспитательные:
Воспитывать чувство любви, гордости за свою Республику.
Средства реализации: карта Башкортостана, разделённая на 6 частей, загадки, д/и «С какого дерева листок?», д/и «Животные Башкортостана», д/и «Собери и назови птицу», д/и «Назови насекомое», д/и «Я знаю…»,мяч, икт
Предварительная работа: проведение дидактических игр, рассматривание карты Республики Башкортостан, иллюстраций с изображением диких животных, птиц, грибов, насекомых, деревьев, отгадывание загадок, чтение «Пчёлы и трутни» Г.Зайцев, просмотр презентации «Животный мир Башкортостана», «Растительный мир Башкортостана».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Классификация (Тип) ООД: закрепления ранее приобретённых знаний. Ожидаемый результат: Развитие социального и эмоционального отзывчивости, партнерского взаимодействия.
Обобщение знаний и представлений воспитанников о природе Республики.
Методы и приемы:
•Практические: моделирование
•Игровые: дидактические игры
•Наглядные: демонстрация наглядных пособий
•Словесные: загадки, рассказ педагога, художественное слово.
Ход образовательной деятельности: Вводная часть: дети стоят полукругом
- Доброе утро!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
- Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Дети, у нас гости. Пожелаем доброго утра и им.
-Доброе утро!
- Доброе утро, дети! Я пришла к вам за помощью из другого детского сада.
К нам в садик пришла посылка с картой растительного и животного мира Республики Башкортостан, но карта волшебная: состоит из отдельных частей (демонстрирует карту, разрезанную на 6 частей). А чтобы части соединились, нужно выполнить задания. Мне одной с ними не справиться. Я думаю, что вы поможете мне? - Да, поможем (дети)
Основная часть: - Дети, пройдёмте и сядем за столы, ноги у всех подружились, спину выпрямили. - Давайте посмотрим- каждая часть карты содержит задание. – Имя ребенка, возьми, пожалуйста, одну часть, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем).
- Первая часть и первое задание: Что обозначают цвета на карте?
-Зеленый – лес; - Светло – зеленый - луг;
- Синий – реки, озера;
- Коричневый – горы.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулся мой край:
От севера до юга:
В одном краю – леса, поля
В другом- озёра, реки
- О чём говорится в стихотворении? - О природе нашей Республики.
- Да, о природе нашего края. Леса, луга, поля, степи- все они богаты растительным и животным миром.
-Вторая часть карты и второе задание: Имя ребенка, возьми, пожалуйста, ещё одну часть карты, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем-дерево).
- Отгадайте загадки и назовите деревья, растущие в лесах нашего края. (использую слайды) 1. Он в лесу, как витязь встанет Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это …(дуб) - Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, а кора коричнево-серого цвета с извилистыми трещинами. У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная с красивой текстурой. Ее используют при строительстве кораблей, мебельном и столярном производстве. 2. Белый низ, зелёный верх В летней роще краше всех! На стволах полоски. Хороши …(берёзки) - Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на болотистых почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках. Белая кора березы – береста – отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.
3. Над её густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным мёдом лечит …(липа)
- Липа – стройное дерево с густой кроной. Липа – одна из лучших медоносов. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.
4. Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
- С давних пор люди подметили, что, как подует ветер, так листья осины и начинают шелестеть – «дрожать». Почему так происходит? Листья у осины округлой формы, сидят на длинном черешке. При движении воздуха они начинают раскачиваться, ударяться друг о друга и шуметь.
5. В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (рябинка)
- Рябины – невысокие деревья. У этих деревьев небольшие сложные листья с зубчатым краем, кремово-белые соцветия распускаются в мае, а красные ягоды появляются в августе
6. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на верхушке. (Сосна)
- Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни опадают, на их месте вырастают новые молодые иголочки.
- Поиграем в игру «С какого дерева листок?»?
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
- Все загадки отгадали и листья деревьев назвали.
- Третья часть карты и третье задание: Имя ребенка, возьми, пожалуйста, ещё одну часть карты, что изображено на обратной стороне ? (ребенок достает часть, показывает всем-животное). – Для вас игра «Животные Башкортостана»
Дидактический материал: карточки с изображением животных жарких стран, животных Севера и животных Башкортостана.
Правила и ход игры: Перед детьми расположены карточки. По заданию педагога дети выбирают изображения животных, обитающих на территории Башкортостана.
- Вы правильно выбрали животных нашего края.
Физкульт-минутка: «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой. - Четвёртая часть карты и четвёртое задание: имя ребенка, возьми, пожалуйста, часть карты, что изображено на обратной стороне ? (ребенок достает часть, показывает всем-птица). -Для вас игра «Собери и назови птицу»(дети собирают из частей силуэт птицы и называют её).
Дидактический материал: Разрезанные картинки птиц.
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать птицу. Если кто-то затрудняется, можно использовать загадки.
- Птицы уничтожают вредителей растений. В связи с этим справедливо изречение о том, что зеленый покров нашей Земли своим существованием обязан птицам.
- И с этим заданием вы, дети, тоже справились, молодцы, я уверена что вы выполните и следующие задания.
- Пятая часть карты и пятое задание: разрешите, я возьму часть карты и покажу что изображено на обратной стороне ? (достаю и показываю всем-насекомое).
-Для вас игра «Назови насекомое»
Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д.
- Какое насекомое знаменито даже за пределами Башкортостана?
- Это – башкирская пчела. Она дает людям целебный мед, он вкусный и полезный для здоровья. Наш мед славится на весь мир.
- Правильно выполнили и это задание.
- Шестая часть карты и шестое задание: имя ребенка, возьми, пожалуйста последнюю часть карты и покажи что изображено на обратной стороне ? (достаёт и показывает всем-грибы и ягоды).
- Здесь игра «Я знаю…»
Ход игры: Взрослый говорит: «Я знаю названия грибов (ягод)…»
Ребенок с опорой на картинку-подсказку называет объекты-предметы (используется мяч).
- Все ли они съедобные?
- Среди них есть ядовитые: мухомор, поганка, вороний глаз, волчье лыко, ложные опята. Их нельзя собирать и есть.
- Вы много знаете грибов и ягод нашего края.
-Посмотрите, мы дружно выполнили все задания и собрали карту Башкортостана.
-Спасибо вам, дети, за помощь. Вы хорошо знаете природу нашей Республики. Теперь в нашем детском саду будет висеть эта карта. Но я хочу еще добавить, что многие животные и растения занесены в Красную книгу.
-Кто может сказать, какие животные и растения занесены в Красную книгу?
-Животные: лось, косуля, медведь, рысь, бобр, барсук, кабан, белка обыкновенная, лебедь, Башкирская бортевая пчела, Черный аист…
-Растения: подснежники, ландыши, колокольчик, кувшинка…
-Предлагаю, посмотреть слайд на экране. И запомнить навсегда тех животных и растения, которые на грани исчезновения (показ слайда).
- Заключительная часть. Рефлексия:
- Профессия людей составляющих карты называется картограф. - Хотите, и мы с вами станем картографами – оживим карту, которую мы собрали. Разместим на ней растения и животных. (дети размещают на карте силуэты птиц, деревьев, ягод и т.д.)
- Дети, получилось ли у нас помочь детям из другого детского сада, как вы думаете?
- Что помогло нам собрать карту? - Какое задание больше всего понравилось? Почему?