Конспект открытого урока по предмету «Рисунок» 2 класс ДПП «Живопись» (возраст учащихся 11-14 лет) на тему: «Наброски сидящей фигуры»

7
0
Материал опубликован 1 June
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Карталы








Конспект открытого урока по предмету «Рисунок» 2 класс ДПП «Живопись» (возраст учащихся 11-14 лет) на тему: «Наброски сидящей фигуры»












Выполнила преподаватель художественного отделения Корчагина Е.В.








2022 г.

Цели:

1. Дать представление о набросках фигуры человека. Научить методам изображения человека в графике, живописи, скульптуре в условиях краткосрочной работы, методически последовательно выполнять этапы работы над наброском , точно формулировать требования к наброску. Изучить пропорциональные взаимосвязи и конструктивно-анатомическое строение тела человека. Применять знания о воздушной и линейной перспективе, владеть навыками быстрого отображения человека в наброске, учить анализировать пропорции конструктивно-анатомического строения тела человека, объемной формы. Формировать умение выполнять наброски с натуры фигуры человека разными способами.

2. Развить целостное представление о формообразовании фигуры человека. Развивать практические навыки рисования: глазомер и ручную умелость; наблюдательность и внимательность, зрительную память, целостное видение формы, умение замечать и передавать характер основного движения.

3.Воспитать внимание, усидчивость, наблюдательность к натуре, последовательность в выполнении задания, эстетический вкус, аккуратность. Воспитать стремление к творческой самостоятельности, сформировать художественно-эстетическое восприятие у учащихся.



Оборудование:

Материалы для преподавателя: методические таблицы ( пропорции человека, этапы рисунка фигуры человека, схемы движений, наброски (сидящей фигуры), модель - ученики из класса).Альбом а4, карандаши ТМ, М, мягкий ластик, планщеты, резак, подиум , софит.

Материалы для учащихся: Альбом, карандаши ТМ, М, 2М, мягкий ластик, планшеты, резак , скотч.

Зрительный ряд: Наглядные рисунки этапов выполнения наброска.


План урока:

Организационный момент – 1 мин.

Повторение пройденного материала - 3 мин.

Объяснение нового материала -10 мин.

Практическая работа (показ преподавателя, повторение последовательности выполнения работы, самостоятельная работа) – 26 мин.

Подведение итогов урока (анализ работ учащихся, домашнее задание, уборка рабочих мест) – 5 мин.








Ход урока:

Организационный момент:

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке рисунка. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку: Альбом, карандаши ТМ, М, 2М, мягкий ластик, планшеты, резак , скотч.

Повторение пройденного материала:

На сегодняшнем занятии мы снова обратимся к наброскам с натуры, как к основе и вспомогательной части в творческом процессе художников.

Тема нашего урока «Наброски сидящей фигуры».

Преподаватель:Давайте вспомним, что такое набросок?

Предполагаемый ответ учащихся: Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности.

Преподаватель: Правильно. Набросок - это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Характерная особенность наброска - простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Наброски - это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.

Наброски как непосредственная передача изобразительными средствами окружающей действительности имеют очень древнюю историю. Уже в изображениях первобытного художника наблюдается большое искусство передачи действительности. Убедительное свидетельство тому - рисунки на костях и бивнях мамонта, изображенным на стенах пещер и отдельных камнях. Легко намеченный контур мамонта в пещере Дордона, живописные изображения лошади в пещере Ласко (Франция) и бизонов в пещере Альтамира (Испания), изображения оленей на пластинках из оленьей кожи - все они могут быть определены как рисунки-наброски. В них преобладает принцип простейшего, наиболее быстрого и наиболее жизненноверного изображения видимого мира. Этот принцип, особенно важный и постоянный для искусства рисунка всех времен, есть принцип фиксирования линиями, так или иначе проведенными по данной поверхности, контурного изображения предмета. Причем уже в искусстве каменного века встречаются три основные разновидности рисунка, встречающиеся и впоследствии: контурно-линейный, плоскостно-силуэтный (соответствующий более позднему периоду) и объемный с использованием цвета.

Первобытный художник стремился отразить мир таким, каким он его видел. Различные произведения, например изображения животных, поражают нас необыкновенной выразительностью. Правдивость и свобода мастерства подтверждают то, что художник не только умел видеть и правильно передавать образы птиц и животных, но и хорошо изучил их форму, знал детали тела и повадки, характерные для тех или иных животных. Очевидно, первобытный рисовальщик достигал всего этого благодаря живому, непосредственному восприятию природы.

Если первобытные художники передавали в рисунке жизненные моменты, движение, экспрессию то художники Древнего Египта уже стали стилизовать форму предметов и изображать их не так, как они их воспринимали, а так, как это предписывалось канонами изобразительного искусства. Каноны же эти, определенные религией, хоть и облегчали задачу изображения, но не давали возможности изобразить мир таким, каким видел его художник, сковывали его инициативу и живое чувство восприятия. Ясно, что и изучение натуры основывалось на приложении к ней определенной системы правил и канонов, несоблюдение которых строго каралось по закону.

Выработанные египетскими художниками каноны изобразительного искусства в дальнейшем стали изучаться греческими мастерами. Изучение натуры и проверка теоретических установок египетских художников на практике заставили греков в корне изменить эстетические установки и создать свою собственную новую художественную культуру. Самым прекрасным существом считался человек: женщина с красивым телом и грациозными движениями, атлет с развитыми мускулами. Чтобы правдивее и точнее изобразить своих героев, греческие мастера часто рисовали с натуры и основой обучения считали внимательное ее изучение.

В художественном наследии мастеров эпохи Возрождения можно найти большое количество выразительных линеарных рисунков. Известны великолепные графические работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дж. Романо, Тинторетто, Гольбейна (младшего).

В эпоху итальянского Возрождения мы встречаем четкое разграничение понятий длительного рисунка и быстрого, непосредственного рисунка- наброска - с присущими для каждого вида рисования особыми целями и задачами. Главной задачей наброска было нахождение положения фигур и целого (общего), т.е. набросок выполнял функцию важнейшего средства познания характерного в изображаемых предметах внешнего мира функцию, которую он выполнял в течение всех последующих столетий и выполняет в. наши дни.

В мастерских художников Возрождения (особенно в эпоху раннего Возрождения) будущий мастер овладевал рисунком в непосредственной связи с композиционной работой. Поэтому работы мастеров эпохи Возрождения часто носят незавершенный вид. Учитель, удостоверившись, что ученик правильно понял конструктивное построение предмета, верно уловил в рисунке движение, не заставлял ученика оттушевывать рисунок целиком, а позволял оставлять его в стадии аналитического построения. Огромное значение придавали наброску все выдающиеся художники Возрождения.

Прежде чем приступить к исполнению композиции, итальянские мастера делали беглые наброски, на основе которых уже в мастерской исполняли с большой тщательностью рисунок конкретного фрагмента композиции .

Изысканный кратковременный рисунок был в почете и у живописцев Франции - Энгра, Домье, Родена, Дега, О. Ренуара, П. Синьяка, П. Сезанна, П. Пикассо и др.

Разнообразно графическое наследие русских мастеров XVIII-XIX вв. - А.Е. Егорова, С.П. Соколова, П.А. Федотова, М.Н. Воробьева, А.А. Иванова, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.М. Васнецова, И.И. Левитана, М.А. Врубеля, И.Е. Репина, В.А. Серова, Ф.А. Малявина и др.

Практически у каждого известного художника можно обнаружить большое количество разнообразных набросков и зарисовок. Действительно, наброски, как важнейшие составные элементы изображения, как художественно-выразительные средства, предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Преподаватель: На уроках рисунка в первом классе все вы познакомились с набросками и зарисовками. Рисунок является не только видом изобразительного искусства, но и основой для всех остальных видов.

Но в основе своей набросок и натурная зарисовка – это «тренажерный зал для рисовальных мышц». Все без исключения великие художники любят натуру, ведь это лучший помощник и главный учитель. Как мы можем с вами использовать наброски с натуры?

Предполагаемый ответ учащихся: Можно использовать для изучения натуры и для эскизов. Для уроков станковой композиции, где часто требуется нарисовать человека в определенной позе. Для развития глазомера.

Преподаватель: У художника рисовальщика накапливается опыт, знания и умение смотреть на натуру и видеть форму. Оттачивается мастерство. Хороший набросок становится незаменимым пособием для художника.

Давайте вспомним, что нужно знать каждому рисующему наброски человека.

Предполагаемый ответ учащихся: Нужно знать пропорции человека.

Преподаватель: Повторим пропорции фигуры человека, у вас с первого класса есть шпаргалка:

t1717237091aa.jpg

* Канон – система типизации изображения. Модуль – единица меры, при создании того или иного канона.

За единицу измерения или модуль* при анализе фигуры общепринято принимать голову человека. В историческом развитии изобразительного искусства утвердились два общепринятых канона*: восьмикратное деление и 7,5 голов в фигуре. Современный канон в изображении взрослого человека выше 180 см., роста составляет около 8 голов, для среднего роста от 165 до 180 см – 7,5 голов, для роста ниже 165 см – от 6 голов в фигуре человека.

Разработкой канона занимались: Леонардо да Винчи, который за модуль брал длину лицевой части головы человека, а так же Дюрер, который вывел канон восьмикратного деления фигуры, т.е. равного восьми длинам головы, при котором сверху от макушки вниз на оси откладываются:

t1717237091ab.gif

1 отметка – подбородок;

2 отметка – линия сосков на груди;

3 отметка – приблизительно область пупа, локтевого сустава, нижние углы грудной клетки;

4 отметка – лобковый симфиз (лонное сращение);

5 отметка – середина бедра, окончание верхних конечностей при выпрямленном теле;

6 отметка – нижняя граница колена;

7 отметка – середина голени;

8 отметка – стопа (уровень земли).

Для 7,5-кратного канона сверху вниз следует отметить 4 раза длину головы. Измерение пятой отметки следует начать выше на половину длины головы. Смещение происходит в области симфиза на половину головы. Этот канон вывел П. Рише.

5 отметка – от углов подвздошных костей (на 0,5 головы выше симфиза) до верхнего края колен;

6 отметка – широкая часть икроножных мышц;

7 отметка – голеностопный сустав;

7,5 отметка – стопа (уровень земли).

Для обеих ситуаций область симфиза делит фигуру человека пополам. Ширина плеч достигает 2-х высот головы; рука в горизонтальном положении от грудной кости соответствует 4-м высотам головы, при опущенном положении – 3,5 голов; нога – 4 головы. Кисть равна лицевой части головы.

 У детей до двух лет голова меньше тела в 4 раза, с двух лет – в 5 раз, у 6-летнего – в 6 раз, у 12-летнего – в 7 раз. Грудная клетка ребенка примерно равна величине головы.

Сравнивая мужское и женское тело, можно выявить, что пропорции плеч и таза различаются: у женщин плечи уже, чем таз, тогда как у мужчин наоборот таз уже, чем плечи. Можно также указать на проявленную мускулистость мужского тела и большую округлость женского.

Основой фигуры человеческого тела является костный скелет, представление о котором необходимо приобрести перед выполнением наброска, т.к. он дает рисующему вспомогательные ориентиры – контрольные точки для рисования. Таковыми обычно служат темя, яремная ямка, 7-й шейный позвонок, акромиальные концы ключицы, мечевидный отросток грудной кости, нижние углы грудной клетки, углы подвздошных костей, лонное сращение, большие вертелы бедра, крестцовые ямки и все суставы с видимыми мыщелками и отростками, хорошо видимыми под кожей.

В среде художников считается дурным тоном употреблять слово «поза». Его заменяют термином «движение», но под ним также понимается положение тела, его точек опоры и распределение веса в пространстве. Центр тяжести легко выявить, опустив перпендикуляр от яремной ямки и симфиза и точек опоры к плоскости земли. Под влиянием притяжения центр тяжести стремится к центру земли. Середина отрезка между проекциями крайних точек будет проекцией центра тяжести, который указывает на распределение веса тела и устойчивость. Центр тяжести при обыкновенном стоянии совпадает с проекциями яремной ямки и симфиза и находится на равном удалении от подошв, точно между ними. В иных положениях равновесно тело тогда, когда срединная точка отрезка между крайними проекциями точек находится в абрисе опоры и части тела уравновешиваются вокруг центра тяжести подобно чашам весов, или между опорами, когда вес тела распределяется равномерно.

В положении стоя особое внимание стоит уделить контропостному (разносному) положению тела. При таком движении опора производится на одну ногу, вторая приставлена практически без веса. За счет этого большой вертел напряженной ноги поднимается выше вертела свободной. Оси ног, таза, грудной клетки и головы образуют S-образное взаиморасположение. А оси, проведенные между большими вертелами и акромиальными концами ключиц, будут направлены в противоположные стороны.

При построении модели очень важно помнить о взаимодействии двух

частей туловища: грудной клетки с плечевым поясом и таза. Их взаимное

положение при опоре на одну ногу имеет свои закономерности. Из-за

расслабленной ноги, таз теряя опорную функцию с одной стороны принимает

наклонное положение, удерживаясь опорной ногой с другой стороны. Все это

можно хорошо прочувствовать на самом себе, проделывая подобные

движения, медленно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую,

внимательно наблюдая за процессом работы конструкции тела. Следует

обратить внимание на положение ступни и ее следка.

Одной из главных задач на стадии построения фигуры в рисунке

является постановка фигуры на плоскости так, чтобы это не вызывало

ощущения неустойчивости, падения в какую-либо сторону. Вот почему для

контроля опускается линия отвеса. При этом не забывайте проверить

сделанное на расстоянии (от рисунка), чтобы еще раз убедиться в

правильности постановки фигуры на плоскости. Кроме линии отвеса,

проверяющей устойчивость постановки модели на плоскости (подиуме,

полу), существует так называемая средняя линия, которую лучше назвать

главной линией изгиба тела. Главной линией изгиба тела легко проверить

пластику движений н положения фигуры, их соответствие основному

движению в постановках. Эта линия идет от яремной впадины, вдоль оси

грудины, средней линии живота к лобку и по всей внутренней стороне ноги

по всей фигуре общей синусоидальной линией: от макушки головы вдоль

оси шеи, через яремную впадину по оси грудины, животу, плавно

переходящей к бедру опорной ноги, до основания стопы. Такая кривая может

идти от яремной впадины или оси седьмого шейного позвонка и далее, как

сказано выше. Суть в том, что такая кривая определяет данное фигуре

движение при опоре на одну ногу, облегчая тем самым восприятие пластики

движений всей фигуры при постановке в рисунке. При этом главная линия

изгиба тела проходит всегда по опорной ноге, как несущей основную

функцию опоры.

При ходьбе тело попеременно опирается то на одну, то на другую ногу, перемещая центр тяжести (падая и подставляя ногу), и совершает вертикальные, поперечные (падение и выравнивание), колебательные (подскакивание и оседание) и вращательные (противоположные движения плеч и бедер) движения.

Нужно продумать организацию пространства за моделью. Фон не следует перегружать лишними деталями, которые будут мешать общей выразительности силуэта и отвлекать внимание. Если модель на светлом фоне, очень важно еще при постановке обратить внимание на характер силуэта – одного из главных средств общей выразительности. Не видя деталей лица, мы ведь сразу узнаем знакомого нам человека только по силуэту, даже на большом расстоянии.

Однако это не означает, что все наброски необходимо начинать с построения подобной схемы. Если мы ставим задачу передачи живого впечатления от натуры, ее движения, то главным выразительным средством такого наброска будет живая линия, контур. Именно на контуре сосредоточено внимание рисовальщика в первый момент. При этом построение, постановку, пропорции следует держать в уме, а сам контур должен быть не плоской однообразной линией, а являться границей формы. Живая, точная пространственная линия, являющаяся средством выражения трехмерной формы, – результат долгих и целенаправленных упражнений.

В набросках с натуры следует пытаться передать несколькими линиями пластику фигуры, ее движение.

В зависимости от нажима карандаша, от способа касания бумаги – острым концом или боковой поверхностью грифеля– можно получить широкие или узкие, темные или светлые, мягкие или жесткие линии.

Выполнение набросков и зарисовок не только с натуры, но по памяти и представлению активизирует и дополняет работу с натуры. Такие наброски углубляют наши знания в натуре и, в конечном счете, служат воспитанию образного видения.

Объяснение нового материала, цель урока:

Сегодня мы будем выполнять набросок сидящей натуры. Позирует ученик другого класса или приглашенная натура.

Трудности в испонении набросков сидящей натуры заключается в том, что восприятие пропорций сложнее,чем у стоящей фигуры. А также появляется точка опоры- стул, диван, табурет и.тд. Сегодня мы рассмотрим этьи особенности и выполним набросок.

Начнем мы с рассмотрения позирующего. Он сидит на стуле в спокойной позе. Руки сложены на бедрах, что дает более целостное восприятие. Колени не сильно расставлены, одна нога выставлена немного вперед.

Сразу обьясняю, что любой предмет , на котором сидит натура, нужно воспринимать как кубик, и на начальных этапах задавать его именно кубом, без прорисовки ножек. Это упростит восприятие сидящей натуры, и поможет правильно посадить ее на плоскость.

Теперь обратим внимание на пропорции сидящей натуры. Особенность в том , что сидящая натура имеет точку опоры на стуле в виде таза. Ноги согнуты. Запоминаем правило пропорций сидящей натуры- три погибели – это когда примерно равны размеры спины, бедер и голени. Т.Е. при компоновке и уточнении размеров нужно эти части между собой сравнить. Они должны быть примерно одинаковыми. Но нельзя забывать и про перспективное сокращение, это касается бедер. Если они развернуты к рисующему, то их длина будет изменена, т.е. сокращена.

При сидении опора находится на седалищных буграх, если спину человек держит с помощью мышц ровно. Если человек отклоняется вперед, то вес распределяется между седалищными буграми и стопами, т.к. проекция яремной ямки падает между ними. Если сидящий отклоняется назад и опирается помимо седалищных костей на руку или локоть, то центр установится между опорами. Объекты, на которые человек опирается также следует рисовать, чтобы изображение не вызывало вопросов.



t1717237091ac.gift1717237091ad.gift1717237091ae.gif

t1717237091af.jpg


t1717237091ag.jpg

Далее все сводится к правильной компоновке наброска в листе. Ее нужно проводить по крайним точкам натуры, по габаритам.

Основа фигуры – скелет, скрыт мышцами и мягкими тканями. Изменение направления линии происходит в местах, где находятся суставы. Наиболее характерные выступы мы принимаем за опорные точки.

Алгоритм выполнения наброска сидящей натуры

1. Определить композиционное расположение габаритных размеров изображения в формате листа, намечая их на листе, не выходя за него. Для этого легко наметить границы будущего рисунка (сверху, снизу, слева, справа).

2.Измерение пропорций и направления движения фигуры.

Схематично (линиями) нанести оси частей тела в движении с отметками пропорциональных отношений. Легкими касаниями , намечаем общее положение (постановку) фигуры, обращая внимание на положение ног и головы, т.е. делаем композиционный набросок. Неправильные линии можно удалять не сразу.

Начинать рисунок следует с отметки линии центра тяжести, которая,

как правило, начинается от яремной впадины (ямки) или от седьмого

шейного позвонка, в зависимости от положения рисующего по отношению к

фигуре. При рисовании фигуры человека спереди линию проводят от

яремной ямки, при рисовании со спины — от седьмого шейного позвонка, а

при рисовании сбоку — либо от яремной ямки, либо от седьмого шейного

позвонка, а точнее, от их середины. После этого намечаются верхушка

темени, основание стопы и уровень лобкового сочленения, а также уровень и

направление плеча и таза, коленных суставов, высота и ширина таза, размер

головы. Определив их, переходите к уточнению уже намеченных

пропорциональных членений всей фигуры. Уточнив их размеры, приступайте

к построению фигуры модели. ; Античный канон предусматривает деление фигуры на 8 частей: 1-голова; 2-от подбородка до линии сосков; 3- от сосков до пупка; 4-отпупка до лобового соединения; 5- от лобкового соединения до середины бедра; 6- от середины бедра до нижней части колена; 7-от нижней части колена до нижней части икроножной мышцы; 8- от нижней части икроножный мышцы до подошвы.

3. Уточнение линий, проработка формы и деталей. Возможно, схематично зарисовать анатомические реалии тела (костного скелета, групп мышц); Постепенно приступаем к стадии линейно-конструктивного анализа. Надо найти положение и пропорции крупных частей фигуры. Для этого можно с помощью главного измерительного прибора – карандаша с помощью тонких вспомогательных отвесных линий, определить, насколько узловые точки головы левее или правее узловых точек ног (ступней), а также промерить основные пропорции частей фигуры. Также с помощью карандаша необходимо провести координационные промеры частей фигуры в высоту. Обязательно намечаем вспомогательную линию позвоночного столба. В данной позе сидящего человека, он, как правило, не прямой, а несколько изогнут и расслаблен, т.е. имеет определенный прогиб. Обязательно проверяем положение плечевого и тазового пояса, линию коленей. Учитываем перспективное сокращение, особенно при позициях учащегося, рисующего фронтально перед сидящей фигурой. Тогда выставленные вперед кисти, колени, и особенно ступни окажутся намного крупнее, чем у стоящей фигуры. В сидячем положении сокращаются размеры бедер.

4. Прорисовать очертания фигуры и одежды. Затем проверяем основные намеченные складки одежды и строим их, разделяя их по плоскостям. Особое внимание уделяем складкам на одежде в месте локтевых и коленных сгибов.

5. Моделировка освещения.

Исходя из задач, выявить объем светотеневой моделировкой формы. Затем внимание уделяем рисунку головы данной фигуры. Для этого используем метод деления головы, представляющую собой яйцеобразную форму, на основные части по высоте (волосистая часть, лобная часть, носовая часть, подбородок, линия глаз и бровей), деление части лица вспомогательной осевой линией на две симметричные части, деление на переднюю и боковую части лица ( верхнебоковое освещение должно быть грамотно выставлено преподавателем таким образом, чтобы подчеркивать деление головы на плоскости), обозначение скуловой части. Затем прорисовывается головной убор с учетом деления его на конструктивные части. Намечаются очки на лице, прорисовываются волосы и борода методом «от общего к частному».

Работа над руками и кистями рук также строится по методу «от общего к частному». Необязательно прорисовывать мелкие детали – например, лучше обобщить пальцы в теневых частях и оставлять незавершенными некоторые детали (например, ногти и пальцевые складки), чем неправильно построить основные части кисти, учитывая основные сгибы в суставах кистей.

После детальной проработки опять проверяем пропорции и вносим соответствующие коррективы. Особенно часто бывают следующие ошибки: получаются маленькие стопы и кисти, т.к. учениками еще плохо учитывается перспективное сокращение, и конечно, тяжело еще строится голова. Кресло надо наметить, чтобы фигура не висела в воздухе, но без подробной обработки, особенно на заднем плане.

Переходим к тональной проработке. Для этого определим освещенные участки и теневые участки натуры, затем темные участки одежды. Освещенные участки при необходимости высветляем острием ластика. Обрабатываем теневые участки сначала плашкой мягкого материала, затем штрихами, желательно по форме. При работе тоном не всегда главное – сделать обязательно темным локальный цвет одежды, на это может просто не хватить времени. Лучше обратить внимание на освещение, погрузив тоном в собственную тень необходимые части фигуры, а также на объем фигуры. То, что из-за ограниченности времени при работе с живой натурой, может быть учеником не доделано, кроме обязательных вышеуказанных задач, может быть намечено, чтобы был так называемый эффект домысливания.

В конце работы необходимо обязательно обобщить работу, особенно на заднем плане. Также необходимо отметить, что в моменты отдыха натурщика ученики не должны терять время, так как они вполне могут работать по памяти или доделывать детали кресла.

Практическая работа:

Сначала за работу садится преподаватель, чтобы показать выполнения задания ученикам. Выбор точки зрения и расстояние до натуры (оно должно быть не менее 1,5-3 м)

Выдающийся педагог Петербургской академии художеств П.П.Чистяков писал:

«Рисунок – основа всего, фундамент». Он требовал рисовать не изгибы линий, а формы, которые они образуют между собой. В работе с живой натуры Чистяков учил, прежде всего:

1) определить размер рисунка и не выходить из него;

2) наметить общую постановку фигуры в пространстве, обращая особое внимание на положение ног; начинать рисовать «с земных линий и идти от ближайших точек вверх»;

3) найти местоположение и пропорции крупных частей фигуры и, уточняя их, постепенно, или, как Чистяков говорил, «поступенно» (от простого к сложному), переходить к самым малейшим изгибам, выступам и усложнениям форм:

Преподаватель: Для начала нам понадобится хорошо заточенный карандаш НВ, затем в работу могут включиться карандаши В и 2В или более мягкие. Выбираем точку зрения, берем карандаш за самый кончик подальше от

острия (это позволит ему двигаться свободнее, а линии быть тоньше и

прозрачнее). Старайтесь расположить фигуру так, что бы перед лицом оставалосьпространства больше (если вы смотрите на натурщика в профиль), чтобы части фигуры не упирались в край листа. Соблюдайте соотношение

пропорций и размеров частей тела. Внимательно смотрите и анализируйте

натуру. Посмотрим внимательно на натурщика. Находите опорные точки.

Старайтесь рисовать больше тонких вспомогательных линий и чаще смотреть на натуру. Это ваше впечатление от натуры.

На следующем этапе мы должны уточнить или исправить пропорции нашего

наброска и используем прием для измерения пропорций и наклона линий.

Какой способ измерения натуры я имею в виду?

Ученики: Визирование! Способ измерения с помощью глаза и карандаша.

Преподаватель:- Да. Метод визирования. Напомню, что карандаш в вытянутой перед собой руке, локоть выпрямлен, а измерение проводится большим пальцем. Пока вы измеряете пропорции, напомню, что встоящей фигуре визуально «умещается» 7-8 голов. Голову берем как модуль для измерения всех пропорций. Так же мы можем определить ориентацию объекта относительно вертикали и горизонтали и перенести это все на бумагу. Этот прием особенно полезен для передачи движения модели. Методом визирования нужно пользоваться на протяжении всей работы. Он также помогает определить наклоны линий относительно друг друга. Начнем уточнять пропорции, ориентируясь на опорные точки костяка. На этой стадии к этим точкам можно прибавить еще несколько точек: соски, пупок, складки живота и при рисунке фигуры со спины ягодичные мышцы, уточняя пропорции. Когда пропорции промерены, движение «поймано», можно приступать к стадии уточнения. Здесь важно помнить о наличии под одеждой живого тела и формы. Вселюди уникальны, у каждого свои пропорции и формы, особенности строения.Правильное изображение складок помогает созданию образа, характер складок зависит не только от движения фигуры и материала, но и от покроя одежды. Уточняем линией, уточняем штрихом. Не бойтесь множества уточняющих линий – они только помогают найти точную форму и точную линию. Когда пропорции взяты, характер уловлен, можно перейти к деталям и форме.Также не забываем, что все части тела можно сравнить с геометрическими формами, они тоже имеют объем. Например, руку можно сравнить с цилиндром. Внимательно смотрите, где у вас будут располагаться светлые пятна, а где самые темные. В оставшееся время акцентируйте внимание на интересных деталях и уделите им больше внимания. Можно дать штриховку, чтобы смоделировать форму и освещение нашей модели. Наметив все детали, еще раз проверив соотношений величин отдельных частей фигуры, приступить к выявлению объема светотенью. Штриховкой «по форме» выявить объем. Приступая к тональной проработке Фомы, по возможности точно передать ее анатомическое строение.

Рисуя фигуру в одежде, необходимо исходить в построении формы от тех участков фигуры, к которым одежда плотно прикасается, облегчает, и тем самым помогает обнаружить их форму (показать): плечевой пояс, область грудной клетки и таза, коленные суставы во фронтально повернутой к ним фигуре, а со спины – лопатки, ягодичные и икроножные мышцы. Выявление этих участков помогает понять пластическую структуру фигуры. Прорисовать места, образующие большие складки, возникающие там, где одежда, не прилегая к формам тела, свисает или оттягивается в сторону. Нужно уметь отображать из множества складок характерные, основные, которые выявляют и определяют членение формы в большом ее объеме, и уже потом перейти к мелким и второстепенным складкам.

Желательно, чтобы одежда не отвлекала внимания от головы и кистей рук, была простой по тону и форме, без лишних деталей (трико, футболка с коротким рукавом). Набросок нужно выполнять свободно, непринужденно, особенно не стараясь детально передать натуру в изображении. Легкость, свежесть, раскованность – отличительная черта работы над наброском

При рисовании обычно стараются соблюдать законы воздушной и линейной перспективы, но не обязательно. Однако даже в линейном рисунке можно выявлять объем и пространство нажимом на карандаш при рисовании разных планов: контрастно на переднем и нюансно на дальнем плане. В изображении фигуры важно под одеждой и под кожей убедительно проявлять анатомию человека. В условиях быстрой работы для убедительного рисунка важно особо обратить внимание на три основных составляющих изображения человека: 

Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию, расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом.

Рисуя набросок фигуры человека, следует помнить о том, что человеческое

тело гибкое и подвижное.

В этом задании портретное сходство не требуется, лицо только намечается.

На один набросок отводится около 15 минут. В течение работы преподаватель следит за ходом работы, направляет учеников. После выполнения работы следует организовать совместный с учениками просмотр работ, на котором выработать четкие критерии оценки, соответствующие целям и задачам данного задания.

Подведение итогов урока:

Показ и анализ удачных работ.

Преподаватель: Вот и закончился наш урок. Мы узнали о том, как

использовали наброски и зарисовки разные художники, для чего мы с вами

рисуем наброски и как они помогают нам развить наблюдательность,

глазомер и точность линии. Сегодня вы попали в тренажерный зал ваших

рисовальных мышц, сделали несколько упражнений, поработали как

следует. А главное – работа была интересная, требующая сосредоточенности, внимания и задействования всех ваших творческих способностей и эмоционального решения.Но здесь важно помнить, что в рисовании так же, как и в спорте, чтобы добиться результата, нужно часто и систематически упражняться. Все поработали на совесть и добились хорошего результата. Спасибо всем!

Критерии оценок:

Оценка «5» (отлично) выставляется, если работа отвечает всем требованиям к

выполнению каждого задания. Правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции фигур и характер основного движения. Соблюдены этапы выполнения наброска, качество светотеневой моделировки и техники исполнения высокое.

Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если в работе правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции фигуры, соблюдена последовательность рисования наброска. Имеются небольшие ошибки в передаче характера движения, качество исполнения невысокое.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если работа выполнена с ошибками в композиции листа, в определении пропорций. Имеются серьезные ошибки в передаче характера основного движения. Не соблюдены этапы выполнения наброска, качество исполнения невысокое.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если в работе присутствуют грубые ошибки в композиции, в определении пропорций фигуры и характере основного движения. Не соблюдены этапы выполнения наброска, качество штриховки (проработки) низкое.

Домашнее задание: выполнить графические наброски с членов своей семьи в домашней обстановке (только фигура, слегка наметить окружение), используя разные графические материалы (карандаш, фломастер, тушь, восковые мелки, пастель, сангина, уголь и др.) Позы: фронтально, сидя – прямо, сбоку, в ракурс. Порисовать отдельные части тела - ступни, кисти рук, как показано на рисунках из художественного ряда.







Приложение



t1717237091ah.jpg

t1717237091ai.gif

t1717237091aj.jpg



t1717237091ak.jpg

t1717237091al.jpg


t1717237091am.jpg





t1717237091an.jpg


t1717237091ao.jpg


t1717237091ap.jpg


t1717237091aq.jpg


t1717237091ar.jpg


t1717237091as.jpg

t1717237091at.jpgt1717237091au.jpg


t1717237091av.jpgt1717237091aw.jpg

t1717237091ax.jpgt1717237091ay.jpg






t1717237091az.jpgt1717237091ba.jpg

t1717237091bb.jpgt1717237091bc.jpg




t1717237091bd.jpgt1717237091be.jpg

t1717237091bf.jpg


t1717237091bg.jpgt1717237091bh.jpg


t1717237091bi.jpg

t1717237091bj.jpg


t1717237091bk.jpg


t1717237091bl.jpgt1717237091bm.jpg



t1717237091bn.jpgt1717237091bo.jpgt1717237091bp.jpg



t1717237091bq.jpgt1717237091br.jpgt1717237091bs.jpg



t1717237091bt.jpgt1717237091bu.jpg






Алгоритм наброска сидящей фигуры

1. Композиционное расположение габаритных размеров изображения в формате листа

2.Измерение пропорций и направления движения фигуры. Опорные точки.

3. Уточнение линий, проработка формы и деталей.

4. Прорисовать очертания фигуры и одежды. Моделировка освещения.

t1717237091bv.jpg

t1717237091bw.jpgt1717237091bx.jpg


t1717237091by.jpgt1717237091bz.jpg

t1717237091ca.jpgt1717237091cb.jpg


t1717237091cc.jpgt1717237091cd.jpg


t1717237091ce.jpg








t1717237091cf.jpg



Литература:

1. Беда Г.В., Основы изобразительной грамоты. –М.,1989.

2. Авсиян О.А., Натура и рисование по представлению. –М., 1985.

3. Барщ Л.О., Наброски и зарисовки. –М., 1970.

4. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. –М., 1970.

5. Ли Н.Г., Основы учебного академического рисунка., -М., Эксмо., 2006

6. Ганжало Т. Наброски: уроки изобразительного искусства. Юный художник., №7., 1991.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей