Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по УМК «Школа России»
Конспект открытого урока
по русскому языку
на тему: «Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже»
Выполнила: Воробьёва И.В., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Тема: «Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже»
Цель: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Задачи:
- способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;
- способствовать развитию умения правильно писать окончания имён прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление;
- прививать любовь к Родине, к родному языку.
Оборудование:
Презентация, карточки с творческим заданием разного уровня.
Ход урока
Слайд 1
I. Организационный момент
(Эмоциональный настрой)
-Здравствуйте!
-Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и весёлым тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
-Пусть эти стихи поэтессы Татьяны Давидовны Юриной станут девизом нашего урока, и я уверена, что тогда наш урок пройдёт в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи.
2.Актуализация знаний
-Что сделало эти стихи такими красивыми? (Прилагательные)
1. Что такое имя прилагательное?
2. Для чего нужны прилагательные?
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
4. В чём выражается эта связь? (Согласование в роде, числе и падеже).
5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?
6. Какая главная особенность имени прилагательного? (Изменяется по родам)
7. Как проверить безударное окончание прилагательного?
3. Проверка домашнего задания
Упр. 31(по цепочке, называя окончание).
- Итак, какие падежные окончания имеют прилагательные м.р. и ср. р. в И.п.?
Слайд 2
- Перечисли слова с непроверяемым написанием.
- Прочитайте предложение, которое вы составили?
Рубрика «Это интересно!»
В процессе развития языка некоторые прилагательные перешли в разряд существительных. К их числу относятся: мороженое, пирожное, парикмахерская и другие. Кроме того, существует ряд слов, которые могут выступать в роли обеих частей речи. К ним относятся: больной, знакомый, рабочий и другие.
4.Самоопределение к деятельности.
- Давайте просклоняем прилагательное доброе (утро)
- Что можно нам всем сегодня пожелать? (Доброго утра, интересного урока русского языка, плодотворного труда, приятного общения, хорошего настроения и счастливого пути по дороге знаний).
Слайд 3
- Перечисли имена прилагательные.
- В каком роде и падеже употреблены словосочетания? (М. р., ср. р., Род.п)
- Какая часть в слове пропущена?
- Определите тему нашего урока.
- А что именно мы должны узнать о прилагательном в Родительном падеже? (Правописание безударных окончаний), область применения.
Слайд 4(тема, цель)
Тема «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».
Цель: научиться писать безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже; выяснить использование имён прилагательных в родительном падеже.
- В конце урока мы должны будем вставить нужные окончания.
5.Работа по теме.
Слайд 5
1) Вхождение в тему. Минутка чистописания.
- Внимание на доску.
Прочтите отрывок из стихотворения Николая Михайловича Языкова.
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?!
- Как вы понимаете эти строки? (Главная мысль)
- Спишите очень красиво. Сядьте ровно.
- Определите падеж имени существительного и имён прилагательных в выделенном словосочетании.
- Задайте вопросы от существительного к именам прилагательным.
- Обозначьте окончания у имен прилагательных.
- Совпадает ли окончание вопроса с окончанием имени прилагательного? Какой согласный звук слышится в вопросе? Какой буквой он обозначен в окончании прилагательных?
- Можно сделать вывод? (Не совпадает)
- Какое ещё окончание пишется в родительном падеже? - Сделаем вывод.
Слайд 6(Памятка)
2) Работа по учебнику.
- Родной, милый сердцу край… Какую дату мы недавно отмечали? (65 образования Липецкой области)
-Подберите однокоренные слова к слову «родной» (родимый, родина, родители)
- Именно о родине пойдёт речь в упр. 35, с.19. Прочитайте высказывание Ивана Андреевича Соколова-Микитова. Какая мысль объединяет эти два высказывания?
Упр.35, с.19 (По 1 предложению у доски).
Слайд 7
Физкультминутка (По тренажёру Базарного)
Слайд 8
Рубрика «Это интересно»
(В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического)
- Сколько букв в слове? (33 буквы)
- Догадайтесь, что это за часть речи? Род? Падеж?
- Объясните, что оно может обозначать? (Обследование сердца, диагностика)
6. Словарная работа с.20
- Что обычно вежливые люди желают друг другу? ( За столом)
Правописание слов аппетит, аппетитный, аппетитная
(Аппетит – ощущение, связанное с потребностью в пище)
- Составьте с данными словами словосочетания. (Например: хороший аппетит, аппетитный пирог, аппетитная булочка)
Упр.36.
- Запишите эти предложения. Определите падеж прилагательных. Проверка работы, самооценка.
Вывод: где используются прилагательные в родительном падеже?
5)Работа в паре.
– Составьте диалог, выбрав одну из тем предыдущего задания (По рядам работа в паре).
Слайд 9
7. Закрепление. Творческая работа
(карточки с разноуровневым заданием)
Зимний лес.
Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около … куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса!
1 уровень (Дополни недостающими именами прилагательными)
2 уровень (Дополни текст несколькими предложениями)
- Зачитывание текстов (2-3 уч-ся)
Слайд 10
8. Рефлексия
(Добр… зимн…утра, интересн… урока рус… языка, плодотворн… труда, приятн… общения, хорош… настроения и счастлив… пути по дороге знаний).
- Объясни, какими способами можно проверить безударное падежное окончание имени прилагательного? - Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже?
- Где используются прилагательные в родительном падеже? (В пожеланиях, поздравлениях)
Слайд 11
9. Итог урока. Оценки
- Оцените свою деятельность на уроке.
Я узнал(а) ….
Я научился(лась) ….
Самым интересным заданием было….
Новые знания мне пригодятся …..
10. Домашнее задание: выполнить упр.37, с.20
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
И знание точно уж вам пригодится.
Слайд 12 Спасибо за внимание!
-Дополнить текст недостающими именами прилагательными. Зимний лес. Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса! Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый |
-Дополнить текст недостающими именами прилагательными. Зимний лес. Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса! Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый |
-Дополнить текст недостающими именами прилагательными. Зимний лес. Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса! Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый |
-Дополнить текст недостающими именами прилагательными. Зимний лес. Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса! Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый |
-Дополнить текст недостающими именами прилагательными. Зимний лес. Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса! Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый |
-Дополнить текст недостающими именами прилагательными. Зимний лес. Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса! Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый |
р | е | н | т |
г | е | н | о |
э | л | е | к |
т | р | о | к |
а | р | д | и |
о | г | р | а |
ф | и | ч | е |
с | к | о | г |
0 |
рентгеноэлектрокардиографического
Горбачёва Марина Юрьевна