Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Мы люди, а не куклы»
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Мы люди, а не куклы»
Цель: Закрепить знания детей о человеке и частях тела. Пополнять и активизировать словарный запас. Учить объяснять переносное значение слов. Развивать: внимание, мышление, память, звуко-буквенные сопоставления, быстроту реакции, навык словоизменения, умение координации речи с движением, мелкую моторику мышц рук, навык ориентировки в пространстве, правильное речевое дыхание. Тренировать умение детей выражать свои эмоции мимикой. Формировать умения связной речи.
Словарь: названия частей тела.
Грамматическая форма: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных с помощью суффикса –ищ-, существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «для того чтобы», «а».
Оборудование: кукля Катя, игрушки, мяч, чудо-мешочек, сердца из картона, ТСО.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Психологический настрой.
Глазки, глазки, вы проснулись?
Ушки, ушки, вы проснулись?
Щёчки, щёчки. Вы проснулись?
Ручки, ручки, вы проснулись?
Мы проснулись. И к солнцу потянулись!
II Основная часть.
Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.
- Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!
- Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).
- Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.
- Из каких частей состоит тело куклы?
- Что на голове у куклы?
- Что на лице?
- Что есть у куклы на руках и ногах?
- А это что? ( Это спина, грудь, живот).
2. Д/и «Назови части тела» ( игра с мячом)
- Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два ( у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).
- Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? ( У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).
- А чего у куклы много? ( У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).
3. Д/и «Подумай и ответь»
- Сколько глаз у двух кукол?
- Сколько ушей у трёх кукол?
- Сколько носов у пяти кукол?
- Сколько пальцев на правой руке у куклы?
- Сколько у куклы пальцев на обеих руках?
- Сколько голов у десяти кукол?
4. Физ.минутка.
Топни левою ногой!
Влево шаг! На месте стой,
Повернись направо к другу,
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу,
Левую дай другу руку.
Шаг назад и два вперёд!
Вправо, влево, поворот!
5. Д/и «Измени слова»
- Эта Катя просто прелесть, да и другие куклы тоже. Правда? На кого они похожи? (Куклы похожи на маленьких людей).
- Верно вы заметили, что куклы похожи на маленьких людей. И все части тела у куклы тоже маленькие. Давайте их назовём.
У куклы маленькая ручка - а у нас большая ручища.
У куклы маленькая ножка – а у нас большая ножища.
У куклы маленькие глазки – а у нас большие глазищи.
У куклы маленький носик – а у нас большой носище.
У куклы маленький ротик – а у нас большой ротище.
6. Беседа. Сравнение куклы и девочки.
- Посмотрите сколько общего у нас с куклой Катей. Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы?
- Вот Лера ( логопед показывает на девочку ). А вот Катюша 9 показывает на куклу). До чего же они похожи! Значит, девочка Лера тоже кукла?
( нет, Лера это девочка)
- Лера, подойди ко мне. Мы сравним тебя с куклой.
- Что на голове у куклы? А что на голове у Леры?
- Волосы у Леры растут? А волосы у куклы растут?
- Давайте пощупаем волосы Кати. Какие они на ощупь? (У Кати волосы жёсткие).
- А теперь пощупайте свои волосы. Какие они? (У нас волосы мягкие).
- Голова у куклы может вращаться самостоятельно? А у Леры?
- Для чего кукле руки? Она может ими что-нибудь сделать? (Нет, кукла руками ничего не может сделать).
- А сколько всего мы можем сделать с помощью рук! Давайте скажем, для чего же нам нужны руки?
7. Д/и «Чудо-мешочек»
Дети передают по кругу чудо-мешочек и «кладут» в него свой ответ.
8. Пальчиковая гимнастика «Утречко».
Утро настало, солнышко встало.
(ладони с растопыренными пальцами скрестить)
- Эй, братец Федя,
(сжать кулак правой руки)
Разбуди соседей!
(большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения)
- Вставай Большак!
(большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу левой руки)
- Вставай, Указка!
(щелчок по указательному пальцу)
- Вставай, Серёдка!
( щелчок по среднему пальцу)
-Вставай, Сиротка!
(щелчок по безымянному пальцу)
- И крошка Митрошка!
(щелчок по мизинцу)
- Привет, Ладошка!
(щелчок в центре ладони)
Все потянулись и проснулись.
(руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки).
9. Д/и «Скажи и покажи»
- Ребята, для чего кукле нужны ноги? Она может или самостоятельно двигать? (Нет, кукла не может самостоятельно двигать ногами).
- А теперь давайте с вами назовём для чего же нам нужны наши ноги и покажем. (Дети называют и выполняют действия).
10. Продолжение беседы.
- Посмотрите внимательно на нашу куклу. Как вы думаете, какое у неё настроение? ( Я думаю, что у неё хорошее настроение, потому, что кукла улыбается).
- А кукла может изменить выражение своего лица? (Нет, кукла не может изменить выражение своего лица).
- А можем ли мы изменить выражения своих лиц? (Да, мы можем менять выражения своих лиц).
- Тогда давайте это проверим и выполним упражнение «Мы умеем».
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем огорчаться,
Мы умеем сердиться,
Мы умеем восхищаться,
Мы умеем радоваться!
- Какова кукла на ощупь? Какая на ощупь Лера? (кукла на ощупь холодная, а Лера тёплая).
- Что есть в туловище у куклы? (В туловище у куклы ничего нет).
- А что есть внутри у Леры? (внутри у Леры органы).
- В груди у Леры, и у каждого из нас, есть маленький моторчик. Догадались, что это? (Это наше сердце).
- Давайте проверим, действительно ли у каждого из нас есть сердце. Для этого нам нужно сделать зарядку. (Дети выполняют зарядку).
- Послушайте как стучит ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у Кати?
- Почему к куклы сердце не стучит? (Сердце у куклы не стучит, потому что она неживая и сердца у неё нет).
- Верно. У каждого из нас есть сердце, у каждого человека есть сердце. Но не каждому человеку говорят, что у него «золотое сердце». В каком случае так говорят? (Варианты ответов детей).
- Верно, так говорят о добрых, хороших людях. А вы у меня тоже все хорошие, добрые. Послушные. Поэтому я для вас приготовила подарки. (Логопед раздаёт детям картонные золотые сердца).
- Давайте покажем, как бьются наши золотые сердца.
11. Упражнение «Золотое сердце».
Дети встают в круг и берутся за руки. Вдох через нос – все делают шаг вперёд. Выдох через нос – шаг назад. Выполнить несколько таких «ударов сердца».
12. Возвращение в группу.
- Каждое путешествие подходит к концу. Подошло к концу и наше путешествие, пора нам возвращаться в нашу группу. Для этого нам нужно закрыть наши глаза и сделать глубокий вдох: раз, два, три – глазками смотри!
III Заключительная часть.
Подвести итог занятия.
Игра «Прочитай слово – ребус»
Дети должны составить слово по первым звукам картинок, расположенных на магнитной доске: «Молодцы».