Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Новогодний праздник»
Новогодний праздник
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- расширять и активизировать словарь по теме;
- учить детей правильно изменять существительные в Родит. и Дател. падежах;
- закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным по теме;
- учить составлять сложные предложения с союзом ЧТОБЫ.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей эстетическое восприятие, доброжелательное и внимательное
отношение к людям, которые находятся рядом.
Оборудование: презентация, искус. елка, елочные игрушки, предметные картинки с изображением моркови, меда, орехов и др.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед:
Это желтый сундучок,
А на нем висит замок.
Как же нам его открыть?
Как узнать, что там лежит?
Если в щелку заглянуть,
Посмотреть внимательно,
То узнать об этом мы
Сможем обязательно.
Логопед заглядывает в сюрпризный сундучок.
2. Объявление темы.
Логопед: Какой праздник скоро наступит?(Ответы детей). Как вы думаете, что в сундучке? (Ответы детей) Да, конечно, там подарки к этому празднику. А что же такое Новый год? Хотите узнать? (Ответы детей.)
СЛАЙД 1.
3. Вводная беседа.
Новый год
Чудесный праздник - Новый год! Загораются разноцветные огоньки елок, приходят с подарками Дед Мороз и Снегурочка. Обычай наряжать елку родился давным-давно. И не у нас, в России, а у жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали костры, пели, плясали, веселились.
Но не всегда Новый год отмечали 1 января. Долго Новый год на Руси встречали осенью. И только после указа царя Петра I его стали отмечать зимой, под свист и шум завывающей на дворе метели.
Мила нам нарядная елка, увешанная блестящими игрушками, в теплой, уютной комнате, когда за окном бродит славный мороз и танцуют в воздухе изящные снежинки.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Без чего не бывает Нового года?
Дети: Новогоднего праздника не бывает без елочки (Деда Мороза, Снегурочки, подарков, песен, сюрпризов, гирлянд и конфетти, улыбок и т.д.)
Логопед: Посмотрите на нашу елочку. Сейчас елочка (какая?) - зеленая, колючая, ненарядная…
Логопед: Мне кажется, на ней чего-то не хватает. (Ответы детей.) Правильно, игрушек. Сейчас мы будем украшать елочку и рассказывать, чем мы ее украшаем.
СЛАЙД 2.
Игра «Украсим елочку». Дети украшают елку, комментируя свои действия.
Я украшу елочку шарами.
Я украшу елочку гирляндами.
Я украшу елочку бусами.
Я украшу елочку снежинками. И т.д.
Логопед: А теперь скажите, какая елочка?
Игра «Подбери признак». Подбор имен прилагательных к именам существительным, согласование частей речи.
Елочка стала (какая?) - зеленая, колючая, яркая, блестящая, разноцветная, нарядная.
Праздник Новый год (какой?) - веселый, задорный, радостный, запоминающийся, добрый.
Настроение у детей (какое?) - праздничное, веселое, задорное, новогоднее.
Физминутка «Елочка»
Горит огнями елочка, под нею тени синие, Поднимаем руки вверх
Колючие иголочки, как будто в белом инее. Опускаем через стороны, вниз
Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Наклоны вправо, влево
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. Ходьба на месте, улыбка
Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго, (Трём ладошку о ладошку)
Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу)
Наконец пришла зима, (Пальцы «идут» по столу)
В гости ёлку привела. (Пальцы показывают елочку, указательные пальцы сцепляются)
К ёлке все мы подошли, (Пальцы «идут» по столу, по коленкам)
Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук)
Покружились, поплясали, (Круговые движения кистями рук)
Даже чуточку устали. (Кисти рук опустить, расслабить.)
Дед Мороз скорей приди, (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд).
Нам подарки принеси. (Показать подарок)
Работа на индивидуальных карточках.
Соединить линиями 2 одинаковые елочки.
СЛАЙД 3.
Игра «Подарки»
Логопед: Расскажите о том, что вы хотите, чтобы вам подарили на Новый Год?
Дети: Я хочу, чтобы мне подарили…
Игра «Праздник для зверят»
Логопед: Пора нам вернуться к замечательному сюрпризному сундучку. Подарки в сундучке для лесных жителей. Не можем же мы оставить наших друзей без праздника! Сейчас вы выберете подарок и расскажете, кому его можно подарить. (Дети по одному подходят к сундучку, выбирают подарок и рассказывают, кому его можно подарить.)
Дети: Это морковка. Морковку я подарю зайчику. Это орешки. Орешки я подарю белке. Это мед. Мед я подарю медведю. И т.д.
5. Итог занятия.
Логопед: О каком празднике мы сегодня говорили на занятии? В какое время года мы его отмечаем?