Конспект познавательно-игрового занятия «Путешествие в страну Железной дороги» для детей 4-5 лет
Тема: «Путешествие в страну Железной дороги»
Форма проведения: Познавательно-игровая деятельность (в группе и на улице).
Цель:
Формирование у детей первоначальных представлений о правилах безопасного поведения вблизи железной дороги через игровые ситуации и двигательную активность.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с элементарными правилами безопасности на железнодорожной платформе, при переходе через пути и в поезде.
Закрепить понятия «платформа», «пассажир», «железнодорожные пути».
Учить понимать значение запрещающих знаков.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление в процессе решения проблемных ситуаций.
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Развивать координацию движений, умение действовать по сигналу.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и ответственности за свою безопасность.
Воспитывать умение работать в коллективе, слушать друг друга и воспитателя.
Словарная работа: Правила безопасности, железнодорожный путь, платформа, пассажир, шлагбаум.
Оборудование и материалы:
В группе: Игрушки -проводники; макет железной дороги с поездом; дидактические картинки-знаки (перечеркнутые символы, иллюстрирующие нарушения правил).
На улице: Мелки для асфальта, два круга (красный и зеленый).
Ход занятия
Часть 1. В группе
1. Организационный момент. Создание мотивации
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас будет необычный день. Мы отправляемся в путешествие! А на чём мы поедем, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Загадка про поезд
Он бывает пассажирским,
Он бывает грузовым.
Во весь дух по рельсам мчится,
Мы ж на станции стоим.
Ответ: Паровоз, поезд
Воспитатель: Совершенно верно! Это поезд! (Показывает на макет). Но чтобы наше путешествие было весёлым и безопасным, нам нужно узнать важные правила. А помогут нам в этом два друга. Знакомьтесь! Это Зайка, который впервые собирается ехать на поезде, и мудрый Мишка-проводник, который знает все секреты железной дороги. (Воспитатель показывает игрушки).
2. Основная часть. Интерактивный рассказ «Как Зайка учился правилам»
Воспитатель: Зайка очень торопился на свой поезд и по незнанию чуть не попал в беду. Давайте поможем ему и вместе с Мишкой выучим правила. А чтобы лучше запомнить, мы после каждого правила будем хором говорить: «Так делать нельзя!» Договорились?
Ситуация 1: Переход через пути
Воспитатель: Зайка прибежал на вокзал и увидел, что его поезд стоит на другой стороне. «Эх, бегу напрямик, через рельсы!» — подумал он. Но тут появился Мишка и строго сказал: «Стой!» (Воспитатель показывает картинку-знак: перечеркнутый человечек, перебегающий пути).
Воспитатель: Ребята, почему Мишка остановил Зайку? Можно ли перебегать пути там, где захочется?
Предполагаемые ответы детей: Нет, опасно! Там поезд едет!
Воспитатель: Правильно! Это очень опасно! Переходить железную дорогу можно только по специальному мосту или по пешеходному переходу. (Воспитатель показывает как переходить) Молодцы! Запомнили первое правило?
Ситуация 2: Игры на платформе
Воспитатель: Зайка устал ждать и увидел веселого щенка. «Давай в догонялки!» — предложил он. И они побежали по платформе. (Воспитатель показывает картинку-знак: перечеркнутые бегающие фигурки).
Воспитатель: Можно ли бегать и играть на платформе?
Предполагаемые ответы детей: Нет, нельзя! Можно упасть.
Воспитатель: Верно! Платформа — это не место для игр. Нужно вести себя спокойно и всегда держаться за руку взрослого. Запомнили второе правило?
Ситуация 3: Окно в поезде
Воспитатель: Наконец-то Зайка сел в поезд. Ему стало жарко, и он решил высунуть голову в окошко, чтобы подышать свежим воздухом. Но Мишка-проводник его остановил! (Воспитатель показывает картинку-знак: перечеркнутая голова, высунутая из окна поезда).
Воспитатель: Почему нельзя высовываться из окна?
Предполагаемые ответы детей: Можно удариться о столб! Выпасть!
Воспитатель: Правильно! Это очень опасно. В поезде нужно сидеть на своем месте.
Запомнили третье правило?
Часть 2. На улице
Воспитатель: Ребята, а теперь мы выйдем на улицу и построим свою собственную, настоящую железную дорогу!
1. Игра-рисование «Проведи Зайку безопасной дорогой»
(Воспитатель мелом на асфальте рисует две длинные параллельные линии — «железнодорожные пути»)
Воспитатель: Смотрите, это наши железнодорожные пути. По ним мчатся поезда. А вот здесь — станция, с платформой. (Рисует прямоугольник — «платформу»). Наш Зайка хочет попасть из дома (ставит игрушку в начале маршрута) на поезд. Но как ему перейти через пути? Прямо тут? (Показывает на пути).
Дети: Нет! Так нельзя!
Воспитатель: А как нужно? По мосту или переходу! Давайте нарисуем для Зайки красивый пешеходный мост! (Воспитатель рисует дугу над путями, дети могут помогать). А теперь проведем Зайку по безопасному маршруту. Нужно взять его и провести от дома по мосту на платформу, громко объясняя свои действия. (Дети с воспитателем проводят игрушку по маршруту)
2. Подвижная игра «Красный, зеленый!»
Воспитатель: А теперь представьте, что эта площадка — большая железнодорожная платформа. Вы все — пассажиры, которые гуляют и ждут свой поезд. А я буду Дежурным по станции с семафором.
Правила игры: Когда я поднимаю зеленый цвет (круг), вы можете спокойно ходить по «платформе». Как только я поднимаю красный круг и громко говорю: «Поезд приближается!» — все пассажиры должны замереть на месте и не двигаться! (Воспитатель проводит игру. Темп можно ускорять. Тот, кто пошевелился на «красный свет», на следующем этапе может стать помощником Дежурного).
Рефлексия. Окончание занятия
(Дети садятся на скамеечку или просто вокруг воспитателя).
Воспитатель: Ребята, наше удивительное путешествие в страну Железной дороги подошло к концу. Вы были просто молодцы!
Скажите, что вам сегодня запомнилось больше всего?
Какое правило безопасности для вас было самым важным? (Выслушивает 2-3 ответа).
Почему мы должны всегда соблюдать эти правила? (Чтобы не попасть в беду, быть в безопасности).
Воспитатель: Вы сегодня были такими внимательными и умными! Теперь вы — настоящие эксперты по безопасности на железной дороге. Обязательно расскажите об этих правилах своим друзьям, братикам и сестричкам. Спасибо вам за прекрасное путешествие!