Занятие для детей 4–5 лет на тему «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского — страну Чуккокалу»
«Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского -
страну Чуккокалу»
(занятие для детей 4-5 лет)
Цель: Обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского.
Задачи:
- закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского;
- формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию, называть героев;
- формировать умение понимать главную идею произведения;
- учить понимать смысл образных выражений в загадках;
- способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса;
- упражнять в подборе качественных прилагательных к существительным;
- закреплять знания о цифрах 1-5;
- закреплять навыки порядкового счета в пределах пяти, различать количественный и порядковый счет. Правильно отвечать на вопросы: Сколько? Какой по счету?
- продолжать учить различать понятия слева, справа;
- продолжать учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
- создавать условия для развития мелкой моторики, творческих способностей;
- воспитывать любовь и интерес детей к чтению художественной литературы.
Оборудование: портрет К.И. Чуковского; конверты с подсказками, пронумерованные от 1 до 5, циферблат, «волшебная стрелка»; «сухой бассейн с гречкой», стеклянные камешки; плакат с иллюстрациями обложек книг Чуковского, магнитофон, фонограмма «волшебной» музыки; наборное полотно, 5 картинок с обезьянками, на оборотной стороне одной из них нарисовано дерево, на оборотной стороне другой – круг; «Чудо-дерево» с книгами; магнитная доска, солнышко, лучики на магнитах с вопросами; карточки с загадками; картинки с изображением мыла, мочалки, полотенца, сундука, массажный мяч; картонные шаблоны тарелочек, покрытые слоем пластилина, емкости с материалом для выкладывания узоров (горох, гречневая крупа, пшено, фигурные макароны), доски для лепки, салфетки, корзина; сундук, записка «от Бармалея», игрушки - самовар, шприц, воздушный шарик, перчатки, кукольный башмачок; страничка со стихотворением К. Чуковского «Радость».
Предварительная работа:
- знакомство с творчеством К.Чуковского: чтение и рассказывание его сказок и стихов, прослушивание произведений К.Чуковского в исполнении артистов (в записи), беседы по прочитанному материалу;
- рассматривание иллюстраций к произведениям К.Чуковского разных художников-иллюстраторов;
- оформление выставки книг К.И.Чуковского;
- оформление альбомов «К.И.Чуковский», «Сказки дедушки Корнея»;
- подбор дидактических игр и упражнений («Найди отличия», «Что изменилось», «Подскажи словечко» и др.)
- подбор упражнений на координацию речи с движением, пальчиковой гимнастики;
- заучивание стихов наизусть;
- создание выставки рисунков по произведениям К.Чуковского, выполненных детьми совместно с родителями;
- создание вместе с родителями и детьми выставки поделок «Любимые герои произведений К.Чуковского»;
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся, пожелаем всем здоровья. (Дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о замечательном человеке - Корнее Ивановиче Чуковском (показывает портрет Чуковского). Может быть, кто-то из вас знает, кто это? (Ответы детей).
Воспитатель: Чуковского знает и любит каждый. Его стихи и сказки приносят нам радость и веселье. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказок Чуковского. Детским поэтом и сказочником Корней Иванович стал случайно. Заболел его маленький сынишка. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Корнею Ивановичу было очень жалко своего сынишку и, чтобы хоть как-то развлечь его и успокоить, он стал на ходу придумывать и рассказывать сказку: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик затих и стал слушать. А наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
Раздается телефонный звонок.
Воспитатель: Ой, извините, пожалуйста.
- Да, слушаю. Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? По просьбе Айболита? Что случилось? (Слушает.)
Воспитатель: Ребята, в стране сказок К. Чуковского, в стране Чуккокала случилась беда. Грусть поселилась там навсегда. Радости нет, украл Бармалей. Он вырвал из Волшебной книги страницу со стихотворением «Радость» и спрятал ее. Жители страны Чуккокала нас просят о помощи, т.к. Айболит отправился в Африку лечить зверей и не сможет помочь. Но он высылает нам по электронной почте подсказки как найти страничку. Сейчас нам их распечатают и принесут. Ну что, поможем найти «Радость» жителям станы Чуккокала? Может быть нам предстоит преодолевать сложные препятствия, выполнять трудные задания. Справимся? (Дети: «Да!»)
(Раздается стук в дверь, вносят конверты)
Воспитатель: А вот и подсказки. Сколько же подсказок прислал нам Айболит? Давайте сосчитаем конверты. (Дети считают)
Воспитатель: Да, 5 конвертов – 5 подсказок. Давайте разложим конверты, на которых написаны цифры, по порядку, начиная с единицы.
(Ребенок раскладывает конверты).
Воспитатель: Чтобы открыть конверт и узнать, что за подсказка в нем, нужно покрутить волшебную стрелку. Но волшебство начнется лишь тогда, когда мы попадем в сказочную страну Чуккокала. А это не так-то просто. Туда ведет дорожка из волшебных камней. Бармалей спрятал их. Нам надо не просто найти камни, но и назвать пароль: произведение К.И. Чуковского. Только тогда мы сможем попасть в волшебную страну.
Игра «Волшебная дорожка»
(Дети выходят по очереди, находят в «сухом бассейне с гречкой» камешек, называют произведение Чуковского, «ремонтируют дорожку»).
(Все готово, звучит музыка)
Воспитатель: Тили-тили-тили-бом, открывайся сказки дом!
Итак, мы в сказочной стране Чуккокала, где живут добрые сказки К.И. Чуковского (перевернуть плакат со сказками). Вот тут нам и помогут наши подсказки и волшебная стрелка.
Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку и остановить ее на цифре 1. (Предварительно уточнить у детей с какой цифры начинается счет).
Ну-ка, стрелка, покрутись,
На цифре 1 остановись.
(Ребенок берет конверт с цифрой 1 и открывает его, воспитатель читает подсказку.)
Воспитатель: Ребята, здесь написано, что нам помогут обезьянки. Сколько всего обезьянок? (5). Подсказка у четвертой по счету обезьянки, если считать слева направо.
Ребенок выполняет задание, считая: «первая, вторая...». На оборотной стороне картинки нарисовано дерево.
Воспитатель: Дерево, а ведет к нему скрюченная дорожка из «Скрюченной песенки» Чуковского. По дорожке зашагаем, выше ножки поднимаем. А волшебную стрелку возьмем с собой.
Физкультминутка.
По скрюченной дорожке
Шагают наши ножки.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Поднимаем ноги выше
И к лесной полянке вышли!
(Дети идут «змейкой» за воспитателем, высоко поднимая колени, подходят к «Чудо-дереву»)
Воспитатель:
Да это же Чудо-дерево.
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А что же растет на нашем дереве?
Дети: Книги!
Воспитатель: Вот и первое задание.
Я буду читать отрывок из сказки, а вы будете находить книгу с этой сказкой на Чудо-дереве и говорить ее название.
Игра «Узнай сказку по отрывку».
И горы встают перед ним на пути
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи…
(«Айболит»)
Только заинька был паинька:
Не мяукал и не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверушек неразумных уговаривал…
(«Путаница»)
Рано-рано два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та да тра-та-та…
(«Краденое солнце»)
Ох, нелегкая это работа –
Из болота тащить бегемота!
(«Телефон»)
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму?»
(«Федорино горе»)
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки - по три чашки
С молоком и крендельком…
(«Муха-цокотуха»)
Воспитатель: Молодцы! Первое задание мы выполнили. Нужно открывать следующий конверт.
(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку и остановить ее на цифре 2)
Ну-ка, стрелка, покрутись,
На цифре 2 остановись.
(Ребенок открывает конверт с цифрой 2, воспитатель читает подсказку.)
Воспитатель: Следующая подсказка опять у обезьянки, у четвертой по счету, но только если считать справа налево.
(Ребенок находит нужную картинку, на обороте которой нарисован круг).
Воспитатель: Ребята, что это за геометрическая фигура? (Круг). А что бывает круглым?
Игра «Что бывает круглым?»
(Ответы детей: колесо, мяч, руль, глаз, солнышко…)
Воспитатель: У нас тоже есть солнышко. Но что-то в нем не так, чего-то не хватает.
Дети: Лучиков!
Воспитатель: Конечно. Вот они лучики. А на них вопросы. Солнышко снова будет лучистым и ярко светить если мы правильно ответим на все вопросы. А для этого надо хорошо знать сказки К.И. Чуковского. Попробуем?
Игра «Солнышко лучистое»
(На доске – солнышко, рядом лучики с вопросами. Желающий ребенок берет один из лучей. Воспитатель читает вопрос, ребенок отвечает на него и крепит луч к солнышку)
Вопросы:
Какое слово твердил Айболит отправляясь в Африку? (Лимпопо)
Чем Муха-Цокотуха угощала бабочку? (Вареньем)
Из какой сказки эта фраза: «Волки от испуга скушали друг друга»? («Тараканище»)
Кто потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка)
Кто спас Муху-Цокотуху? (Комар)
Умывальников Начальник и мочалок Командир. (Мойдодыр)
Тотоша и Кокоша – это кто? (Крокодильчики)
Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)
Каракула – это кто? (Акула)
Какое любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон»? (Калоши)
На чем ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)
Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (Пирогами и блинами, и сушеными грибами)
Воспитатель: Молодцы! Выполнили задание. Стало солнышко опять пуще прежнего сиять! Пора крутить стрелку.
(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку)
Ну-ка, стрелка, покрутись,
На цифре 3 остановись.
(Ребенок открывает конверт с цифрой 3, воспитатель читает задание)
Воспитатель: Раз-два-три-четыре-пять
Пора загадки разгадать!
Эти загадки придумал сам Корней Иванович Чуковский.
Игра «Отгадай загадку»
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
(Иголка)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю.
(Зубы и рот)
Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек
По улице везут.
(Машины)
Пальчиковая игра «Машина».
«Би-би-би» – гудит машина,
(Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
«Тук-тук-тук» – мотор стучит.
Дети ритмично хлопают в ладоши)
«Едем-едем-едем-едем» –
Он так громко говорит.
(Дети ритмично топают ногами)
Шины трутся о дорогу,
«Шу-шу-шу» – они шуршат.
(Дети потирают ладошки)
Быстро крутятся колеса,
«Та-та-та» - вперед спешат.
(Дети делают ритмичную «вертушку» руками».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Пора открывать следующий конверт.
(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку)
Ну-ка, стрелка, покрутись,
На цифре 4 остановись.
(Ребенок открывает конверт с цифрой 4, в конверте картинки с изображением мыла, мочалки, полотенца).
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны все эти предметы? (Чтобы выглядеть всегда чистыми и опрятными). Какому герою сказки Чуковского они принадлежат? (Мойдодыру). Конечно!
Давайте поиграем в игру «Мяч по кругу».
Игра «Мяч по кругу» (обогащение речи прилагательными)
Передавая мяч по кругу
Подскажи словечко другу.
(Дети передают друг другу массажный мяч, отвечая на вопросы:
- Мыло какое?
- Полотенце какое?)
Воспитатель: Ребята, Мойдодыр любит чистоту, всегда опрятен, аккуратен. А кто из героев сказок Чуковского, наоборот, был неряхой, грязнулей? (Федора). И что случилось с Федорой? (Ответы детей). А потом что произошло?
(Подводим к тому, что Федора изменилась, стала доброй, чистоплотной, посуда к ней вернулась).
Воспитатель: Ребята, а ведь у бабушки Федоры много посуды разбилось. Давайте, чтобы она не грустила, подарим ей новые тарелочки и блюдца. Но сначала украсим их. Согласны? (Да!)
(Дети занимают свои места за столами).
Воспитатель: Украшать посуду мы будем узорами из круп и зерен.
Что лежит на ваших подносах? (Ответы детей)
(Звучит музыка, дети украшают блюдца. После выполнения задания воспитатель хвалит детей, собирает блюдца-поделки в корзину – это подарок для бабушки Федоры.)
Воспитатель: Ребята, остался последний конверт.
(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку)
Ну-ка, стрелка, покрутись,
На цифре 5 остановись.
(Ребенок открывает конверт, в нем картинка с изображением сундука)
Воспитатель: Давайте подойдем к сундуку и попробуем открыть его.
(Открываем сундук – в нем записка от Бармалея).
Воспитатель: (читает записку): «Здесь собраны предметы из разных произведений Чуковского, если догадаетесь из каких, то они вернуться в свои сказки, к своим владельцам. И ваша «Радость» тоже вернется. Бармалей»
Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем угадать из какой сказки и кому принадлежит каждая вещь?
Дети: Да!
Игра «Из какой сказки предмет»
(Дети, по очереди, вынимают из сундука предмет и называют из какой он сказки и кому принадлежит.)
На дне сундука – страничка со стихотворением К. Чуковского «Радость».
Воспитатель: Вот она – наша «Радость»
Физкультминутка «Радость»
(Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение и выполняют движения по тексту).
Рады, рады, рады
(хлопаем в ладоши)
Светлые березы,
(поднимаем руки вверх – в стороны, изображая деревья)
И на них от радости вырастают розы.
(локти и ладони прижаты друг к другу – разводим пальцы, слегка округлив их)
Рады, рады, рады
(хлопаем в ладоши)
Темные осины,
(поднимаем руки вверх – в стороны, изображая деревья)
И на них от радости растут апельсины.
(все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками; в этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара)
То не дождь пошел из облака и не град,
(указательным пальцем левой руки постукиваем по правой ладошке, затем указательным пальцем правой руки – по левой ладошке)
То посыпался из облака виноград.
(поочередно соединяем большие пальцы рук с остальными пальцами, образуя «колечки» (большие с указательными, большие со средними и т. д.))
И вороны над полями
(машем руками, как крыльями)
Вдруг запели соловьями.
(пальцы обеих рук складываем «щепотью» - «клюв», открываем - закрываем «клювики» - поем)
И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.
(выполняем попеременно левой и правой руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз))
Куры стали павами,
(«куры» - указательные пальцы опираются на большие, остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении;
«павы» - пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)
Лысые – кудрявыми.
(круговые движения указательными пальчиками около головы – «кудри»)
Даже мельница – и та заплясала у моста.
(левую руку вытягиваем в сторону, правую – вверх, затем меняем положение – правую руку - в сторону, левую – вверх и наоборот)
Так бегите же за мною
(бег на месте)
На зеленые луга,
(руки вытягиваем вперед, ладони повернуты вверх, пальцы растопырены)
Где над синею рекою
(переплетаем пальцы, соединяя руки; делаем плавные волнообразные покачивания сцепленными руками, поднимая то один, то другой локоть)
Встала радуга-дуга.
(поднимаем полусогнутые руки, изображая радугу)
Мы на радугу вска-раб-каемся,
(имитируем подъем на радугу)
Поиграем в облаках
(вытягиваем руки вверх, выполняем движение «фонарики»)
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
(имитируем спуск с радуги).
Воспитатель: Пришло время возвращаться из сказки. Для этого нужно встать в круг, закрыть глаза и сказать:
Сказка, двери закрывай,
В детский сад нас отпускай.
Вот мы и в группе. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей). А на память о нем у нас останутся книги со сказками К. Чуковского и конечно же «Радость».
Давайте поделимся радостью с нашими гостями, подарим им свои улыбки и попрощаемся с ними.