Занятие для детей 4–5 лет на тему «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского — страну Чуккокалу»

6
0
Материал опубликован 20 May 2021

«Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского -

страну Чуккокалу»

(занятие для детей 4-5 лет)

Цель: Обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского.

Задачи:

- закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского;

- формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию, называть героев;

- формировать умение понимать главную идею произведения;

- учить понимать смысл образных выражений в загадках;

- способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса;

- упражнять в подборе качественных прилагательных к существительным;

- закреплять знания о цифрах 1-5;

- закреплять навыки порядкового счета в пределах пяти, различать количественный и порядковый счет. Правильно отвечать на вопросы: Сколько? Какой по счету?

- продолжать учить различать понятия слева, справа;

- продолжать учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;

- способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

- создавать условия для развития мелкой моторики, творческих способностей;

- воспитывать любовь и интерес детей к чтению художественной литературы.

Оборудование: портрет К.И. Чуковского; конверты с подсказками, пронумерованные от 1 до 5, циферблат, «волшебная стрелка»; «сухой бассейн с гречкой», стеклянные камешки; плакат с иллюстрациями обложек книг Чуковского, магнитофон, фонограмма «волшебной» музыки; наборное полотно, 5 картинок с обезьянками, на оборотной стороне одной из них нарисовано дерево, на оборотной стороне другой – круг; «Чудо-дерево» с книгами; магнитная доска, солнышко, лучики на магнитах с вопросами; карточки с загадками; картинки с изображением мыла, мочалки, полотенца, сундука, массажный мяч; картонные шаблоны тарелочек, покрытые слоем пластилина, емкости с материалом для выкладывания узоров (горох, гречневая крупа, пшено, фигурные макароны), доски для лепки, салфетки, корзина; сундук, записка «от Бармалея», игрушки - самовар, шприц, воздушный шарик, перчатки, кукольный башмачок; страничка со стихотворением К. Чуковского «Радость».

Предварительная работа:

- знакомство с творчеством К.Чуковского: чтение и рассказывание его сказок и стихов, прослушивание произведений К.Чуковского в исполнении артистов (в записи), беседы по прочитанному материалу;

- рассматривание иллюстраций к произведениям К.Чуковского разных художников-иллюстраторов;

- оформление выставки книг К.И.Чуковского;

- оформление альбомов «К.И.Чуковский», «Сказки дедушки Корнея»;

- подбор дидактических игр и упражнений («Найди отличия», «Что изменилось», «Подскажи словечко» и др.)

- подбор упражнений на координацию речи с движением, пальчиковой гимнастики;

- заучивание стихов наизусть;

- создание выставки рисунков по произведениям К.Чуковского, выполненных детьми совместно с родителями;

- создание вместе с родителями и детьми выставки поделок «Любимые герои произведений К.Чуковского»;

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся, пожелаем всем здоровья. (Дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о замечательном человеке - Корнее Ивановиче Чуковском (показывает портрет Чуковского). Может быть, кто-то из вас знает, кто это? (Ответы детей).

Воспитатель: Чуковского знает и любит каждый. Его стихи и сказки приносят нам радость и веселье. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказок Чуковского. Детским поэтом и сказочником Корней Иванович стал случайно. Заболел его маленький сынишка. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Корнею Ивановичу было очень жалко своего сынишку и, чтобы хоть как-то развлечь его и успокоить, он стал на ходу придумывать и рассказывать сказку: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик затих и стал слушать. А наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Ой, извините, пожалуйста.

- Да, слушаю. Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? По просьбе Айболита? Что случилось? (Слушает.)

Воспитатель: Ребята, в стране сказок К. Чуковского, в стране Чуккокала случилась беда. Грусть поселилась там навсегда. Радости нет, украл Бармалей. Он вырвал из Волшебной книги страницу со стихотворением «Радость» и спрятал ее. Жители страны Чуккокала нас просят о помощи, т.к. Айболит отправился в Африку лечить зверей и не сможет помочь. Но он высылает нам по электронной почте подсказки как найти страничку. Сейчас нам их распечатают и принесут. Ну что, поможем найти «Радость» жителям станы Чуккокала? Может быть нам предстоит преодолевать сложные препятствия, выполнять трудные задания. Справимся? (Дети: «Да!»)

(Раздается стук в дверь, вносят конверты)

Воспитатель: А вот и подсказки. Сколько же подсказок прислал нам Айболит? Давайте сосчитаем конверты. (Дети считают)

Воспитатель: Да, 5 конвертов – 5 подсказок. Давайте разложим конверты, на которых написаны цифры, по порядку, начиная с единицы.

(Ребенок раскладывает конверты).

Воспитатель: Чтобы открыть конверт и узнать, что за подсказка в нем, нужно покрутить волшебную стрелку. Но волшебство начнется лишь тогда, когда мы попадем в сказочную страну Чуккокала. А это не так-то просто. Туда ведет дорожка из волшебных камней. Бармалей спрятал их. Нам надо не просто найти камни, но и назвать пароль: произведение К.И. Чуковского. Только тогда мы сможем попасть в волшебную страну.

Игра «Волшебная дорожка»

(Дети выходят по очереди, находят в «сухом бассейне с гречкой» камешек, называют произведение Чуковского, «ремонтируют дорожку»).

(Все готово, звучит музыка)

Воспитатель: Тили-тили-тили-бом, открывайся сказки дом!

Итак, мы в сказочной стране Чуккокала, где живут добрые сказки К.И. Чуковского (перевернуть плакат со сказками). Вот тут нам и помогут наши подсказки и волшебная стрелка.

Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку и остановить ее на цифре 1. (Предварительно уточнить у детей с какой цифры начинается счет).

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 1 остановись.

(Ребенок берет конверт с цифрой 1 и открывает его, воспитатель читает подсказку.)

Воспитатель: Ребята, здесь написано, что нам помогут обезьянки. Сколько всего обезьянок? (5). Подсказка у четвертой по счету обезьянки, если считать слева направо.

Ребенок выполняет задание, считая: «первая, вторая...». На оборотной стороне картинки нарисовано дерево.

Воспитатель: Дерево, а ведет к нему скрюченная дорожка из «Скрюченной песенки» Чуковского. По дорожке зашагаем, выше ножки поднимаем. А волшебную стрелку возьмем с собой.

Физкультминутка.

По скрюченной дорожке

Шагают наши ножки.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Поднимаем ноги выше

И к лесной полянке вышли!

(Дети идут «змейкой» за воспитателем, высоко поднимая колени, подходят к «Чудо-дереву»)

Воспитатель:

Да это же Чудо-дерево.

Чудо-чудо-чудо-чудо

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А что же растет на нашем дереве?

Дети: Книги!

Воспитатель: Вот и первое задание.

Я буду читать отрывок из сказки, а вы будете находить книгу с этой сказкой на Чудо-дереве и говорить ее название.

Игра «Узнай сказку по отрывку».

И горы встают перед ним на пути

И он по горам начинает ползти,

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи…

(«Айболит»)

Только заинька был паинька:

Не мяукал и не хрюкал -

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверушек неразумных уговаривал…

(«Путаница»)

Рано-рано два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та да тра-та-та…

(«Краденое солнце»)

Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота!

(«Телефон»)

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму?»

(«Федорино горе»)

Тараканы прибегали

Все стаканы выпивали,

А букашки - по три чашки

С молоком и крендельком…

(«Муха-цокотуха»)

Воспитатель: Молодцы! Первое задание мы выполнили. Нужно открывать следующий конверт.

(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку и остановить ее на цифре 2)

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 2 остановись.

(Ребенок открывает конверт с цифрой 2, воспитатель читает подсказку.)

Воспитатель: Следующая подсказка опять у обезьянки, у четвертой по счету, но только если считать справа налево.

(Ребенок находит нужную картинку, на обороте которой нарисован круг).

Воспитатель: Ребята, что это за геометрическая фигура? (Круг). А что бывает круглым?

Игра «Что бывает круглым?»

(Ответы детей: колесо, мяч, руль, глаз, солнышко…)

Воспитатель: У нас тоже есть солнышко. Но что-то в нем не так, чего-то не хватает.

Дети: Лучиков!

Воспитатель: Конечно. Вот они лучики. А на них вопросы. Солнышко снова будет лучистым и ярко светить если мы правильно ответим на все вопросы. А для этого надо хорошо знать сказки К.И. Чуковского. Попробуем?

Игра «Солнышко лучистое»

(На доске – солнышко, рядом лучики с вопросами. Желающий ребенок берет один из лучей. Воспитатель читает вопрос, ребенок отвечает на него и крепит луч к солнышку)

Вопросы:

Какое слово твердил Айболит отправляясь в Африку? (Лимпопо)

Чем Муха-Цокотуха угощала бабочку? (Вареньем)

Из какой сказки эта фраза: «Волки от испуга скушали друг друга»? («Тараканище»)

Кто потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка)

Кто спас Муху-Цокотуху? (Комар)

Умывальников Начальник и мочалок Командир. (Мойдодыр)

Тотоша и Кокоша – это кто? (Крокодильчики)

Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)

Каракула – это кто? (Акула)

Какое любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон»? (Калоши)

На чем ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)

Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (Пирогами и блинами, и сушеными грибами)

Воспитатель: Молодцы! Выполнили задание. Стало солнышко опять пуще прежнего сиять! Пора крутить стрелку.

(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку)

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 3 остановись.

(Ребенок открывает конверт с цифрой 3, воспитатель читает задание)

Воспитатель: Раз-два-три-четыре-пять

Пора загадки разгадать!

Эти загадки придумал сам Корней Иванович Чуковский.

Игра «Отгадай загадку»

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыпленок)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

(Иголка)

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью этим зверям отдаю.

(Зубы и рот)

Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

По улице везут.

(Машины)

Пальчиковая игра «Машина».

«Би-би-би» – гудит машина,

(Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

«Тук-тук-тук» – мотор стучит.

Дети ритмично хлопают в ладоши)

«Едем-едем-едем-едем» –

Он так громко говорит.

(Дети ритмично топают ногами)

Шины трутся о дорогу,

«Шу-шу-шу» – они шуршат.

(Дети потирают ладошки)

Быстро крутятся колеса,

«Та-та-та» - вперед спешат.

(Дети делают ритмичную «вертушку» руками».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Пора открывать следующий конверт.

(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку)

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 4 остановись.

(Ребенок открывает конверт с цифрой 4, в конверте картинки с изображением мыла, мочалки, полотенца).

Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны все эти предметы? (Чтобы выглядеть всегда чистыми и опрятными). Какому герою сказки Чуковского они принадлежат? (Мойдодыру). Конечно!

Давайте поиграем в игру «Мяч по кругу».

Игра «Мяч по кругу» (обогащение речи прилагательными)

Передавая мяч по кругу

Подскажи словечко другу.

(Дети передают друг другу массажный мяч, отвечая на вопросы:

- Мыло какое?

- Полотенце какое?)

Воспитатель: Ребята, Мойдодыр любит чистоту, всегда опрятен, аккуратен. А кто из героев сказок Чуковского, наоборот, был неряхой, грязнулей? (Федора). И что случилось с Федорой? (Ответы детей). А потом что произошло?

(Подводим к тому, что Федора изменилась, стала доброй, чистоплотной, посуда к ней вернулась).

Воспитатель: Ребята, а ведь у бабушки Федоры много посуды разбилось. Давайте, чтобы она не грустила, подарим ей новые тарелочки и блюдца. Но сначала украсим их. Согласны? (Да!)

(Дети занимают свои места за столами).

Воспитатель: Украшать посуду мы будем узорами из круп и зерен.

Что лежит на ваших подносах? (Ответы детей)

(Звучит музыка, дети украшают блюдца. После выполнения задания воспитатель хвалит детей, собирает блюдца-поделки в корзину – это подарок для бабушки Федоры.)

Воспитатель: Ребята, остался последний конверт.

(Воспитатель приглашает ребенка покрутить стрелку)

Ну-ка, стрелка, покрутись,

На цифре 5 остановись.

(Ребенок открывает конверт, в нем картинка с изображением сундука)

Воспитатель: Давайте подойдем к сундуку и попробуем открыть его.

(Открываем сундук – в нем записка от Бармалея).

Воспитатель: (читает записку): «Здесь собраны предметы из разных произведений Чуковского, если догадаетесь из каких, то они вернуться в свои сказки, к своим владельцам. И ваша «Радость» тоже вернется. Бармалей»

Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем угадать из какой сказки и кому принадлежит каждая вещь?

Дети: Да!

Игра «Из какой сказки предмет»

(Дети, по очереди, вынимают из сундука предмет и называют из какой он сказки и кому принадлежит.)

На дне сундука – страничка со стихотворением К. Чуковского «Радость».

Воспитатель: Вот она – наша «Радость»

Физкультминутка «Радость»

(Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение и выполняют движения по тексту).

Рады, рады, рады

(хлопаем в ладоши)

Светлые березы,

(поднимаем руки вверх – в стороны, изображая деревья)

И на них от радости вырастают розы.

(локти и ладони прижаты друг к другу – разводим пальцы, слегка округлив их)

Рады, рады, рады

(хлопаем в ладоши)

Темные осины,

(поднимаем руки вверх – в стороны, изображая деревья)

И на них от радости растут апельсины.

(все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками; в этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара)

То не дождь пошел из облака и не град,

(указательным пальцем левой руки постукиваем по правой ладошке, затем указательным пальцем правой руки – по левой ладошке)

То посыпался из облака виноград.

(поочередно соединяем большие пальцы рук с остальными пальцами, образуя «колечки» (большие с указательными, большие со средними и т. д.))

И вороны над полями

(машем руками, как крыльями)

Вдруг запели соловьями.

(пальцы обеих рук складываем «щепотью» - «клюв», открываем - закрываем «клювики» - поем)

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

(выполняем попеременно левой и правой руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз))

Куры стали павами,

(«куры» - указательные пальцы опираются на большие, остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении;

«павы» - пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

Лысые – кудрявыми.

(круговые движения указательными пальчиками около головы – «кудри»)

Даже мельница – и та заплясала у моста.

(левую руку вытягиваем в сторону, правую – вверх, затем меняем положение – правую руку - в сторону, левую – вверх и наоборот)

Так бегите же за мною

(бег на месте)

На зеленые луга,

(руки вытягиваем вперед, ладони повернуты вверх, пальцы растопырены)

Где над синею рекою

(переплетаем пальцы, соединяя руки; делаем плавные волнообразные покачивания сцепленными руками, поднимая то один, то другой локоть)

Встала радуга-дуга.

(поднимаем полусогнутые руки, изображая радугу)

Мы на радугу вска-раб-каемся,

(имитируем подъем на радугу)

Поиграем в облаках

(вытягиваем руки вверх, выполняем движение «фонарики»)

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

(имитируем спуск с радуги).

Воспитатель: Пришло время возвращаться из сказки. Для этого нужно встать в круг, закрыть глаза и сказать:

Сказка, двери закрывай,

В детский сад нас отпускай.

Вот мы и в группе. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей). А на память о нем у нас останутся книги со сказками К. Чуковского и конечно же «Радость».

Давайте поделимся радостью с нашими гостями, подарим им свои улыбки и попрощаемся с ними.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.