Игровое занятие для дошкольников «Путешествие по стране звуков» (4-5 лет)
ПЛАН-КОНСПЕКТ
игрового занятия для детей 4-5 лет
Тема: «Путешествие по стране звуков»
Цель: стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность.
Задачи:
осознание детьми себя, своих взаимоотношений с миром через развитие слухового восприятия;
активизация функций познавательной сферы;
эмоциональное сближение детей;
развитие коммуникативных навыков.
Инструментарий: 1. Аудиозапись (звуки природы, пищание комара, трели сверчка, голос совы, крик петуха); 2. Повязка для глаз; 3. Колокольчик (бубен) 4. Наглядный материал для игры «Четвертый-лишний»; 5. Парные по звучанию игрушки-погремушки; 6. Иллюстрация: «Органы чувств».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие:
Педагог: Мы снова с вами вместе.
Я рада. Рады вы?
Приветствуем друг друга
Объятьем дружбы мы.
(Дети встают в круг, кладут руки на плечи друг друга)
- Ребята, чтобы нам с вами ориентироваться во всем, что нас окружает, необходимы органы чувств. Их можно назвать настоящими помощниками человека (дети рассматривают демонстрационный материал «Органы чувств»).
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, чтобы узнать, как важно человеку иметь слух.
Отправимся в путь на воздушном шаре.
Психотренинг «Полет на воздушном шаре»
Дети берутся за руки, образуя круг. Надувают шар (вдох через нос, выдох ртом, шаг назад). Поднимают руки вверх.
Педагог: - Полетели! Мы на миг закроем глазки, открываем - уже в сказке!
- А узнать, где мы оказались, помогут наши ушки. Послушайте внимательно (включить аудиозапись звуков природы).
- Куда мы попали? (Выслушать предположения детей). Ребята, мы оказались с вами в лесу. Что помогло нам догадаться? (Звуки). Какие именно звуки вы слышали? (Шум листвы, журчание воды, пение птиц). Ребята, а отчего шумит лес? (Дует ветер, и от этого шелестит листва). Изобразим это. Наберите носом воздух и выдыхайте его через рот. Так дует ветер. А теперь представим себя деревьями: кленами, березками. Наши руки - это ветви, а пальчики - листочки. (Дети поднимают руки вверх). Ветер дует, и ветви качаются, шелестя листочками (дети совершают раскачивающие движения руками и имитируют звук). Как шелестят листочки? («Ш-ш-ш»). Какой замечательный поющий лес у нас получился!
Дополнительно можно с детьми обсудить, кто каким деревом себя представил.
Педагог: - Ой! Что это? Вы слышите? (включить аудиозапись "пищание комара").
Выслушать ответы детей.
Конечно, это комар. Пропищим так же (дети имитируют звук «з-з-з»).
… Этот звук комарик издает во время полета, так трепещут его крылышки.
А теперь поиграем в комариков.
Игра: «Кого укусил комарик?»
Описание: дети стоят в кругу. Ведущий проходит по внешней стороне круга и незаметно касается спины одного из детей пальчиком «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен сделать какое-либо движение, например, пожать плечами. Остальные, внимательно разглядывая друг друга, замечают это.
Педагог: послушайте, дети, а это чья песенка? (включить аудиозапись трелей сверчка).
Физкультминутка:
Чики-чики; чики-чок,
Ночью песни пел сверчок,
Мы его искать пошли, (шаг на месте)
Зажигали фонари, (сомкнутые в кольцо руки поднять над головой)
Заглянули под кусток (наклоны в стороны)
Под пушистый лопушок.
Где там спрятался сверчок? (присесть)
Поищи его, дружок!
Дети рассаживаются на стульчики. Педагог предлагает поиграть.
Подвижная игра: «Поймай сверчка»
Описание: среди детей выбирается водящий и игрок-сверчок. Водящему завязывают глаза и он, ориентируясь на слух, должен поймать сверчка, передвигающегося с колокольчиком.
Педагог: - Дети, а комарик и сверчок - это кто такие? (насекомые). Каких еще насекомых вы знаете? (Выслушать ответы детей)
Упражнение: «Четвертый - лишний»
Описание: детям демонстрируются изображения насекомых: комар, сверчок, жук, муравей. Кто из них лишний? (в соответствии с тематикой занятия, детей подводят к выводу о том, что среди данных насекомых только муравей не издает звуков, поэтому его изображение лишнее).
Педагог: послушайте (аудиозапись голоса совы). Кто так кричит? Выслушать ответы. Да, это сова. Сова - необычная птица. Большинство сов днем спят, а ночью вылетают на охоту. Питается она насекомыми, лягушками, мышами.
Предлагаю превратиться сейчас в озорных мышат!
Подвижная игра «День - ночь»Описание: выбирается водящий – сова, которая садится в гнездо и спит, В это время дети начинают бегать и прыгать (возможно музыкальное сопровождение). Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется - выбывает из игры.
Считалка (для выбора совы): По ночам сове не спится, ведь сова ночная птица.
Педагог: - Внимание! А это чей голосок? (аудиозапись крика петуха)
Ребята, а разве петух живет в лесу? Наверное, где-то рядом ферма. Предлагаю занять места в волшебном паровозике и отправиться на экскурсию. (Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи стоящего впереди ребенка и двигаются через комнату в специально организованную зону, где на столе стоит корзиночка с цыплятами-погремушками).
Игровое упражнение: «Найди пару по звуку»
Описание: перед ребенком (детьми) выставляется несколько игрушек-погремушек. Необходимо подобрать пары одинаково звучащих предметов (в игре участвует каждый ребенок).
Педагог: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Что мы узнали сегодня о возможностях слуха? (выслушать ответы) Да, ушки - замечательные помощники человека!
Психотренинг «Полет на воздушном шаре»
Дети берутся за руки, образуя круг. Надувают шар (вдох через нос, выдох ртом). Поднимают руки вверх.
Педагог: - Полетели! Мы на миг закроем глазки, открываем - мы не в сказке, в детский сад нам всем пора, до свидания, детвора!
составила: педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №11 «Олененок»
г. Мичуринска Тамбовской области
Новопавловская Юлия Александровна
Используемая литература:
-
-
-
Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
-
-
-
-
-
Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
-
-
-
-
-
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
-
-