Игровое занятие для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну попугаев» (Мелкая моторика для 4-6 лет)
Пояснительная записка.
Представляю Вашему вниманию игровое занятие для детей дошкольного возраста (4-6 лет) «Путешествие в страну попугаев»
Цель: развивать мелкую моторику рук у детей старшего дошкольного возраста применяя метод sand art (игры и рисование на песке).
Образовательные задачи:
- формировать произвольные скоординированные движения пальцев и кистей рук;
- продолжать знакомить детей с практическим навыкам работы с сухим песком;
Развивающие задачи:
- развивать моторику рук, зрительно-моторную координацию, сенсорное восприятие, тактильную чувствительность;
- развивать произвольность познавательных процессов, устойчивость, концентрацию внимания, зрительную, моторную память, воображение и творческое мышление, речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность и усидчивость в деятельности;
- стимулировать умение слушать и уважать чужое мнение.
Ожидаемые результаты: у детей будут точные скоординированные движения рук, мелкая моторика рук хорошо развита для выполнения мелких, точных движений, используют в работе всю кисть руки, стремятся к реализации задуманного образа.
Правила применения игр:
Игры с песком применяются в индивидуальной и групповой форме, они могут быть организованы как самостоятельно, так и быть включены в контекст занятия.
Аудитория: Дети дошкольного возраста – 4-6 лет
Методы и приемы:
Игровой: Пальчиковые игры, игры на песке «Песочный дождь», «Песочный ветер», «Ковер-самолет», «Попугаи в тумане», малоподвижная игра «Летим на ковре-самолете»
Словесный: Рассказывание, беседа. Художественное слово: приветствие, прощание.
Наглядный: ИКТ, демонстрация образцов для рисования на песке, слайдов.
Практический: игры на песке, украшение цветными камушками изображения.
Форма организации занятия: подгрупповая (5 человек, по количеству световых столов)
Предварительная работа: Разучивание приветствия, ритуала прощания, обучение приему создания песочного фона, умению распределять песочную массу на поверхности стола.
Словарная работа:
Активизация словаря: дождевые, белые, пушистые
Обогащение словаря: кучевые
Материалы и оборудование: ИКТ, столы для рисования песком со световой подсветкой, сухой кварцевый мелкофракционный песок, цветные камушки, слайды с изображением бесцветного и цветного попугая, набор макетов бабочек. коктейльные трубочки по количеству детей.
Ход занятия.
Мотивационно-побудительный этап
Ритуал приветствия: «Улыбка друга»
Педагог-психолог:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии!
Поприветствуем друг друга!
Улыбнемся всем по кругу!
Правым глазом подмигнем,
Левым глазом подмигнем
И занятие начнем!
Дети приветствуют друг друга в кругу.
Организационно-поисковый этап
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, к нам на занятие прилетели бабочки!
Педагог за нитку вытягивает бабочек, прикрепленных нитями к потолочной лампе.
Педагог-психолог: Может быть, мы их отпустим на улицу? Где бабочки могут жить даже зимой?
Дети, в ходе рассуждения активизируют свои знания.
Педагог-психолог: Бабочки приглашают нас в жаркую страну, а зачем, мы узнаем по дороге.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Дети выполняют движения кистями рук.
Бабочки-красавицы к нам в гости прилетели. (Открывают и раскрывают ладони)
В путешествие, друзья, позвать нас захотели. (Попеременно соединяют пальцы в колечко)
Мы взмахнем ладошками – бабочки летят, (Двигают перекрещенными ладонями, как крыльями)
В жаркую страну отправят всех ребят. (Разжимая кулаки, изображают солнце)
Упражнение «Пустыня»
Педагог-психолог: Посмотрите, у нас на столах лежит песок, он такой же, как в жарких странах и поможет нам в путешествии. Положите руки на песок, какой он?
Дети перемещаются за песочные столы и кладут руки на песок.
Дошкольники озвучивают свои тактильные ощущения от контакта с сухим песком.
Педагог-психолог: Погладим песок ладонью, теперь наш стол похож на большую пустыню.
Дети разглаживают песок, распределяя по поверхности стола.
Упражнение на дыхание «Песчаный ветер»
Педагог-психолог:
Узором красит наш песок,
В маленькую трубочку ветер надувай,
И песок в пустыне узором украшай!
Дошкольники, выдувая в трубочку воздух, рисуют воздушной струей на песке узоры.
Педагог-психолог: На что похожи ваши узоры?
Дети рассматривают получившиеся узоры, фантазируют, рассуждают об увиденных образах.
Упражнение «Дождь в пустыне»
Педагог-психолог:
Ветер жаркий задувал,
Тучи вместе собирал.
В небе облака большие,
Кудрявые, дождевые.
Дошкольники повторяют за педагогом-психологом вращение кулаками по поверхности песка.
Педагог-психолог: Дети, какие получились у вас облака?
Дети рассматривают получившиеся облака, описывают их.
Педагог-психолог: А у меня получились кучевые облака. Они белые, плотные, высокие, с округлыми очертаниями. Похожи на большую кучу ваты.
Педагог-психолог:
Капли первые упали,
Дождик все в пустыне ждали.
Ветер дует все быстрей,
Дождик воду льет сильней.
Вправо дует ветерок,
А за ним дождя поток.
Влево дует ветерок,
А за ним дождя поток.
Дети, прикосновением подушечек пальцев, изображают дождевые капли и струи дождя, направляя их вправо и влево.
Упражнение «Ковер-самолет»
Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, дождь нарисовал нам узор. На что он похож?
Дети рассматривают получившийся узор и рассуждают об увиденном. Педагог-психолог, наводит детей на мысль, что узор похож на ковер.
Педагог-психолог: Действительно, перед нами ковер. Но он не обычный, это ковер-самолет, зачем он перед нами появился?
Дети рассуждая активизируют имеющиеся знания о свойствах ковра-самолета и высказывают предположение о его назначении в путешествии.
Педагог-психолог: Как мы можем его украсить?
Дети предлагают свои идеи по украшению ковра, педагог-психолог может предложить добавить ковру-самолету бахрому. Дошкольники воплощают свои задумки.
Педагог-психолог: Пришло время отправиться в путь! Я прошу вас встать на ковер-самолет рядом со мной, мы отправляемся в полет!
Физкультминутка «Ковер-самолет»:
Дети выходят из-за столов, образуют круг и выполняют движения.
Наш ковер-самолет (Рисуют в воздухе квадрат ковра)
Отправляется в полет. (Волнообразными движениями кистей рук изображают полет)
Эй, дружок, не зевай, (Хлопают друг друга по ладоням по кругу справа налево)
Места скорее занимай! (Хлопают друг друга по ладоням по кругу слева направо)
Мы летим сквозь облака, (Рисуют облака движением рук вверх)
Цель полета далека. (Тоже)
В жаркие страны нас несет, (Руки поднимают вверх)
Быстр и весел наш полет! (Показывают большой палец вверх)
Игра «Стая попугаев»
Педагог-психолог: Мы высоко поднялись, посмотрите внизу туман и ничего не видно. Как вы думаете, что там?
Дети фантазируют, рассуждают о том, что можно разглядеть в тумане.
Педагог-психолог: Создадим на наших столах плотный туман, засыпав его песком.
Дети создают песочный фон на столах.
Педагог-психолог: Но посмотрите, сквозь туман стали видны какие-то очертания.
Вслед за педагогом-психологом дети собирают все пальцы в щепотку и поставив ее на песок, раздвигают их в разные стороны.
Педагог-психолог: Кто у вас получился?
Дошкольники фантазируют, рассуждают.
Педагог-психолог: Я вижу в своем рисунке попугая, вот его большой клюв, глаз и хохолок. Мы встретили стаю попугаев.
Педагог включает звук звонка skype.
Педагог-психолог: Что это? Кто звонит нам по skype?
Педагог демонстрирует на слайде изображение попугая, которое выполнена без цвета.
Педагог-психолог: Посмотрите, попугай какой-то необыкновенный. Что с ним не так?
Дети рассматривают попугая и высказывают свое мнение.
Педагог-психолог: Как выглядят обычные попугаи?
Дети рассуждая активизируют имеющиеся знания о птицах попугаях.
Педагог-психолог: Наш попугай очень грустный, узнаем почему.
Педагог-психолог включает аудиозапись «Послание попугаев»
Жили попугаи в радужной стране,
Были очень счастливы, довольны всем вполне.
Но злодеи страшные, ужасные на вид
Краски все украли.
Кто их победит?
Попугаи грустные плачут и зовут:
«Где же те помощники,
Что краски нам вернут?»
Педагог-психолог: Какая грустная история! Ребята, чем мы можем помочь попугаю?
Дети предлагают варианты помощи. При необходимости педагог-психолог наводит на мысль о необходимости раскрасить попугая.
Педагог-психолог: Да, создадим цветного попугая! У нас есть песок и бабочки-ладошки, которые помогут в этом.
Творческое задание «Мой попугай» в технике пескографии
Педагог-психолог:
На песок поставь ладошку
И подвигай ей немножко.
Отпечаток разгляди.
В попугая преврати!
Перышки цветные –
Камушки простые!
Дети на основе отпечатка ладони создают изображение попугая и украшают его цветными камушками.
Педагог-психолог: Ребята, какой получился у вас попугай?
Дети рассматривают попугаев и описывают их.
Педагог-психолог меняет слайд не цветного попугая на аналогичного цветного.
Педагог-психолог: Посмотрите, как изменился попугай! Вы смогли ему помочь! Но он должен попрощаться и завершить звонок. Спасибо вам, ребята!
Педагог-психолог выключает слайды.
Рефлексивно-корригирующий этап
Педагог-психолог:
Кому мы помогали сегодня?
Что нового вы узнали?
Как называются высокие, белые облака с округлыми очертаниями?
На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся.
Прощание
Улыбнемся всем по кругу!
Попрощаемся друг с другом!
Мы справились с заданием,
До скорого свидания!
Педагог-психолог: До новой встречи, ребята!
Наталья Игоревна