Конспект прогулки «Дыхание осени»
Пахнет осенью.
Что-то необыкновенно грустное,
приветливое и красивое.
Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями.
Антон Чехов
Конспект прогулки «Дыхание осени»
Цель:
создать условия для закрепления понятия об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Задачи:
- Продолжать закреплять умения детей одеваться самостоятельно, соблюдая последовательность.
- Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний период;
- Закрепить знания детей о деревьях и листьях, обогащать словарь детей;
- Упражнять детей в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов);
Ход
1. Вступительная часть:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …(Осень)
- Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (осень, октябрь)
- Сколько существуют осенних месяцев? Как они называются? (Три: сентябрь, октябрь и ноябрь).
Осень – золотая и сказочная пора года. Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от желтого до бурого. В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада. Дни становятся короче, ночи – длиннее. Осенью улетают в теплые края птицы. Это время сбора урожая и подготовки к зиме. Недаром говорят: «Весна красна цветами, а осень снопами». Людьми было записано множество народных примет осени, которые помогают узнать, какими будут зима и весна, какой ждать погоды, будет ли урожайным следующий год.
- Какие осенние приметы вы знаете?
(Поздний отлет птиц на зимовку предвещает позднюю осень и мягкую зиму.
Много ягод рябины - к дождливой осени и холодной зиме.
Гром в сентябре - к теплой осени.
Поздний грибок - поздний снежок.
Если лист с дерева ничком ложится, когда опадает, - к урожаю на будущий год.
Если лист с дерева не чисто падает (то есть частично остается на ветках) - будет холодная зима и знойное лето. Поздний листопад - на тяжелый год.
Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.
Появление комаров поздней осенью, в октябре или ноябре, - к мягкой зиме.
- Кто любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)
2. Основная часть:
2.1. Наблюдение деревьев осенью.
Если на деревьях Листья пожелтели
, Если в край далекий Птицы улетели,
Если небо хмурое, Если дождик льется –
Значит это время года Осенью зовется!
Рассматриваем деревья на участке (Береза, калина, елка).
Задаю детям вопросы:
- какие деревья растут на нашем участке.
- В чем различие между ними?
- Как изменились деревья с наступлением осени?
- Все ли деревья изменились?
- Как называется явление: «опадение осенних листьев»?
- Что произошло с листьями? Изменился ли их цвет?
- Каких цветов бывают осенние листья? Почему они меняют свой цвет?
Я по листикам шагаю,
А они хрустят в ответ.
Наберу красивых листьев – Будет мамочке букет.
Отнесла его домой я
Мама вазочку нашла
И сказала: «Посмотрите, Осень к нам домой пришла!»
2.2 Дидактическая игра. «Что бывает осенью?»
Ход.
На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д
2.3 Знакомство с поговорками"От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина. Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт
3. Подвижная игра «Кто скорее соберет?»
Ход:
Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
4. Труд «Собираем красивые листья для гербария».
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Предлагаю девочкам рисование мелками. По желанию можно нарисовать флаг России. Мальчикам предлагаю поиграть в мяч.
6. Индивидуальная работа.
Двое детей выполняют повороты туловища влево, вправо.
7. ВЕТЕРОК»
Ход: выбирается водящий. Ему надевают шапочку «Ветерка». И он отходит в сторону. Воспитатель говорит:
«Из – за елки на опушке
Чьи-то выглянули ушки. (Дети присели и показывают ушки)
Лапки заек замерзают,
Зайки лапки согревают (встали, согревают лапки)
Стали прыгать и скакать,
Стали весело играть». (Дети прыгают).
Воспитатель говорит:
«Ну-ка, ветер, не зевай
И зайчишек догоняй!»
Водящий догоняет детей.
8. Заключительная часть.
Окончание прогулки.
Созываю детей, спрашиваю:
- Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?
- В какие игры играли?
Что интересного вы запомнили?
Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу. После чего выстраиваю детей парами и веду в группу.
Любовь Витальевна