12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сливкина Ольга Александровна198
Россия, Новосибирская обл., Коченево
4

Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей» с использованием ИКТ (презентации)


Роль семьи в преодолении речевых нарушений
PPTX / 2.19 Мб

/data/files/l1585758749.pptx (Роль семьи в преодолении речевых нарушений)Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей» с использованием ИКТ

Автор – учитель-логопед МКДОУ Д/с № 5 «Берёзка» Сливкина Ольга Александровна

Цель: Повышение педагогической культуры родителей и создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу

Задачи:

1.Познакомить с особенностями речевого развития детей в норме и с нарушениями речи

2. Формировать правильное отношение к индивидуальным особенностям своего ребёнка.

3. Стимулировать интерес родителей для совместной деятельности с собственным ребенком

Форма проведения: беседа-диалог учителя-логопеда с элементами мастер-класса с родителями, с использованием ИКТ (презентации)
Участники : родители, учитель-логопед, воспитатель

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, мультимедийное оборудование, буклеты по артикуляционной и дыхательной гимнастике, мячики для су-джок терапии, кусочки салфетки для упр. «Фокус»


План проведения
1. Вступительная часть
2. Понятие о нарушении речи (причины, проявления нарушений)

3. Возрастные нормы речевого развития детей

4. Артикуляционная гимнастика с показом некоторых упражнений

5. Дыхательная гимнастика с выполнением некоторых видов упражнений

6. Развитие мелкой моторики

7. Пальчиковая гимнастика с использованием массажных мячиков су-джок

8.Развитие связной речи. Рекомендации для родителей

9. Заключительная часть. Рефлексия


Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Звучит приятная музыка. Родители рассаживаются за столами.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о роли семьи в преодолении речевых нарушений у детей. Слайд 1

Так что же такое нарушение речи:



Слайд 2. Нарушение речи детей дошкольного возраста беспокоит не только воспитателей детского сада, но и тревожит родителей.

Не так давно считалось, что неправильность звукопроизношения у детей до 5-6 лет - «возрастное» и объяснялось все только физиологической незрелостью речевого аппарата ребенка. Так как все маленькие дети без исключения говорят неправильно, то до достижения ими 5-ти летнего возраста беспокойства о состоянии звукопроизношения  родители не проявляют.

В последнее время существенно возросло количество детей, имеющих сложные речевые нарушения. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей. Проблема нарушения речи у детей требуют самого серьезного внимания не только воспитателей и логопедов, но и родителей в первую очередьРодители должны уделять большое внимание собственному ребенку, начиная с раннего возраста.

Слайд 3 Причины речевых нарушений

Невостребованность речи

Заболевания и поражения головного мозга

Нарушения слуха

Различные заболевания в первые годы жизни ребенка

Неблагоприятные социально-бытовые условия

Различная внутриутробная патология

Родовая травма, кесарево сечение и асфиксия во время родов

Слайд 4 Проявления речевых нарушений в дошкольном возрасте:

•    Нарушения звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замена звуков

•    Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове

•    Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов

•    Неправильное грамматическое оформление высказывания

Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания

•   Темпо - ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение слов)

А теперь давайте разберем, что относится к норме речевого развития

Слайд 5-6 Возрастные нормы речевого развития

У большинства детей к 2 годам происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький.  К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.  

  А сейчас давайте познакомимся с формами работы по развитию речи детей, которые вы можете использовать дома с ребенком:

Слайд 7,8,9 Артикуляционная гимнастика

В основе коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения лежит артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации. 

Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

Гимнастика проводится ежедневно по 5 - 7 минут.

Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

Упражнения выполняются после показа взрослого.

Взрослый контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука .

-Давайте попробуем выполнить упражнения «Чашечка», «Лошадка», «Комарик»

(Совместное выполнение нескольких артикуляционных упражнений учителя-логопеда с родителями, с объяснением и показом)

Слайд 10,11,12 Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную воздушную струю.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.

Регулярность выполнения: ежедневно.

Упражнения проводятся в проветренном помещении.

Упражнения носят кратковременный характер (от нескольких секунд, до нескольких минут).

Для Дыхательной гимнастики используется следующие материалы: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий

 Приемы:

Дуть через соломинку;

Дуть на ватные шарики;

Игра «Кто спрятался?»

«Фокус»

«Греем руки» и др.

- Предлагаю вам выполнить упражнение «Фокус». Кладем на нос маленький кусочек салфетки, язык выдвигаем чашечкой вверх, плавно дуем на нос, салфетка должна подлететь вверх. (выполнение упражнения родителями после показа логопедом).

Слайд 13,14,15 Развитие мелкой моторики

Всем известно о важности развития мелкой моторики в развитии речи ребенка. Рассмотрим, какие приемы помогают в развитии мелкой моторики:

1.Самомассаж

2. Рисование и лепка

3 Конструкторы Лего

4. Штриховки, раскраски,, шнуровка, мозаика

5. Собирание бус

6. Игры с песком, водой

7. Игры с прищепками

8. Игры с крупой

9. Пальчиковые игры

Слайд 16. Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие и совершенствование «тонких» движений пальцев рук

Приемы:

Пальчиковый самомассаж;

Пальчиковая гимнастика в стихах;

Пальчиковые шаги и др.

Предлагаю вам поиграть в игру «Ежик» (родителям раздаются массажные мячики, проводится игра)

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)   

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)   

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)   

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)   

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Слайд 17 Развитие связной речи, увеличение словаря

Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении со взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь со своим ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.

Старайтесь больше читать стихи, сказки и другие литературные произведения, ведь это способствует увеличению словарного запаса ребенка и помогает ему выработать навыки правильного построения предложения, а также развивает умственные способности малыша. Разучивание стихов придаст ему уверенности при произношении, что является одной из главных составляющих развития речи у ребенка.

Слайд 18-19 ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ

1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

Слайд 20 Рекомендации для родителей:

Речь по наследству не передается, ребенок перенимает речь от окружающих. Поэтому старайтесь ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите сами ясно, четко, интонационно выразительно, называя предметы правильно, не позволяйте говорить ребёнку быстро.

Не перегружайте ребенка информацией, не ускоряйте его развитие. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Заключительная часть

Вот и подошла к концу наша встреча. Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты

Рефлексия (анкетирование родителей с целью выявления их мнения о проведённом собрании по пунктам:
1) Была ли информация, озвученная на собрании, полезной для Вас?
2) Каковы Ваши предложения и пожелания относительно проведения собраний?


Спасибо, Вам за уделенное время и внимание. До свидания.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 01.04.20 в 19:44 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный ресурс!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.