Конспект социально-психологического тренинга «Уверенность» для психолого-педагогической поддержки совета обучающихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
КОНСПЕКТ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
«УВЕРЕННОСТЬ»
ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖИКИ СОВЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Педагог-психолог
Москоленко Дана Владиславовна
г. Вилючинск
2019-2020 уч.г.
Пояснительная записка
Целевая аудитория тренинга «Уверенность» - обучающиеся, входящие в совет самоуправления в возрасте от 12 до 18 лет. Отличительными особенностями «самоуправленцев» являются сложные задачи самоопределения, принятия решений, от которых зависит будущее образовательного учреждения.
Совет обучающихся сформирован с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательного учреждения и принятия локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.
Естественно, данные задачи заставляют задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания. Таким образом, «самоуправленцам» могут быть присущи мысли о самореализации, сопровождающиеся чувством тревоги.
В целях психолого-педагогической поддержки совета обучающихся был разработан конспект социально-психологического тренинга «Уверенность».
Цель: начать формирование чувства уверенности у детей, входящих в состав совета обучающихся с помощью поэтапного знакомства с стрессом и его преодолением.
Задачи:
обеспечить средствами самопознания;
получить опыт самопрезентации в кругу коллектива;
получить опыт ответственности;
расширить знания о понятиях стресс, релаксация, концентрация;
познакомить с техниками релаксации и концентрации.
Ожидаемые результаты:
развитие первоначальных навыков психорегуляции;
создание благоприятного психологического климата;
формирование установки на активную командную работу;
формирование групповой сплочённости.
Оборудование и материалы:
магнитная доска;
карточки с изображением класса с магнитом на обратной стороне;
альбомные листы А4;
цветные карандаши;
простые карандаши;
стирательные резинки;
ручки;
повязка на глаза.
Аудитория по возможности должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также место для проведения упражнений, в том числе подвижных.
Данный конспект может быть использован педагогами-психологами, классными руководителями, кураторами и тьютерами совета обучающихся в образовательных учреждениях.
Ход проведения тренинга
1.Вводная часть
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте! Сегодня у вас состоится занятие с элементами тренинга, целью которого является формирование навыков борьбы с стрессом.
-Но прежде чем приступить к работе предлагаю вам сесть в ровный круг, чтобы мы могли видеть друг друга и чтоб нам было удобно работать дальше.
-Что же такое психологический тренинг? (Ответы обучающихся)
– это форма групповой психологической работы; это совместное творчество группы и ведущий образовательный процесс в области раскрытия жизненного творческого и духовного потенциала человека.
-Чтобы всем было комфортно работать в таком формате, как вы думаете, что должно быть? (Безопасность, конфиденциальность, правила).
-Действительно, для нашей совместной работы необходимо придерживаться некоторых правил, как вы думаете какие они могут быть? (искренность, активность, не осуждать других).
-Вы абсолютно правы, существуют определённые правила групповой работы, которых необходимо придерживаться, чтобы всем участникам можно было эффективно взаимодействовать и получать удовольствие от занятия предлагаю вам рассмотреть основные правила работы в группе:
Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
Говорить максимально искренне.
Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа «здесь и сейчас».
Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
Использование «Я-высказываний» - в группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.
2. Основная часть
Упражнение 1. «Самопрезентация»
Цель: создание благоприятного психологического климата, развитие навыков саморегуляции.
Задача: получение опыта самопрезентации в кругу коллектива.
Материалы: листы А4 и ручки.
Инструкция: Представьтесь участникам группы. Для этого необходимо составить «резюме», а именно написать:
Имя, возраст;
Любимое занятие (хобби);
Черту характера, которая нравится в себе, и черту характера, которая не нравится в людях;
Для чего ты здесь;
Чему хочешь научиться;
Чего хочешь добиться.
Подготовка 10 минут. Выступление 2-3минуты.
Обучающиеся зачитывают свои «резюме», им разрешается задавать вопросы.
Педагог произносит слова благодарности и восхищения (способ поддержки) участникам:
-Отлично, спасибо!
-Спасибо, что поделился с нами!
-Вы все очень смелые и сделали очень большой первый шаг к уверенности!
Обсуждение:
-Что вы заметили?
-Что же нас объединяет?
Участники приходят к выводу: мы все разные, но нас объединяет желание добиться успеха, уверенности.
Педагог: Для того, чтобы стать успешным, мало владеть навыками и умениями, связанными с коррекцией своего психоэмоционального состояния. Необходимо знать себя и свои возможности. Существуют фрустрирующие ситуации, которые напрягают. И здесь важно знать, как вы реагируете на подобные ситуации, как ведёте себя, какую тактику поведения выбираете.
-Для этого мы с вами сыграем в игру.
Упражнение 2. Игра «Слепец и поводырь»
Цель: формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению.
Задача: получить опыт ответственности и беспомощности, определить уровень доверия к партнёру по самоуправлению.
Материалы: повязка на глаза.
Описание-инструкция: Участники разбиваются на пары по принципу наименьшей привязанности. «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами по комнате, преодолевая различные препятствия (это могут быть остальные участники тренинга) с помощью устных рекомендаций.
Игра завершается обязательным обсуждением полученных результатов.
Основное упражнение выполняется около 20минут.
Обсуждение:
-Кем было комфортнее быть ведомым или руководителем?
-Смогли ли вы полностью довериться своему поводырю и почему?
-Что вы испытали, играя в эту игру?
-Опишите свои чувства.
-Сегодня вы испытываете схожие чувства, какие? (приходим к слову стресс)
-Да, действительно, сегодня вы испытали некий стресс, как вы думаете, что это? Как это в нашем организме происходит? Для чего он нам нужен? (приходим к слову защита).
Теоретическая информация: «Стресс. Релаксация. Концентрация».
-Энциклопедический словарь даёт следующее толкование стресса: «совокупность защитных физиологических реакций возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».
-Определение стресса канадского физиолога Ганса Селье: «стресс – это всё, что ведёт к быстрому старению или вызывает болезни».
- А как стресс может проявляться у человека? (ответы обучающихся)
- Вы абсолютно правы, стресс проявляется во многих чувствах, а также в таких как:
Тревога и страх.
Пассивность, беспомощность, депрессия.
Активная защита.
Активная релаксация.
-Хорошо, что такое стресс мы знаем, а как же с ним бороться? Существуют ли какие-либо методы? Какие вы знаете? (Ответы обучающихся)
Произвольное самовнушение.
Аутотренинг.
Йога.
-Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми техниками релаксации и концентрации, вам нужно будет слушать, что я говорю и чётко следовать инструкциям, готовы?
Упражнение 3. «Поза кучера»
Цель: развитие первоначальных навыков психорегуляции.
Задача: сформировать представление о техниках релаксации и концентрации.
Инструкция: Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена. Ноги расставлены на уровне плеч, руки лежат на коленях, кисти свободно свисают между бёдрами. Кучер расслабил поводья, лошади бредут сами собой.
Упражнение 4. «Полное дыхание»
Цель: развитие первоначальных навыков психорегуляции.
Задача: сформировать представление о техниках релаксации и концентрации.
Инструкция: Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку. Губы приоткрыты. Заполните среднюю часть лёгких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Выдох через рот.
Упражнение 5. «Маяк»
Цель: развитие первоначальных навыков психорегуляции.
Задача: получить опыт самопознания.
Оборудование: листы А4, карандаши.
-Это упражнение хорошо помогает в тех случаях, когда вы чувствуете себя беззащитным, уязвимым, «покинутым».
Инструкция: Представьте себе маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите, себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветра, постоянно дующие на остров, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светлого луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Постарайтесь ощутить в себе внутренний источник света, который никогда не гаснет.
-Сейчас вам предстоит нарисовать образ себя в данный момент, отразить его в цвете. У вас для этого есть альбомные листы, цветные и простые карандаши.
Подготовка задания 15минут.
Заключительная часть
Подведение итогов.
- Что вы чувствовали в ходе каждого упражнения? Опишите.
- Как вы думаете, почему данные упражнения расслабляют и успокаивают?
-Пригодятся ли они вам в жизни?
-Например, для какой ситуации?
-Расскажите про свой рисунок и чувства и эмоции, связанные с ним.
Рефлексия (детям предоставляется карточки с изображением класса с магнитом на обратной стороне).
-Спасибо вам за вашу искренность, активность и честность!
-Понравилось ли вам занятие?
-Будет ли оно полезно вам? Чем?
-Теперь, кому не понравилось занятие ставим палец вниз! Кому понравилось – палец вверх!