12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Кузнецова25
5

Статья на тему «Опыт психолого-педагогической поддержки младших школьников в инклюзивном классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 имени Героя Советского Союза Г. Б. Злотина г. Орла

Учитель начальных классов, тьютор

Елена Васильевна Кузнецова

высшая квалификационная категории

г. Орел

Опыт психолого-педагогической поддержки младших школьников

в инклюзивном классе

Аннотация. В статье рассматривается содержание психолого-педагогической работы классного руководителя - тьютора в классе где учится ребенок-инвалид с тяжелой формой нарушения зрения.  

Данная статья создает предпосылки к реализации форм и методов работы в плане психолого-педагогической поддержки детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных категорий в инклюзивном классе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическая поддержка, ребенок-инвалид, нарушение зрения.

Причиной острой актуальности и необходимости внедрения инклюзивного образования в наше время стало то, что в современных образовательных учреждениях увеличивается количество детей, имеющих особые образовательные потребности. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» принята модель образования, которая способствует полному вхождению инвалидов в общество, - это модель инклюзии [1].

Однако, было бы ошибочно считать, что инклюзивное образование применяется исключительно для решения задач образовательного направления. Прежде всего, это форма организации работы с учащимися направлена на улучшение качества жизни каждого отдельного ученика и коллектива в целом.

Личностно ориентированный подход обучения в рамках целостного учебно-воспитательного процесса будет успешным если психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида и остальных учеников класса в условиях инклюзивного образования будет направленна на организацию единых стартовых возможностей для каждого участника процесса обучения, что должно быть определено целью и задачами реализации сопровождения [4].

В статье представлен опыт работы в классе, в котором учится слепая ученица со слабой формой ДЦП. Особое внимание уделяется внутреннему миру всех учеников класса, оптимизации психологических процессов, развитие личностных структур, обеспечивающих социальную адаптивность участников учебного процесса.

Для реализации психолого-педагогической поддержки на весь период начального образования был создан проект «Разные возможности – равные права!», который позволил выстроить четкую систему воспитательной работы в инклюзивном классе.

Цель проекта: Создание системы психолого-педагогических условий для всех участников процесса обучения, направленных на реализацию потребностей в самовыражении, приобщении к жизни в социуме, учитывая особенности ребенка-инвалида.

Задачи проекта:

Выявить индивидуальные особенности слепой ученицы и остальных учеников класса для успешной адаптации и социализации в классе.

Организовать совместную работу с педагогом-психологом для реализации Проекта.

Привлечь родителей класса к организации учебно-воспитательного процесса в классе.

Сформировать коммуникативные умения учеников класса со слепой одноклассницей, удовлетворить потребность детей в общении, снизить уровень тревожности.

Создать психологические, педагогические и социальные условия для развития социального опыта слепого ребенка совместно с классным коллективом наряду с освоением академических знаний.

При всей многогранности решаемых задач создание единой комфортной психологической среды для всех участников образовательного процесса является ключевым моментом.

Для решения поставленных задач, используются различные методы, но главное - все они, направлены на помощь в преодолении трудностей, возникающие у школьников, способствуют продуктивному развитию личности, развивают умение самостоятельно находить причинно-следственные связи делать выводы, высказывать и аргументировать свое мнение, помогают ребенку выразить свои чувства, высказать свое мнение.

Это могут быть такие методы как:

Метод самонаблюдения за собственными действиями и коллективного анализа деятельности.

Метод проблемных ситуаций и направляющих диалогов.

Метод проектов.

Метод развития эмоциональной отзывчивости и сострадания.

Метод решения изобретательских задач и развития творческого воображения.

Работа строится на основе принципов инклюзивного образовательного процесса [2].

Существование этих принципов вызвано тем фактом, что совместное обучение “обычных” детей и детей с особенностями возможно только при соблюдении определённых условий построения инклюзивного учебного процесса.

Каждый год включает 2 основных принципа, что не означает отсутствия других. Они просто дополняют основные.

1 класс, этап: «Ты и я друзья».

Используемые принципы инклюзивного образования:

- Все люди нуждаются друг в друге.

- Каждый человек способен чувствовать и думать.

Задачи этапа:

Изучение потребностей и возможностей незрячей ученицы и учеников класса, диагностика их развития и поиск способов помощи слепой обучающейся со стороны специалистов.

Создание условий для успешной социализации ребенка-инвалида.

Проведение внеклассных мероприятий, направленных на защиту ребенка-инвалида от различных психологических давлений со стороны учеников, снижение коммуникативных барьеров общения между одноклассниками и создания доброжелательной атмосферы в классе.

2 класс, этап: «Все мы личности».

Ключевые принципы инклюзивного образования:

- Ценность человека не зависит от его физиологических показателей.

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Задачи:

Содействовать процессу осознания слепой ученицей и учащимися класса в качестве единой школьной семьи.

Формирование коммуникативных умений между учениками класса.

Проведение внеклассных мероприятий, направленных на познание учениками мира незрячих людей, понимание учениками того, что все люди не только нуждаются в дружбе, но и могут дружить.

Формирование комфортной психологической среды с участием родителей.

3 класс, этап: «Незрячие видят сердцем».

Принципы инклюзивного образования:

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Содействовать процессу более глубокого понимания учениками класса, что слепые люди в жизни могут достичь успеха и даже становиться знаменитыми.

Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ученика, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы.

Привлечение родителей к созданию атмосферы эмоционального комфорта, формированию взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого.

4 класс, этап: «Учиться вместе интересней».

Ключевые принципы инклюзивного образования:

- Подлинное образование может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений.

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Задачи этапа:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Проведение психологической подготовки обучающихся к переходу в 5 класс.

С первых дней обучения работа направлена на защиту ребенка-инвалида от различных психологических давлений со стороны учеников, снижение коммуникативных барьеров общения, чтобы слепая девочка легко влилась в незнакомый коллектив.

На классных часах обучающиеся знакомились с миром незрячих людей. Ученики класса учились познавать мир с закрытыми глазами (надевали маски): слушали звуки; узнавали животных по форме; одевались; рассказывали более подробно об увиденном, чтобы слепая девочка смогла лучше понять их; читали буквы, написанные шрифтом Брайля; ходили с белой тростью, узнали об успешных, знаменитых слепых людях.

Внеклассные мероприятия для родителей и совместно с ними, на которых ученики вместе с родителями выполняли несложные задания в условиях ограниченной видимости, позволили достичь осознания родителями, что слепая девочка такой же полноправный участник учебного процесса, как и их дети.

Большое внимание уделяется вопросам самореализации и самосовершенствования детей, их успехам в спорте, музыке, науке. При решении данного вопроса важно донести детям, что каждый из них может реализовать себя в различных направлениях, если желание будет закреплено старанием и стремлением. При этом не разделяя на «особых» и обычных детей.

К концу четвёртого класса ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего “Я”. Классный коллектив живет по правилу “Один за всех и все за одного”.

Для изучения психологического климата в коллективе совместно с педагогом-психологом проводились диагностики:

- Диагностика уровня тревожности обучающихся.

- Диагностика изучения нравственной мотивации.

- Диагностика отношения к жизненным ценностям.

- Диагностика выявления уровня самооценки учащихся.

Анализ психолого-педагогической поддержки показал, что проделанная работа обеспечила выполнение поставленных задач:

- результаты методики «Диагностика уровня тревожности А.М.Прихожан» зафиксировали, что уровень тревожности обучающихся снизился с 71% в первом классе, до 5% в четвертом. Ученики к четвертому классу достигли низкого 86% уровня тревожности, тогда как в 1-ом классе он достигал лишь 20% [3].

- уровень нравственной мотивации вырос с 24% в первом классе до 85 % в четвертом, а высокое отношение к жизненным ценностям в четвертом классе имеет 80% обучающихся [5].

- результаты диагностики по методике для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан продемонстрировали, что адекватную самооценку имеют 85% обучающихся [5].

Проделанная работа в соответствии с целями и задачами способствовала созданию единой комфортной психологической среды для всех участников образовательного процесса. Продуктом психолого-педагогического сопровождения для обучающихся и родителей стал дружный, сплоченный класс, как единый школьный коллектив, готовый к продолжению обучения на ступени основного общего образования.

Именно в условиях уважения, сопереживания, эмоционального благополучия у детей с особенностями развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, у других же детей формируется определенная степень социальной зрелости и понимания факта, что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других, он такой же, как ВСЕ.

Опыт данного проекта создает предпосылки к реализации форм и методов в плане психолого-педагогической поддержки детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ различных категорий, а не только в классе где учится слепой ребенок; коррекции и компенсации нарушений у «особенных» детей как их индивидуальной деятельности; поддержки и развития индивидуальности всех учеников класса не только в начальной школе, но также в средней и старшей школе, мероприятия, с учетом индивидуальности, могут быть проведены в каждом классе, где учатся дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ.

Психолого-педагогическая поддержка в инклюзивном классе - это подход целостный и комплексный, основанный на интересах ребенка с ОВЗ. Но фундаментальным ключом инклюзивного образования должен стать ориентир на нормальное психическое развитие каждого ученика, а не на отклонения «особенного» одноклассника, ориентация педагогического процесса на создание комфортных условий для развития индивидуальных способностей всех учащихся, создавая условия для развития и реализации его способностей.

Для реализации поставленных целей потребуется изменение не только привычных представлений о содержании и формах обучения детей, но осознание и принятие данной модели всеми участниками образовательного процесса, их участие и взаимодействие. Понимание сути такого подхода и его принятие позволяет дать всем обучающимся право на равные возможности [4].

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - Ст. 2. п.27.

2. Афонькина Ю.А. Принципы инклюзивного образования в парадигме социального взаимодействия // Гуманитарный научный вестник. - 2017. - №11. – С.17-19.

3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии // СПб.: Речь, 2002. - С. 298–299. [Электронный ресурс]. – URL: https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/1458348209/142

4. Кустова Н. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания // Специальное образование. – 2015. - № XI том I. – С. 76-79. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnogo-integrativnogo-obrazovaniya-i

5. Садыкова Н.Н. // Персональный блог Садыковой Натальи Николаевны. – 2016. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/metodiki-diagnostika-nravstvennoy-motivacii-diagnostika-otnosheniya-k-zhiznennim-cennostyam-diagnostika-nravstvennoy-samoocenki-1427787.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.