12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Михайловна Чазова1877
Россия, Свердловская обл., город Верхотурье
5

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУППЫ РИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУППЫ РИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ


Группу повышенного внимания по результатам ЕМ СПТ составляют обучающиеся, с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение по соотношению факторов, предрасполагающих к первой пробе (факторы риска) и факторов, удерживающих от совершения первой пробы (факторов защиты). Это учащиеся, по результатам СПТ, попадающие в «красную зону», демонстрирующие латентную или явную рискогенность условий.


Общий алгоритм организации профилактической работы по результатам СПТ:

Проанализировать результаты тестирования и выделить обучающихся групп повышенного внимания.

2. Выделить общие направления коррекционной и развивающей работы по группам повышенного внимания, на их основе спроектировать профилактические программы.

3. Выделить обучающихся, с которыми необходимо дополнительно провести индивидуальную коррекционно-развивающую работу, составить индивидуальную программу для обучающихся, попадающих в зону явной рискогенности условий.


Мероприятия профилактической работы должны быть:

- комплексами (включать направления работы организуемые педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем и учителями предметниками)

- адресным (составленным по результатам СПТ, конкретных детей, класса)

- содержать актуальные для современного подростка формы работы, интересные темы.


Направления профилактической работы с учетом критических показателей по шкалам


Явный риск

Латентный риск

Направления профилактической работы и коррекции

код

07

10

05

11

12

13

19

29

45

58

72

74

88

112

ФИО















Класс

Шкала

7A

10

10

Организовать в 7 «А» классе внеурочные занятия по программе «Познай себя» и «В мире профессий»

Факторы риска

Потребность в одобрении



+

+











- Индивидуальная работа по повышению уверенности в себе

- групповые тренинги общения и личностного роста

- групповые занятия на развитие жизнестойкости

- ценностно-ориентированные игры

Подверженность влиянию группы

+


+


+

+

+

+


+


+

+

+

+

-Индивидуальная работа по коррекции самооценки

- групповые тренинги общения и личностного роста

- участие в волонтерской деятельности

- разработка рекомендаций педагогам по учету индивидуально психологических особенностей подростка в организации обучения

Принятие асоциальных установок

+

+


+

+

+

+




+


+

+

- сбор информации о социальном окружении подростка

- групповые занятия направленные на принятие социальных норм, ценностно-ориентированных игр, тренинги жизнестойкости


Склонность к риску

+

+

+

+

+

+


+

+

+

+



+

- индивидуальная коррекционная работа по развитию критичности к опасности

- групповые занятия по развитию жизнестойкости

- включение в спортивные игры, состязания, связанные с контролированным риском (скалолазание и т.д.)

Импульсивность

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+


+

+

- групповая работа по формированию конструктивных способов совладеющего поведения

- занятия с родителями по формированию бесконфликтных способов общения в семье

- участие в ценностно-ориентационных играх

- включение в спортивные игры связанные с необходимостью самоконтроля

Тревожность

+

+


+

+

+



+

+

+

+

+

+

- индивидуальная психокоррекционная работа по обучению релаксации и техникам саморегуляции

- тренинг на преодоления страхов, в том числе пере экзаменами

- участие в культурных, актерских и творческих мероприятиях

- участие в волонтерской деятельности

Фрустрация

(форма В)













+


- работа с родителями по коррекции стиля семейного воспитания;

- групповые занятия на развитие жизнестойкости;

- занятия с родителями по формированию бесконфликтных способов общения в семье

- групповая работа по формированию конструктивных способов совладеющего поведения

Наркопотребление в социальном окружении

(форма В)















- привлечение врача-нарколога для просветительской работы в коллективе школьников и родителей, либо индивидуальное консультирование.

- групповые занятия на развитие жизнестойкости

- участие в тренингах, направленных на профилактику употребления ПАВ

Факторы защиты

Принятие родителями

+

+

+


+


+


+


+

+


+

- Групповые и индивидуальные консультации на тему «Безусловное принятие ребенка»

- Групповые или индивидуальные занятия на тему «Конфликты детей и родителей: способы урегулирования»

- Организация совместной деятельности детей и родителей, например привлечение родителей к походу на День Здоровья.

Принятие одноклассниками

+

+

+

+


+

+


+


+

+

+

+

- Индивидуальная коррекционная работа, направленная на поиск внутренних ресурсов подростка

- Участие в тренинге направленного на командообразование и/или сплочение коллектива

- групповые занятия на развитие жизнестойкости

- участие в волонтерской деятельности

- участие в ценностно-ориентационных играх

- привлечение ученика на выполнение заданий, в том числе учебных в группе.

Социальная активность

+











+

+


- групповые занятия на развитие жизнестойкости

- участие в тренингах общения и развития коммуникативных навыков

- индивидуальная коррекционная работа по формированию активной жизненной позиции

- участие в волонтерской деятельности

- участие в культурных, актерских и творческих мероприятиях

Самоконтроль поведения


+





+

+


+





- групповые занятия по формированию ценностных ориентиров с использованием психологических игр и упражнений

- групповые занятия на повышение самооценки

Самоэффективность

(форма В)













+


- групповые занятия на развитие жизнестойкости

- участие в тренингах на повышение уверенности в себе

- участие в тренингах общения и развития коммуникативных навыков

- индивидуальная коррекционная работа по поиску внутренних ресурсов подростка

​​​​​​​ Выводы: Наибольшее количество обучающихся, находящихся в зоне риска, обучается в 7-х классов. Это частично объясняется особенностями подросткового возраста, когда склонность к рискованному поведению, расширение границ является с точки зрения подростков необходимым этапом взросления.

Рекомендации: довести до сведения педагогов, администрации полученные результаты. Организовать работу по профилактике вовлечения обучающихся 7-11 классов в зависимое поведение. С учетом того, что наибольшее количество детей группы риска сосредоточено на параллели 7-х классов, необходимо организовать в 7 «А» классе внеурочные занятия по программе «Познай себя» и «В мире профессий». С детьми группы риска и их семьями провести индивидуальную психологическую работу по запросу самих обучающихся или их родителей. А также привлечь к рекомендованным профилактическим и коррекционным мероприятиям, указанным в таблице выше.


Интерпретация критических значений

t1674545509aa.gif

Рисунок 1 – Гистограмма показателей кол-ва школьников, имеющих критические значения по шкалам


Потребность в одобрении - Стремится быть принятым, пусть даже и вопреки своим интересам. Зависим от благоприятных оценок со стороны других людей. Испытывает потребность в положительной оценке своих слов или поступков. Проявляет повышенную чувствительность к критике. Стремится соответствовать ожиданиям. Тяжело переносит ситуацию проигрыша. При высоком уровне выраженности признака, может говорить о неискренности с психологом или неискренности с самим собой, когда испытуемый пытается быть кем-то выдуманным. Встречается также при протестных реакциях против психологического тестирования либо против межличностного взаимодействия как такового.

Подверженность влиянию группы - Зависим от мнения и требований группы, ведомый. Нуждается в поддержке со стороны группы. Не самостоятелен в принятии решений, ориентирован на социальное одобрение. Пассивно соглашается с мнением подавляющего большинства людей, составляющих социальную группу, в которой находится сам. Уступчив. Уклоняется от персональной ответственности за свои поступки.

Принятие асоциальных установок - Проявляет интерес к социально неодобряемым действиям и мнениям. Пытается рационально объяснить свои проступки, ссылаясь на аналогичные образцы поведения («все так делают»). Понимает, что одним можно нарушать нормы, а другим нельзя. Идентифицирует себя с теми, кому можно. Испытывает азарт избегания наказания или порицания. Проявляет пониженную критичность к себе, своему поведению.

Склонность к риску - Субъективное ощущение риска ниже, чем реальный уровень опасности. Осознает потенциальные риски, но отказывается их учитывать, оказываясь под влиянием различных чувств и желаний. Информированность об опасных последствиях заменена мифами, заблуждениями, отсутствием критичности к рисковому поведению.

Импульсивность - Эмоционально неустойчив, легко расстраивается, раздражителен. Не контролирует свои эмоции, перепады настроений. Нетерпелив, подвержен сиюминутным побуждениям. Идет на поводу у собственных желаний, потворствует своим слабостям. Решения принимает поспешно, действует спонтанно. Склонен сначала высказываться и действовать, а потом обдумывать свои действия и высказывания.

Тревожность - Склонен воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Не уверен в себе, склонен к предчувствиям. Часто проявляет беспокойство, озабоченность, ранимость. Напряжен в трудных жизненных ситуациях. Застенчив, трудно вступает в контакт с другими людьми. Чувствителен к одобрению окружающих.

Фрустрация - Проявляет низкую фрустрационную толерантность. Фрустрационные реакции наступают даже при малой интенсивности фрустрирующего фактора. Интенсивность эмоциональной реакции не соответствует силе воздействующего фрустратора. Часто находится в негативном эмоциональном состоянии. Имеются потребности и желания, которые не могут быть реализованы. Ставит перед собой недостижимые цели. Нереализованные намерения вызывают эмоциональное напряжение (стресс) и отрицательные переживания: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, озлобленность. Склонен к жесткой экспрессии и недоброжелательному обращению с окружающими.

Наркопотребление в социальном окружении – распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих.

Принятие родителями - Открытое отвержение. Практически отвержен родителями. Родители низко оценивают способности, не верят в будущее, испытывают отрицательные чувства (раздражение, злость, досаду). Испытывает недостаток внимания и общения со стороны родителей. Родители проявляют безразличие, малое внимание к внутренней жизни.

Принятие одноклассниками - Низкий уровень принятия. В классе авторитетом не пользуется, признается отдельными ребятами, имеет низкий социальный статус. Взаимоотношения практически со всеми одноклассниками напряженные, удовлетворенность от общения не испытывает, интерес у окружающих не вызывает. Отторжение коллективом проявляется или в частых конфликтах, или в безразличии. Часто возникает чувство изолированности.

Социальная активность - Занимает социально пассивную жизненную позицию. Узкий круг интересов. Не испытывает большую потребность в социальных контактах. Проявляет сдержанность в процессе социальных взаимодействий, необщительность, предпочтение уединения компаниям. Безынициативен, равнодушен к делам коллектива или группы. Безразличен к окружающей действительности.

Самоконтроль поведения - Низкий уровень контроля и управления своим поведением. Повышенная лабильность и неуверенность. Непоследовательность или разбросанность поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, который компенсируется повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью. Склонен к свободной трактовке социальных норм.

Самоэффективность - Не верит в свои силы, что способен достичь поставленные цели, испытывает чувство беспомощности, присуща низкая самооценка. Упорство в достижении целей не свойственно. Избегает ситуаций, с которыми, как он считает, он не сумеет справиться. Пассивен при достижении поставленных целей. Берется в основном только за выполнение простых задач. Преобладают пессимистичные сценарии развития событий. Часто не доводит начатое дело до конца. Тяжело справляется со стрессами и перестраивает свой образ жизни.


Педагог-психолог ______________Е.М.Чазова


Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.