План мероприятий психолого-педагогического сопровождения обучающихся гуппы риска по результатам социально-психологического тестирования
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУППЫ РИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Группу повышенного внимания по результатам ЕМ СПТ составляют обучающиеся, с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение по соотношению факторов, предрасполагающих к первой пробе (факторы риска) и факторов, удерживающих от совершения первой пробы (факторов защиты). Это учащиеся, по результатам СПТ, попадающие в «красную зону», демонстрирующие латентную или явную рискогенность условий.
Общий алгоритм организации профилактической работы по результатам СПТ:
Проанализировать результаты тестирования и выделить обучающихся групп повышенного внимания.
2. Выделить общие направления коррекционной и развивающей работы по группам повышенного внимания, на их основе спроектировать профилактические программы.
3. Выделить обучающихся, с которыми необходимо дополнительно провести индивидуальную коррекционно-развивающую работу, составить индивидуальную программу для обучающихся, попадающих в зону явной рискогенности условий.
Мероприятия профилактической работы должны быть:
- комплексами (включать направления работы организуемые педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем и учителями предметниками)
- адресным (составленным по результатам СПТ, конкретных детей, класса)
- содержать актуальные для современного подростка формы работы, интересные темы.
Направления профилактической работы с учетом критических показателей по шкалам
| Явный риск | Латентный риск | Направления профилактической работы и коррекции | ||||||||||||
код | 07 | 10 | 05 | 11 | 12 | 13 | 19 | 29 | 45 | 58 | 72 | 74 | 88 | 112 | |
ФИО | | | | | | | | | | | | | | ||
Класс Шкала | 7A | 7А | 7А | 7А | 7А | 7А | 7А | 8А | 8Б | 9А | 9А | 10 | 10 | 8Б | Организовать в 7 «А» классе внеурочные занятия по программе «Познай себя» и «В мире профессий» |
Факторы риска | |||||||||||||||
Потребность в одобрении | | | + | + | | | | | | | | | | | - Индивидуальная работа по повышению уверенности в себе - групповые тренинги общения и личностного роста - групповые занятия на развитие жизнестойкости - ценностно-ориентированные игры |
Подверженность влиянию группы | + | + | | + | + | + | + | | + | | + | + | + | + | -Индивидуальная работа по коррекции самооценки - групповые тренинги общения и личностного роста - участие в волонтерской деятельности - разработка рекомендаций педагогам по учету индивидуально психологических особенностей подростка в организации обучения |
Принятие асоциальных установок | + | + | | + | + | + | + | | | | + | | + | + | - сбор информации о социальном окружении подростка - групповые занятия направленные на принятие социальных норм, ценностно-ориентированных игр, тренинги жизнестойкости |
Склонность к риску | + | + | + | + | + | + | | + | + | + | + | | | + | - индивидуальная коррекционная работа по развитию критичности к опасности - групповые занятия по развитию жизнестойкости - включение в спортивные игры, состязания, связанные с контролированным риском (скалолазание и т.д.) |
Импульсивность | + | + | | + | + | + | + | + | + | + | + | | + | + | - групповая работа по формированию конструктивных способов совладеющего поведения - занятия с родителями по формированию бесконфликтных способов общения в семье - участие в ценностно-ориентационных играх - включение в спортивные игры связанные с необходимостью самоконтроля |
Тревожность | + | + | | + | + | + | | | + | + | + | + | + | + | - индивидуальная психокоррекционная работа по обучению релаксации и техникам саморегуляции - тренинг на преодоления страхов, в том числе пере экзаменами - участие в культурных, актерских и творческих мероприятиях - участие в волонтерской деятельности |
Фрустрация (форма В) | | | | | | | | | | | | | + | | - работа с родителями по коррекции стиля семейного воспитания; - групповые занятия на развитие жизнестойкости; - занятия с родителями по формированию бесконфликтных способов общения в семье - групповая работа по формированию конструктивных способов совладеющего поведения |
Наркопотребление в социальном окружении (форма В) | | | | | | | | | | | | | | | - привлечение врача-нарколога для просветительской работы в коллективе школьников и родителей, либо индивидуальное консультирование. - групповые занятия на развитие жизнестойкости - участие в тренингах, направленных на профилактику употребления ПАВ |
Факторы защиты | |||||||||||||||
Принятие родителями | + | + | + | | + | | + | | + | | + | + | | + | - Групповые и индивидуальные консультации на тему «Безусловное принятие ребенка» - Групповые или индивидуальные занятия на тему «Конфликты детей и родителей: способы урегулирования» - Организация совместной деятельности детей и родителей, например привлечение родителей к походу на День Здоровья. |
Принятие одноклассниками | + | + | + | + | | + | + | | + | | + | + | + | + | - Индивидуальная коррекционная работа, направленная на поиск внутренних ресурсов подростка - Участие в тренинге направленного на командообразование и/или сплочение коллектива - групповые занятия на развитие жизнестойкости - участие в волонтерской деятельности - участие в ценностно-ориентационных играх - привлечение ученика на выполнение заданий, в том числе учебных в группе. |
Социальная активность | + | | | | | | | | | | | + | + | | - групповые занятия на развитие жизнестойкости - участие в тренингах общения и развития коммуникативных навыков - индивидуальная коррекционная работа по формированию активной жизненной позиции - участие в волонтерской деятельности - участие в культурных, актерских и творческих мероприятиях |
Самоконтроль поведения | | + | | | | | + | + | | + | | | | | - групповые занятия по формированию ценностных ориентиров с использованием психологических игр и упражнений - групповые занятия на повышение самооценки |
Самоэффективность (форма В) | | | | | | | | | | | | | + | | - групповые занятия на развитие жизнестойкости - участие в тренингах на повышение уверенности в себе - участие в тренингах общения и развития коммуникативных навыков - индивидуальная коррекционная работа по поиску внутренних ресурсов подростка |
Выводы: Наибольшее количество обучающихся, находящихся в зоне риска, обучается в 7-х классов. Это частично объясняется особенностями подросткового возраста, когда склонность к рискованному поведению, расширение границ является с точки зрения подростков необходимым этапом взросления.
Рекомендации: довести до сведения педагогов, администрации полученные результаты. Организовать работу по профилактике вовлечения обучающихся 7-11 классов в зависимое поведение. С учетом того, что наибольшее количество детей группы риска сосредоточено на параллели 7-х классов, необходимо организовать в 7 «А» классе внеурочные занятия по программе «Познай себя» и «В мире профессий». С детьми группы риска и их семьями провести индивидуальную психологическую работу по запросу самих обучающихся или их родителей. А также привлечь к рекомендованным профилактическим и коррекционным мероприятиям, указанным в таблице выше.
Интерпретация критических значений
Рисунок 1 – Гистограмма показателей кол-ва школьников, имеющих критические значения по шкалам
Потребность в одобрении - Стремится быть принятым, пусть даже и вопреки своим интересам. Зависим от благоприятных оценок со стороны других людей. Испытывает потребность в положительной оценке своих слов или поступков. Проявляет повышенную чувствительность к критике. Стремится соответствовать ожиданиям. Тяжело переносит ситуацию проигрыша. При высоком уровне выраженности признака, может говорить о неискренности с психологом или неискренности с самим собой, когда испытуемый пытается быть кем-то выдуманным. Встречается также при протестных реакциях против психологического тестирования либо против межличностного взаимодействия как такового.
Подверженность влиянию группы - Зависим от мнения и требований группы, ведомый. Нуждается в поддержке со стороны группы. Не самостоятелен в принятии решений, ориентирован на социальное одобрение. Пассивно соглашается с мнением подавляющего большинства людей, составляющих социальную группу, в которой находится сам. Уступчив. Уклоняется от персональной ответственности за свои поступки.
Принятие асоциальных установок - Проявляет интерес к социально неодобряемым действиям и мнениям. Пытается рационально объяснить свои проступки, ссылаясь на аналогичные образцы поведения («все так делают»). Понимает, что одним можно нарушать нормы, а другим нельзя. Идентифицирует себя с теми, кому можно. Испытывает азарт избегания наказания или порицания. Проявляет пониженную критичность к себе, своему поведению.
Склонность к риску - Субъективное ощущение риска ниже, чем реальный уровень опасности. Осознает потенциальные риски, но отказывается их учитывать, оказываясь под влиянием различных чувств и желаний. Информированность об опасных последствиях заменена мифами, заблуждениями, отсутствием критичности к рисковому поведению.
Импульсивность - Эмоционально неустойчив, легко расстраивается, раздражителен. Не контролирует свои эмоции, перепады настроений. Нетерпелив, подвержен сиюминутным побуждениям. Идет на поводу у собственных желаний, потворствует своим слабостям. Решения принимает поспешно, действует спонтанно. Склонен сначала высказываться и действовать, а потом обдумывать свои действия и высказывания.
Тревожность - Склонен воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Не уверен в себе, склонен к предчувствиям. Часто проявляет беспокойство, озабоченность, ранимость. Напряжен в трудных жизненных ситуациях. Застенчив, трудно вступает в контакт с другими людьми. Чувствителен к одобрению окружающих.
Фрустрация - Проявляет низкую фрустрационную толерантность. Фрустрационные реакции наступают даже при малой интенсивности фрустрирующего фактора. Интенсивность эмоциональной реакции не соответствует силе воздействующего фрустратора. Часто находится в негативном эмоциональном состоянии. Имеются потребности и желания, которые не могут быть реализованы. Ставит перед собой недостижимые цели. Нереализованные намерения вызывают эмоциональное напряжение (стресс) и отрицательные переживания: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, озлобленность. Склонен к жесткой экспрессии и недоброжелательному обращению с окружающими.
Наркопотребление в социальном окружении – распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих.
Принятие родителями - Открытое отвержение. Практически отвержен родителями. Родители низко оценивают способности, не верят в будущее, испытывают отрицательные чувства (раздражение, злость, досаду). Испытывает недостаток внимания и общения со стороны родителей. Родители проявляют безразличие, малое внимание к внутренней жизни.
Принятие одноклассниками - Низкий уровень принятия. В классе авторитетом не пользуется, признается отдельными ребятами, имеет низкий социальный статус. Взаимоотношения практически со всеми одноклассниками напряженные, удовлетворенность от общения не испытывает, интерес у окружающих не вызывает. Отторжение коллективом проявляется или в частых конфликтах, или в безразличии. Часто возникает чувство изолированности.
Социальная активность - Занимает социально пассивную жизненную позицию. Узкий круг интересов. Не испытывает большую потребность в социальных контактах. Проявляет сдержанность в процессе социальных взаимодействий, необщительность, предпочтение уединения компаниям. Безынициативен, равнодушен к делам коллектива или группы. Безразличен к окружающей действительности.
Самоконтроль поведения - Низкий уровень контроля и управления своим поведением. Повышенная лабильность и неуверенность. Непоследовательность или разбросанность поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, который компенсируется повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью. Склонен к свободной трактовке социальных норм.
Самоэффективность - Не верит в свои силы, что способен достичь поставленные цели, испытывает чувство беспомощности, присуща низкая самооценка. Упорство в достижении целей не свойственно. Избегает ситуаций, с которыми, как он считает, он не сумеет справиться. Пассивен при достижении поставленных целей. Берется в основном только за выполнение простых задач. Преобладают пессимистичные сценарии развития событий. Часто не доводит начатое дело до конца. Тяжело справляется со стрессами и перестраивает свой образ жизни.
Педагог-психолог ______________Е.М.Чазова