Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Составление предложений и схем»
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема урока: Составление предложений и схем.
Цель урока:
Образовательная: закрепить знания о предложении и его схеме, развивать умение определять гласные и согласные;
Коррекционно-развивающая: развивать наблюдательность; обогащать речь учащихся; логическое мышление; способствовать развитию эмоциональной сферы; развитие мелкой моторики.
Воспитательная: содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; содействовать профилактике утомляемости учащихся, познавательный интерес к чтению;
Оборудование: наглядный материал, карточки с индивидуальными заданиями, схемы предложений, буквы.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте им покажем, что, мы уже знаем и что умеем. Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть урок пройдет интересно и с пользой.
2.Актуализация знаний.
-Ребята, давайте с вами вспомним, какие бывают звуки в русском языке? (гласные и согласные)
-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные звуки можно пропеть, а согласные нет)
-Каким цветом обозначаем гласные? (красным)
-Каким цветом согласные? (синим)
-А теперь мы с вами поиграем в игру «Рассели звуки по домам»
Цель: способствовать развитию умения правильно определять гласные и согласные звуки.
-Вам необходимо правильно расселить звуки по домам: гласные звуки – в домик с красной крышей, согласные - в домик с синей крышей.
-Молодцы.
-Несмотря на то, что наши звуки живут в разных домах, они дружат. Согласный и гласный звуки образуют слоги: например, согласный звук м и гласный о образуют слог мо.
-Миша, мне скажет, какой это слог открытый или закрытый? (открытый)
3.Минутка чистописания.
-Сейчас мы этот слог запишем в тетрадь. Учитель записывает на доске.
-Но прежде чем записать слог, мы сделаем пальчиковую гимнастику «Паучок»
Паучок ходил по ветке, (пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
А за ним ходили детки (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять, («паучки» ползают по голове.)
4.Объявление темы и цели.
-Всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов.
-Сегодня мы с вами будем составлять предложения и схемы к предложениям.
-Посмотрите на доску.
-Кто это? (мальчик)
-Что делает мальчик? (ловит)
-Кого ловит мальчик? (рыбу)
-Скажем про мальчика тремя словами: Мальчик ловит рыбу.
-Мы знаем, что предложение состоит из слов.
-Посчитаем сколько слов в нашем предложении? (3 слова)
-Какое первое слово? (мальчик)
-Какое второе слово? (ловит)
-Какое третье слово? (рыбу)
-Как мы оформляем предложения? (учитель записывает предложения)
-Первое слово в предложении пишем с большой буквы, все слова пишем раздельно, в конце ставим точку.
-А как можно на письме показать, сколько слов в предложении?
-Для этого можно использовать схему. Каждое слово мы будем обозначать черточкой.
-А как мы узнаем, где начинается и где кончается предложение?
-Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, а на схеме мы это будем показывать так: |______
-А конец предложения мы узнаем по точке.
-Давайте составим вместе схему к предложению, которое мы проанализировали раньше.
Физминутка «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять (дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим (встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем («рисуют» окно, показывают крышу над головой)
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном (приседают)
5.Закрепление.
Составление предложений по картинкам.
-Мы узнали, что такое предложение и научились его обозначать, теперь мы будем составлять новые предложения. (учитель раздаёт схемы)
-Посмотрите, как много картинок у нас, давайте посмотрим на первую. Кто нарисован? (дети)
-Что дети делают? (лепят)
-Что лепят дети? (снеговика)
-Давайте попробуем составить из наших слов предложение.
-Обозначим наше предложение.
-Как мы обозначим начало предложения? (с уголком)
-Что мы поставим в конце предложения? (точку)
-А теперь посмотрим на вторую картинку.
-Кто сможет сам составить предложение? (дети по очереди составляют предложения по картинкам, если не справляются составляют все вместе)
6.Итог урока.
-Чему мы сегодня научились?
-Мы узнали, что всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
-Мы научились считать количество слов в предложении, делать схему к предложению.
Пролубщикова Наталья Владимировна