План-конспект урока развития речи на тему «Миф о Дедале и Икаре» (9 класс с ОВЗ)
План - конспект урока развития речи в классе ОВЗ
МОУ «Миасская СОШ №1»
Учитель Сергеева Елена Васильевна
Цели и задачи урока:
Познакомить с мифом о Дедале и Икаре.
Подготовить к написанию творческой работы в экзаменационном формате.
Развивать устную и письменную речь.
Умение анализировать текст, составлять план, формулировать главные мысли.
Умение создавать текст.
Оборудование: презентация о мифах, изображение мифологических героев Дедала и Икара.
Ход урока
Вступление
В стремлении грозном
Взлететь выше крыши
Сквозь тернии, к звездам,
Все выше и выше.
Давненько уж стался
Тот в небе пожар
Но в мифах остался
Пилот первый, Икар! ( Виктор Кедрин)
Кто был первым пилотом? Кто, по преданию, вернее, по легенде, первым поднялся в воздух? Это герои мифов Древней Греции Дедал и Икар.
Читаем миф.
Легенда о Дедале и Икаре
Все должно быть в меру
Мечта овладеть небом с самой древности овладела мыслями людей. Древние греки создали миф, в котором отразилось это желание.
Величайшим художником, скульптором* и архитектором* Афин* был Дедал. Он высекал прекрасные статуи из белого мрамора, изобретал новые инструменты для своей работы.
Но царь острова Крит* Минос, где он жил, не позволял ему работать для других. Долго думал Дедал, наконец, придумал, как ему бежать с острова.
Он сделал для себя и своего маленького сына Икара крылья с помощью перьев, воска* и льняных ниток. Когда Дедал испробовал их в первом полете. Икар с изумлением наблюдал за тем, как его отец летает, словно птица.
Перед полетом Дедал предупредил сына, что нельзя опускаться слишком низко, потому что вода из моря может намочить перья. И нельзя подниматься высоко, потому что палящие лучи солнца могут растопить воск, и перья разлетятся
Они начали свой полет. Дедал летел первым и постоянно оглядывался на сына. А Икар не мог нарадоваться тому, что он парит* в воздухе. И так ему нравилось это, что он забыл о предупреждениях отца и полетел высоко в небо. Солнце растопило воск, перья разлетелись, Икар стремительно упал в море и разбился.
Дедал обернулся и не увидел сына. Посмотрев вниз, Дедал заметил в воде перья и все понял. Безмерно возненавидел он свое искусство и тот день, когда решил улететь с острова.
Дедал долетел до Сицилии*. А Икара еще долго носили воды моря, которое позже назвали Икарийским*.
Передайте сжато текст мифа
Ответьте на вопрос: чему учит этот миф?
Словарная работа
1Кем по профессии был Дедал? Кто такой скульптор? (Человек, который при помощи фантазии изготавливает композиции из глины, мрамора, металла, воска и др. материалов)
2. Кто такой архитектор? ( Тот, кто планирует, проектирует, контролирует строительство здания)
3. В каком городе жил Дедал? (Афины - столица Греции)
4. Где находится остров Крит? (Крит - самый большой греческий остров в Средиземном море)
5. Из чего изготовил Дедал крылья? (Воск -это пластичное вещество. Например, восковые свечи).
6. Парение - это полет.
7. Сицилия - это область в Италии
8.Икарийское море-это восточная часть Эгейского моря, ограниченного побережьем Турции и греческими островами.
2. Составляем план текста
1Мечта воплотилась в мифе.
2.Кто такой Дедал?
3.Бежать из плена:
1)на острове;
2) крылья;
3)предупреждение отца
4.Полет
5.Икар разбился
6. Не увидел сына.
7. Икарийское море.
3.Беседа
1.Каким видим Дедала в мифе? (опытным, свободолюбивым, творческим, любящим)
2. О чем предупреждал Дедал сына?
3. Почему Икар ослушался? Он наказан? За что? (за непослушание, за то, что увлекся, обо всем забыл, не знает меры и др.)
4. Какие выводы можно сделать? Чему учит миф?
Главные мысли мифа
1.Нужно во всем знать меру, во всех своих увлечениях
2.Как бы банально это ни звучало, нужно слушаться старших, особенно родителей: они ничего плохого не посоветуют.
3. Нужно, принимая сложное решение, учитывать возраст.(Это совет Дедалу). Молодости свойственно ошибаться.
До написания работы
1.Желательно начать со вступления.
О чем мечтали Дедал и Икар? (Мечта о полете как способе освобождения)
2.Ответ на вопрос.(связка: и вот Дедал и Икар осуществили свою мечту. Короткий аналитический пересказ о том, что же с героями мифа произошло. )
3. Выражение собственного мнения по поводу главных мыслей сочинения (Я думаю… )
4. Аргументы из опыта жизни ( не обязательно о полете: о том, что нужно мечтать, но соотносить мечту с реальной жизнью).
О первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине, о том, как он осуществил мечту о покорении космоса.(Творчество многих, мужество и сила духа первого космонавта привели к успеху).
Написание работы
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение: чему учит миф о Дедале и Икаре?