Урок по математике в 3 классе «Деление суммы на число»
КОНСПЕКТ УРОКА
по математике в 3 «В» классе УМК «Школа 2100»
Характеристики урока
Образовательная программа: «Школа 2100»
Класс: 3
Предмет: Математика
Тема урока: Деление суммы на число.
Цель урока: Формировать представление о распределительном свойстве деления, возможности использования изученного свойства для рационализации вычислений. Знакомство с текстовыми задачами, решение которых основывается на изученном свойстве.
Основные задачи урока:
Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления. Совершенствовать вычислительные умения и навыки, умение умножать и делить двузначные числа на однозначные, применять правило умножения и деления суммы на число для решения задач двумя способами.
Развитие внимание, памяти, логического внимания, математической зоркости.
Воспитание умения работать в паре, развитие товарищеской взаимопомощи, аккуратности, осознание ценности совместной деятельности.
Тип урока: Урок введения нового знания.
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник: Математика Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких.
Используемая методическая литература: Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» 3 класс С. А. Козлова, А. Г. Рубин, А. В. Горячев.
Используемое оборудование: проектор, компьютер.
Предметные результаты:
ученик научится ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в одни шаг, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
ученик получит возможность научиться использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия.
Метапредметные результаты:
Формирование УУД:
Регулятивные: формулировать цель урока, обнаруживать и формулировать учебную проблему, работать по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), делать выводы на основе умозаключений.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать простые правила поведения при общении и сотрудничестве.
Структура урока по технологии деятельностного метода
программы «Школа 2100»
Основные цели |
1. Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления. |
2. Повторение и закрепление учебного материала. |
|
1. Самоопределение к деятельности |
Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков. |
2. Актуализация знаний |
1. Организуется повторение используемых способов действий (норм) – понятий. Алгоритмов (правил), свойства – с фиксацией соответствующих эталонов. |
2. Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается с самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксации ошибок. |
|
3. Локализация затруднений |
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. |
4. Построение проекта выхода из затруднений |
Пошагово применяя эталоны, учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки и исправляют их на основе правильного применения эталонов. |
5. Обобщение затруднений во внешней речи |
Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий, вызвавших затруднения. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Учащиеся выбирают только те задания из числа предложенных., в которых он допустил ошибки. Решает их затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует результат деятельности. |
7. Включение в систему знаний и повторение |
При положительном результате деятельности учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном – учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) |
Учащиеся анализируют, где, и почему допущены ошибки. Каким способом они были исправлены, проговариваются способы действий, вызвавших затруднения. Оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности. |
.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|
1. Самоопределение к деятельности |
Сегодня на уроке закрепим наши знания, будем решать задачи и примеры. Пусть наши гости радуются нашим успехам. А чтобы интереснее было работать, в этом нам помогут ваши знания, ловкость, смекалка и, конечно же, дружба. Организационный момент. Устный счет Цель: Повторяем умножение и деление, знания компонентов деления и умножения. Разминка: Запишите результаты выражений: 4 ∙ 6, 36 : 9, 6 ∙ 3, 30 : 10, 48 : 8 На какие группы можно разделить результаты? Какие числа из полученных результатов могут быть связаны между собой? Составьте выражения на умножение и деление с полученными результатами - Назовите компоненты умножения и деления. |
Ответы учеников 24, 4, 18, 3, 6 (дети записывают в тетради) Двузначные и однозначные
24, 4, 6, 18, 3, 6 4 ∙ 6 = 24 3 ∙ 6 = 18 6 ∙ 4 = 24 6 ∙ 3 = 18 24 : 4 = 6 18 : 3 = 6 24 : 6 = 4 18 : 6 = 3 Множитель, множитель, произведение. Делимое, делитель, частное. |
Личностные УУД: Формируем умение проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. |
ВЫВОД: Мы вспомнили умножение и деление, названия компонентов, т. к. эти знания необходимы для решения выражений и задач.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
2. Актуализация знаний. |
Повторение темы: «Умножение суммы на число» Цель работы: повторяем правило умножения суммы на число (распределительное свойство умножения) С каким математическим свойством мы работали на прошлых уроках? Работа в группах. Ребятам выдаются карточки 3-х вариантов. Карточка № 1 (Лёгкий уровень) -Найди ошибки, исправь и реши пример. (8 + 4) ∙ 5 = 8 ∙ 5 + 4 (3 + 9) ∙ 2 = 3 ∙ 9 + 9 ∙ 2 Карточка № 2 (Средний уровень) Соедини пары выражений. (30 + 2) ∙ 4 (40 + 8) ∙ 2 (21 + 34) ∙ 2 30 ∙ 4 + 2 ∙ 4 40 ∙ 2 + 8 ∙ 2 21 ∙ 2 + 34 ∙ 2 Карточка № 3 (Повышенный уровень) Решите примеры с объяснением. 20 ∙ 3 23 ∙ 4 40 ∙ 2 15 ∙ 6 90 ∙ 30 5 ∙ 14 Какое математическое свойство использовали, когда выполняли задания на карточках? |
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения) (8 + 4) ∙ 5 = 8 ∙ 5 + 4 ∙ 5 (3 + 9) ∙ 2 = 3 ∙ 9 + 9 ∙ 2 (30 + 2) ∙ 4 (40 + 8) ∙ 2 (21 + 34) ∙ 2 30 ∙ 4 + 2 ∙ 4 40 ∙ 2 + 8 ∙ 2 21 ∙ 2 + 34 ∙ 2 20 ∙ 3 = (2 ∙ 10) ∙ 3 = (2 ∙ 3) ∙ 10 и т. д. Распределительное свойство умножения: «Умножение суммы на число» |
Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. |
ВЫВОД: Чтобы умножить число на сумму, можно умножить это число на каждое из слагаемых и полученные произведения сложить.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
3. Локализация затруднений. Планирование деятельности. |
III. Постановка цели. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним свойством. Как называется это свойство, вы должны будете сформулировать сами, поэтому будьте внимательны: Цель работы: – создание проблемной ситуации. Задача № 1 8 красных и 6 зелёных яблок разложили поровну на две тарелки. Сколько яблок положили на каждую тарелку? Дети: Вова, Саша и Катя решили эту задачу разными способами: Под каким номером находится верная запись: (8 + 6) : 2 = 8 + 6 : 2 (8 + 6) : 2 = 8 : 2 + 6 : 2 3. (8 + 6) : 2 = 8 : 2 + 6 - Разложите эти яблоки поровну на два «блюдца». (На доске появляется запись) - Разложите яблоки так, чтобы на обеих тарелках было поровну яблок. - Сравните ответы, полученные в обоих случаях. - Чем отличается решение? - Можно ли между решениями поставить знак равно? Какое математическое свойство использовали? Проверим правило по учебнику стр. 44 |
№ 2. (8 + 6) : 2 = 8 : 2 + 6 : 2 (Демонстрация на наглядных пособиях) (8 + 6) : 2 = 7 (яб.) 8 : 2 + 6 : 2 = 7 (яб.) (Оба способа решения дали одинаковые результаты) Да. (6 + 4) : 2 = 6: 2 + 4 : 2 Деление суммы на число Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить: (а + b) : с = а : с + b : с |
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. |
ВЫВОД: Чтобы разделить сумму на число, надо:
1 способ: сложить сумму и полученный результат разделить на это число.
2 способ: Каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
4. Построение проекта выхода из затруднений. |
Цель работы: – «открытие» алгоритма деления суммы на число. Работа в группах с объяснением и проверкой. Цель работы: отрабатывать навыки счёта. 1. Задание № 3, с. 44 (1-3 столбики). Обязательно рассмотреть два способа решения: (а + b) : с а : с + b : с Дополнительно: Повышенный уровень: Любую ли сумму можно делить на число, используя это свойство? |
(16 + 20) : 4 = 16 : 4 + 20 : 4 = 4 + 5 = 9 (возможен 1 способ деления, т. к. 36 : 4 = 9, деление табличное) (8 + 12) : 2 = 8 : 2 + 12 : 2 = 10(возможен 1 и 2 способы деления, т. к. 20 : 2 = 10, деление табличное) (15 + 10) : 5 = 15 : 5 + 10 : 5 = 5(возможен 1 способ деления, т. к. 25 : 5 = 5, деление табличное) (40 + 40) : 20 = 40 : 20 + 40 : 20 = 4 (возможен 1 способ деления, т. к. 80 : 20 = 4, деление круглых чисел) 48 : 2 = (40 + 8) : 2 = 40 : 2 + 8 : 2 = 24 (возможен 2 способ деления, т. к. 48 : 2 = 24, деление не табличное) 44 : 4 = ( 40 + 4) : 4 = 40 : 4 + 4 : 4 = 11 (возможен 2 способ деления, т. к. 48 : 2 = 24, деление не табличное)
(Необходимо, чтобы оба слагаемых делились на это число) |
Регулятивные УУД: Развиваем умения: -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. - делать выводы на основе обобщения умозаключений. -преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. –переходить от условно-схематических моделей к тексту. |
ВЫВОД: Мы научились делить сумму на число. Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
5. Обобщение затруднений во внешней речи |
В начале урока мы выполняли одно упражнение, которое мы делали не просто так, давайте вспомним это задание и попробуем определить, чем мы будем заниматься дальше: Индивидуальная работа Цель: научится производить проверку в выражениях с внетабличным умножением или делением. (для группы сильных учеников) или (для группы средних и слабых учеников) Работа по вариантам: Представь делимое в виде суммы двух удобных слагаемых, и вычисли. Сделай проверку деления умножением: |
Составляли выражение, доказывая, что числа в выражении связаны между собой.
39 : 3 = (30 + 9) : 3 = 30 : 3 + 9 : 3 = 13 Проверка: 13 ∙ 3 = (10 + 3) ∙ 3 = 10 ∙ 3 + 3 ∙ 3 = 30 + 9 = 39 48 : 4 = (40 + 8) : 4 = 40 : 4 + 8 : 4 = 12 Проверка: 12 ∙ 4 = (10 + 2) ∙ 4 = 10 ∙ 4 + 2 ∙ 4 = 44
|
Коммуникативные – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; выделять главное; составлять план; – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). ТОУУ – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Личностные результаты: – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; –опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
ВЫВОД: При внетабличном умножении и делении числа в выражении связаны между собой ( можно сделать проверку).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Самостоятельная работа на доске и в тетрадях. Задание № 4, с. 45 - Прочитайте задачу. - Составьте план решения. - Запишите решение. - Есть ли другой способ решения? Запишите его и расскажите, как вы рассуждали.
|
(12 + 9) : 3 = 12 : 3 + 9 : 3 = 7 Вывод: (возможен 1 и 2 способы деления, т. к. 21 : 3 = 7, деление табличное)
|
Развиваем умения: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; ТОУУ – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; |
ВЫВОД: Научились применять распределительное свойство деления.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
7. Включение в систему знаний и повторение |
Работа в парах: Задание № 6, с. 45. Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой, обсуждением и самооценкой результатов работы по алгоритму. 1. Придумайте задачу по выражению: (60 + 12) : 6 2. Сколько способов решения такой задачи? Дополнительный материал: - разделите число 72 на сумму разрядных слагаемых: (Если дети вместе с учителем, справляются с заданием, то это задание является подготовкой их к делению двузначного числа на однозначное). Проверка по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? - Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Дополнительный материал: Реши пример разными способами и сделай вывод: |
(60 + 12) : 6 = (60 : 6) + (12 : 6) = 12 Пока один способ, т. к. при сложении получается выражение 72 : 6 ( а мы так делить еще не умеем) 70 + 2 ( разделить не получится) предположения детей: возможно число 72 разложить на сумму других удобных слагаемых для деления их на 6 72 : 6 = (60 + 12) : 6 =60 : 6 + 12 : 6 =16
|
Познавательные УУД: Формируем умение самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ВЫВОД: Иногда при делении суммы на число может оказаться, что не каждое слагаемое делится на это число. В этом случае можно представить число в виде суммы удобных слагаемых, разделить их на это число и полученные результаты сложить.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) |
Какое математическое свойство закрепляли сегодня на уроке? Как надо действовать? Для чего нам это надо уметь, где может пригодиться?
С каким настроением вы уйдёте с урока? Каждый поставьте себе оценку за урок. |
|
Личностные УУД: Формируем умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |