Конспект урока "Домашние опасности"
Сценарий урока «Домашние опасности»
УМК «Школа России»
Предметная область: окружающий мир
Тип урока: «открытие» нового знания
Тема: «Домашние опасности»
Класс: 2
Выполнила: Яскевич Елена Ивановна
учитель начальных классов
БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Цель: научить детей правилам безопасного поведения в квартире в отсутствии взрослых.
Задачи:
обсудить возможные опасности, которые могут возникнуть в отсутствие родителей;
учить находить выход из трудной ситуации, не бояться быть находчивым и решительным;
воспитывать повышенную внимательность, бдительность к источникам опасности в доме;
учить заботиться о других людях в трудную минуту.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран; раздаточный материал в четырёх коробках и карточки со словами-заданиями для групповой работы, карточка для работы в паре, лист А4 для составления детьми памятки «Безопасность в доме», ватман – памятка «Безопасность в доме» на доске для наглядности, листы самооценки для детей.
Элементы педагогических технологий: технология проблемно-диалогического обучения; группового обучения; интерактивного обучения; технологии ИКТ; проектного обучения; игровых технологий; личностно-ориентированного обучения; здоровьесберегающих технологий; развивающего обучения;
Методы: поисковый, частично-исследовательский, проблемный, рассказ, самооценки.
Формы работы: в парах, группах, индивидуальная, фронтальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-умение соблюдать правила организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
- умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на занятии;
- умение определять успешность своего задания.
Познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из иллюстраций;
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и эксперименты с объектами;
-соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
-соблюдать правила безопасного поведения дома и в школе;
-создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе.
Ход занятия
I. Оргмомент. Мотивация к деятельности.
Я дарю вам свою улыбку,
А в ответ поделитесь своей.
Сразу станет на сердце теплей и светлей,
Ну, а мы с вами станем добрей.
-С этими словами и хорошим настроением начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
-Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом занятии? Какой вывод мы сделали? (Знать и соблюдать ПДД, уметь читать дорожные знаки, чтобы не случилось беды).
-Да, ребята, верно, мы говорили о безопасности на улице и дороге.
III. Постановка проблемы.
- Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте посмотрим фрагмент фильма. (Фрагмент фильма «Один дома», где мальчик понял, что остался один)
- Почему испугался мальчик? (Он остался дома один).
- А какие могут быть дома опасности? (ответы детей). Как избежать опасностей?
IV. Определение темы, постановка цели и задач.
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Тема нашего урока «Домашние опасности».
-Откройте учебник на с.16 и прочитаем, цель урока - узнать, какие правила безопасности в доме необходимо соблюдать и научиться предвидеть и не допускать опасную ситуацию.
Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
1. Определить опасные в доме предметы и вещества.
2. Сформулировать правила обращения с опасными предметами.
3.Вспомнить телефоны экстренных служб.
4. Применить правила безопасности на практике.
5. Составить памятку «Безопасность в доме».
-На уроке мы будем работать индивидуально, в парах, в группах, в конце занятия выполним тест, за который вы получите отметки.
-Каждый из вас оценит свою работу вот на таких листах самооценки. По ходу урока мы составим памятку по правилам безопасности в доме вот на таком листе с помощью карточек, которые находятся у вас на партах.
-Есть ли у вас ко мне вопросы? Тогда начинаем.
V. Открытие нового знания.
-Давайте пройдём по квартире и узнаем об опасностях в ней.
-Итак, опасность первая.
- Отгадайте загадки и узнайте, что это за предметы и почему они могут быть опасны. Но отгадку надо показать без слов – жестами. А потом вы её назовёте. (Отгадываем стоя)
Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
Маленького роста я,
Тонкая да острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Игла)
Бьют Ермилку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь)
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень –
Хлеб, картошку,
свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
-Как эти предметы можно назвать одним словом? (Острые)
-Почему эти предметы могут быть опасны?
-Где в доме должны находиться эти предметы? (На своих местах).
-Какое правило мы можем сформулировать для того, чтобы избежать опасности, связанной с острыми предметами?
(Все острые предметы должны лежать на своих местах. Правило вывешивается на доске.)
-Приклейте первую карточку в свою памятку.
-Давайте ещё раз прочитаем правило обращения с острыми предметами и запомним его.
Опасность 2.
-Ребята, посмотрите на слайд и скажите, какая ещё опасность может быть в доме?
-Как одним словом назвать эти предметы? ( Электроприборы.)
-Большой друг человека – электричество, но неосторожное и неумелое обращение с ним приводит к беде.
-Какие ошибки вы видите на рисунках?
- А если электроприбор загорелся, что нужно делать? (Слайд «Помни!»)
-Да, правильно.
Работа в паре.
-А сейчас поработайте в паре. Составьте устно правила к этим знакам. Договоритесь, кто из вас будет отвечать. Время на обсуждение 1 минута.
-Проверяем. Какое правило вы сформулировали к первому знаку? Ко второму? Третьему? Четвёртому?
-Молодцы, ребята, а теперь оцените себя в ваших листах самооценки. Если вы оба справились со всеми заданиями, поставьте галочку в этой строчке. Если вы справились, но были ошибки, поставьте галочку в этой строчке.
-У кого всё получилось верно? Поднимите руку.
-А теперь поднимите руку те, у кого были ошибки.
-Давайте обобщим правила безопасного пользования электроприборами.
(Я открываю первую карточку). Найдите у себя эту карточку и прочитаем вслух эти правила.
(Я открываю вторую карточку). Найдите у себя эту карточку и прочитаем правила.
-Найдите карточку, в которой говориться, что нужно делать при возгорании электроприборов и прочитаем правила.
-Приклейте на свою памятку эти 3 карточки с правилами обращения с электроприборами.
Опасность 3.
-А следующая опасность невидимая и неслышимая. Что это, вы узнаете, отгадав загадку.
Четыре синих солнца,
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газ, газовая плита).
-Чем опасен газ? (ответы детей)
(Ответ на слайде) Газ может быть очень опасным. Скопившись на кухне, газ может взорваться. Газом можно отравиться. А ещё он может стать причиной пожара.
-Посмотрите на картинку и скажите, какое правило безопасности не соблюдают жители. (На слайде картинка с газовой плитой и шторкой).
-Вблизи открытого огня не должно быть никаких предметов: штор, полотенец и т.д.
-Из-за чего газ может потухнуть? (Ответы детей: когда в открытое окно дует ветер, побежит из кастрюли суп).
-Какой сделаем вывод: нельзя оставлять газ без присмотра.
-Что делать, если в квартире пахнет газом?
(Сообщить взрослым, а если взрослых нет дома, то надо перекрыть газовый кран, не включать свет, не зажигать спички, проветрить квартиру. И позвонить по телефону 04 (104)
-Найдите карточку с правилами обращения с газом, приклейте на свою памятку.
-Ещё раз повторим эти правила. (Читаем правила)
Опасность 4.
-Ребята, о какой домашней опасности говорят нам эти предметы? Как назвать их одним словом? Эти? (лекарства). А эти? (химические вещества)
-Может ли ребёнок самостоятельно принимать таблетки? (Нет. Принимать надо, когда назначит ему врач и под присмотром взрослых)
-А если вы заболели, то как позвонить в скорую помощь? (03, 103).
- Можно ли детям пользоваться химическими веществами? Почему? (Можно отравиться…)
-Сформулируйте правила обращения с лекарствами и химическими веществами.
-Найдите карточку с этими правилами и приклейте на памятку.
Опасность 5.
-Сейчас мы поговорим ещё об одной опасности. Отгадайте загадку.
Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной
Нет пути передо мной.
Я и дома - и не дома,
Между небом и землей,
Отгадайте-ка, друзья,
Где же я? (Окно, балкон)
-Посмотрите на картинку и скажите, какие последствия могут иметь поступки детей?
-Какое правило безопасности вы можете сформулировать? (Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона.)
Приклейте на свою памятку карточку с правилами обращения с окном и балконом.
VI. Практическое применение знаний (первичное закрепление).
-Мы с вами узнали о пяти опасностях в доме, познакомились с правилами поведения, которые помогут избежать опасности.
-Давайте ещё раз вспомним номера телефонов экстренных служб и приклеим в памятку последнюю карточку.
-Телефон пожарной службы?
-Телефон скорой помощи?
-Телефон газовой службы?
-А если потребуется служба полиции?
-Мы составили памятку, которая будет напоминать вам о правилах безопасности в доме. Эту памятку, желательно, поместить в доме на видном месте в своей комнате.
1)Физминутка опасно/неопасно.
-Ну что ж, правила безопасности вы знаете, проверим, как вы их умеете применять на практике.
-А для этого надо встать.
- Я буду называть ситуацию, а вы поднимите руки и потянитесь в тех случаях, когда ситуация опасная. И присядьте на корточки, если этой опасности нет.
Уходя из дома, я забуду выключить свет и телевизор.
Во время болезни врач назначил мне лекарства.
Я захотел пить и взял незнакомую жидкость.
После работы с ножницами я оставил их на полу.
Я залез на подоконник и стал выглядывать в открытое окно.
Я взял у папы для игры шило и молоток.
Ко мне пришёл друг и мы с ним стали собирать фигурки из конструктора.
Я поставил кипятить чайник на газ и пошёл играть в компьютер.
Когда я гладила платье, мне позвонила подруга, и я стала разговаривать по телефону.
Порезав хлеб, я положила нож на место.
-Молодцы. Вы правильно определили все опасные ситуации.
2) Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие правила безопасности не соблюдает Серёжа. (ответы детей)
-Молодцы, вы нашли все ошибки.
3) Практическая работа в группах (4 группы по 6 человек)
-А сейчас мы будем работать в группах. - Я раздам каждой группе задание и предметы, которые есть у вас дома, а вы покажете, как нужно обращаться с этими предметами, чтобы не навредить себе. Ваша задача посовещаться, придти к общему решению и выбрать того, кто объяснит ответ. Но объяснять вы будете после того, когда все группы будут готовы и сядут на свои места. (На группы мы разделились заранее)
1 группа – (перчатки, мыло, дихлофос, растворитель, лак).
-У вас дома ремонт и вы решили помочь родителям. Какими из предложенных предметов вы будете пользоваться? Какой правило необходимо соблюдать в данной ситуации?
-Можете ли вы самостоятельно пользоваться химическими веществами?
2 группа – (иголку большую с игольницей, ножницы раскрытые и карандашница, нож столовый и подставка для ножей, гвозди с коробочкой).
-Наведите порядок, сделайте так, чтобы эти предметы стали безопасными. Какое правило необходимо соблюдать в данной ситуации? (Объясняют)
3 группа – пакет с лекарствами или аптечка;
- У тебя заболел живот, а дома никого нет, какое лекарство ты выпьешь? Какое правило необходимо соблюдать в данной ситуации?
(Я не буду сразу пить лекарство, я позвоню маме, вызову врача по 03).
4 группа - фен и переноска.
-Мама попросила тебя выключить фен из розетки. Покажи, как ты это будешь делать. Какое правило необходимо соблюдать в данной ситуации?
(При объяснении дети называют правило для каждой ситуации.)
(Все выступили и сели)
-Заполните лист самооценки «Работа в группе».
-Те ребята, которые справились с заданием, поставьте галочку в первой строчке, а кто с помощью учителя?
VII.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Тест.
-А сейчас вы ответите на вопросы теста, за который получите отметку, сверив ответы на экране. Критерии оценки у вас в конце теста.
-Передайте свои листы самооценки с задних парт на передние.
-Давайте проверим ваши ответы. Весь тест слайд (Вопрос и ответ)
-Кто справился без ошибок?
VIII. Итог урока и задание на дом.
-Ребята, давайте вспомним, какая была цель урока?
-Что мы делали, чтобы её достичь:
-Мы рассмотрели с вами 5 опасностей в доме, но их намного больше. Об этом вы узнаете, прочитав текст учебника. Давайте запишем домашнее задание.
А при подготовке домашнего задания вам поможет памятка.
IX. Рефлексия
-Мне важно узнать ваше впечатление от урока. Продолжите предложения на выбор:
Мне было интересно…
Теперь я знаю…
Сегодня я понял…
Тест
1. Как надо хранить ножи в подставке?
А) ручками вниз Б) ручками вверх В) без разницы
2. Если в доме запах газа, то надо звонить по телефону
А) 01(101) Б) 02(102) В) 03 (103) Г) 04 (104)
3. Что ты самостоятельно можешь взять из домашней аптечки?
А) таблетка Б) вату В) мазь
4. Какой номер телефона единой службы спасения?
А) 01(101) Б) 02(102) В) 03 (103) Г) 04 (104) Д) 112
5. Что нужно делать, если загорелся телевизор?
А) затушить водой
Б) позвать взрослых или позвонить по телефону 01(101)
В) позвонить по телефону 03(103)
6. Как нужно вытягивать электроприбор из розетки?
А) за провод Б) за вилку В) держать электрический прибор и тянуть
Критерии оценивания:
6 б. –«5»
5-4 б. – «4»
3 б. - «3»
2 б. – «2» Отметка________
Карточки для групповой работы
1 группа
У вас дома ремонт и вы решили помочь родителям. Какими из предложенных предметов вы будете пользоваться?
Какое правило необходимо соблюдать в данной ситуации?
…………………………………………………………………………………………
2 группа
Наведите порядок, сделайте так, чтобы эти предметы стали безопасными. Какое правило необходимо соблюдать в данной ситуации?
…………………………………………………………………………………………………………
3 группа
У тебя заболел живот, а дома никого нет, какое лекарство ты выпьешь?
Какое правило необходимо соблюдать в данной ситуации?
…………………………………………………………………………………………………………
4 группа
Мама попросила тебя выключить фен из розетки. Покажи, как ты это будешь делать.
Какое правило необходимо соблюдать в данной ситуации?