Конспект урока физики
«Линзы. Оптическая сила линз»
Цель урока: формирование основных понятий: линза, оптическая ось, оптический центр, фокус, фокусное расстояние, оптическая сила линзы; изучение изображений, даваемых линзами.
Задачи урока:
Обучающие: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения, даваемые линзой; ввести понятие оптической силы линзы;
Развивающие: развитие ассоциативного мышления, воображения; развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, развивать умение обобщать и синтезировать знания, развитие физической речи.
Воспитательные: показать применение знаний в быту и технике; воспитать трудолюбие, терпение, упорство, которые пригодятся для выполнения всякой серьезной работы, повысить трудовую и творческую активность учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Активизация мыслительной деятельности.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление и первичный контроль знаний.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие учеников;
Проверка присутствующих учащихся на уроке.
Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы рассмотрели тему «Плоское зеркало», а также изучили два закона – закон отражения света и закон преломления света. Сейчас я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы поняли и усвоили данные темы. Я буду читать утверждения, а вы будете отвечать верны они или нет.
Если поверхность отражает большую часть энергии света, то её называют зеркальной. (да)
В плоском зеркале угол падения всегда равен углу отражения. (да)
В плоском зеркале мы видим уменьшенное отражение предмета. (нет)
Расстояние от предмета до зеркала больше чем от зеркала до его изображения. (нет)
Плоским зеркалом называется поверхность, в которой преломляется свет. (нет)
При переходе из одной среды в другую луч света меняет направление. (да)
Показатель преломления зависит от угла падения. (нет)
Скорость света в воздухе меньше чем в воде. (нет)
Рассеянный свет не утомляет глаза. (да)
При пересечении пучки света мешают друг другу. (нет)
III. Активизация мыслительной деятельности.
Вызов: Ребята посмотрите на предметы, изображенные на рисунке. Они очень разнообразны – это телескоп, бинокль, микроскоп, очки, фотоаппарат, видеокамера, проектор и автомобильная фара. Все эти предметы объединяет одна общая деталь, которую мы сегодня на уроке будем изучать. Как вы думаете, что это за деталь?
Рис. 1. Применение линз
Верно, это линзы!
IV. Объяснение нового материала.
Ребята вспомните из жизни, что вы знаете о линзах, и мы вместе постараемся дать определение слову «линзы».
Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.
У каждого из вас на столе находится две линзы на подставке, давайте рассмотрим каждую из них и выясним есть ли какие-то различия между ними.
Существует два вида линз: выпуклые и вогнутые.
Линза, у которой края намного тоньше, чем середина, является выпуклой.
Линза, у которой края толще, чем середина, является вогнутой.
Рис. 2. Виды линз.
Рис. 3. Образование линз.
Прямая АВ, проходящая через центры С1 и С2 (рис. 152) сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется оптической осью. А точка О – оптическим центром линзы.
Если на выпуклую линзу направить пучок параллельных лучей, то после преломления они все соберутся в одной точке. Поэтому выпуклая линза называется собирающей.
Если на вогнутую линзу направить пучок параллельных лучей, то после преломления они все рассеются. Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в расходящийся называются рассеивающими.
Ребята, перед вами находится таблица сравнения двух видов линз, предлагаю поработать в парах и заполнить данную таблицу.
Линии сравнения | Выпуклые | Вогнутые |
Определение | ||
Способ образования | ||
Виды линз и их условное обозначение на чертеже | ||
Основные линии и точки в линзе | ||
Ход лучей в линзе | ||
Фокус | ||
Оптическая сила линзы |
Направив на выпуклую линзу пучок лучей, параллельных оптической оси линзы, мы увидим, что после преломления в линзе эти лучи пересекают оптическую ось в одной точке (рис. 153). Эта точка называется фокусом линзы. У каждой линзы два фокуса — по одному с каждой стороны линзы. Расстояние от линзы до её фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой F.
Пустим пучок лучей, параллельных оптической оси, на вогнутую линзу. Мы заметим, что лучи из линзы выйдут расходящимся пучком (рис. 154). Если такой расходящийся пучок лучей попадёт в глаз, то наблюдателю будет казаться, что лучи выходят из точки F. Эта точка находится на оптической оси с той же стороны, с какой падает свет на линзу, и называется мнимым фокусом вогнутой линзы.
Линзы с более выпуклыми поверхностями преломляют лучи сильнее, чем линзы с меньшей кривизной (рис. 155). Если у одной из двух линз фокусное расстояние короче, то она даёт большее увеличение (рис. 156). Оптическая сила такой линзы больше. Линзы характеризуются величиной, которая называется оптической силой линзы. Оптическая сила обозначается буквой D.
Оптическая сила линзы — это величина, обратная её фокусному расстоянию.
Оптическая сила линзы рассчитывается по формуле D = 1 / F.
За единицу оптической силы принята диоптрия (дптр).
1 диоптрия — это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 м.
V. Закрепление и первичный контроль знаний.
Задачи на закрепление:
1. Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза?
2. Определите оптическую силу линз, если фокусное расстояние первой 25 см, а второй 40 см. Сравните их по оптической силе.
VI. Итог урока.
Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Давайте подведем итог урока, ответив на следующие вопросы:
Что называют линзами?
Какие виды линз вы знаете?
Как проходят лучи в выпуклой линзе?
Как проходят лучи в вогнутой линзе?
Что называется фокусом линзы?
Как определить оптическую силу линзы?
VII. Рефлексия.
Школьникам предлагается небольшая анкета. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
активно / пассивно | |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7. Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
VIII. Домашнее задание.
§ 68, 69, упр. 49.
Подготовить доклады по следующим темам:
Фотоаппарат.
Глаз как оптическая система.
Оптические приборы, вооружающий глаз.
Лупа.
Микроскоп. Разрешающая способность микроскопа.
Зрительные трубы. Увеличение зрительной трубы.
Телескопы.
Яркость изображения для протяженных и точечных источников.
«Ночезрительная труба» Ломоносова.
Зрение двумя глазами и восприятие глубины пространства. Стереоскоп.