12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория86

Тема: Функциональные стили речи. Стилистическая норма

Цель: углубить представление о функциональных стилях речи и их классификации, совершенствовать умение определить стиль речи, выявлять и устранять стилистические ошибки, создавать тексты функционального стиля

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Актуализация знаний

-Послушайте сочинение

Я, мышь, поселилась на жилплощади Деда и Бабы без их разрешения. У вышеназванных граждан на законных основаниях проживала курочка Ряба. В качестве оплаты Ряба несла яйца, которые поступали в полное пользование Деда и Бабы.

12. 09. 2006 г. снесла Ряба золотое яйцо. В результате совещания Дед и Баба огласили своим решением разбить яйцо. Но в силу обстоятельств осуществить свое решение им не удалось. Я, гражданка мышь, своим долгом посчитала посодействовать людям, сдававшим мне квартиру бесплатно, и разбила яйцо, махнув хвостом. Это обидело Деда и Бабу, доказательством чего стал их совместный плач. Курица Ряба дала обязательство снести простое яйцо, тем самым, успокоив Деда и Бабу.

Прошу суд принять во внимание мои благие намерения и чистосердечное признание.

-Знакомо ли вам это произведение? В чем его особенность? (сказка «Курочка Ряба» написана в оф.-дел. стиле)

-Всегда ли оправдан такой прием? (Не всегда. Для каждого из стилей характерны свои особенности, жанры, языковые средства)

-Сформулируйте тему урока и его цели.

4 Изучение нового материала

4.1 УПР, 60, 61, 65

-Познакомьтесь с содержанием упражнений и ответьте на вопросы:

-Что такое стиль и чем занимается стилистика? (Стиль речи – это манера выражения и передачи мысли, выборочное использование единиц языка в определенной сфере общения. Стиль- внутренне качество речи, проявление его содержательной стороны. Стилистика – наука, которая устанавливает правила уместного употребления средств языка в речи)

-Каковы ее основные отрасли? Как связаны языковая функция и функциональный стиль? (Стилистика имеет несколько отраслей: функциональная, практическая, стилистика текста

Языковая функция формирует стиль (н.с. – информативную функцию, разговорный – коммуникативную функцию, п.с. – воздействие, сообщение информации, .с. – эстетическая, информативная, волюнтативная функции)

Функциональный стиль – разновидность языка, для которой характерно сочетание языковых средств, в связи с функциями языка, в соответствии с задачами общения, в зависимости от содержания высказывания, ситуации и сферы общения)

-Какова роль грамматических форм в формировании стилей? (гр. ф. показывают, какое сильное действие оказывает функция стиля на языковые единицы. Одна и та же грам. ф. в каждом функциональном стиле меняет свое значение, т.о. участвует в создании того или иного стиля. Происходит формирование функционального стиля)

4.2 Работа с таблицей

-Заполните таблицу из УПР. 66, используя на информационных листах материал, составьте учебное сообщение о стиле речи и его основных признаках.

Стили

Задачи

Сфера применения

Основные черты

Средства языка

Жанры

Научный

Сообщение сведений из той или иной области знаний, их объяснение и доказательство

Научные труды, учебники, пособия, выступления на научные темы

Подчеркнутая логичность, точность, полнота изложения, обобщенность, обезличенность

Научная терминалогия, СПП, уточ. конструкции

Монография, учебник, диссертация, энциклопедия, справочник, аннотация

Оф.- деловой

Общение между учреждениями, странами, гражданами и государством

В области оф.-дел. отношений.

Точность, официальность, стандартность, предписывающий характер

Лексика делопроизводства? Речевые штампы, сложносокращ. слова, прям. порядок слов

Закон, указ, распоряжение, расписка

Публицистический

Убеждение, агитация, сообщение о фактах жизни общества, формирование определенного отношения и оказание влияния на общественное сознание

В обл. политики., идеологии, культур. жизни, спорта, в газетах, журнал.

Призывность, эмоциональность, точность, фактографичность, полемичность, образность

Общ.-политическая лексика, фразеология, заимствованные слова, неологизмы, степень прилагательных, обращения

Заметка, репортаж, статья, отзыв, очерк, обозрение

Художественный

Воздействовать на читателей через созданные образы

Худ-ная литература

Эмоц-сть, образ-ть, выраз-сть

Слова в переносном значении, средства выразительности, лексика

Роман, повесть, пьеса, сказка, ода

Разговорный

Для общения в быту с целью передачи своих мыслей, чувств, а также сообщения о чем -либо

Непринужденные беседы на бытовые темы

Непринужд.-ть

Неофиц-ть, эмоц-сть

Разговорная лексика, диалогичность, неполные предложения

Друж. Беседа, быт. письмо, разговор

5 Закрепление

А) написать небольшой текст определенного стиля.

Б) Редактирование текста

Великолепным солнечным утром продрал я глазёнки, оглядел из окошечка окружающий ландшафт - классная погодка! Никакой облачности, антициклон! А ведь накануне накрапывал мелкий дождичек. Ура! Кончилась непогода!
И тут я решил смотаться в зелёный массив, находящийся в километре от нашего населённого пункта. Притащился я в лесок, а там - зелёные насаждения удивительной красоты: юные тонкие берёзки, липы, едва покрытые первой нежной листвой. Балдёж!

До чего же классно в лесном массиве! Просто упасть - не встать! Подтянул я штаны, за ухом почесал, и подумалось мне, что земля наша родная до того богата деревьями: как лиственными, так и хвойными, а также клевером обыкновенным, зверобоем дырчатым, ромашкой аптечной и мятой перечной.

Вдруг набежали кучевые облака, поднялся ветерок умеренный до сильного. Деревья закачались, затрепетали, зашумели. И тут как польются осадки! Жуть!

Температура воздуха резко понизилась. Пришлось руки в ноги - и домой! Однако получил все-таки острое респираторное заболевание. Вот вам и изумительная прогулочка.


6 Подведение итогов урока

-Оцените сегодняшний урок знаком «+»

Урок полезен, все понятно


Лишь кое-что чуть-чуть неясно


Еще придется потрудиться


Да, трудно все-таки учиться!


7 Д.З.

Упр. 67, ответить на вопросы рубрики «Проверяем себя», записать небольшую заметку (7-15 предложений, отметить особенности публицистического стиля)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.