Конспект урока «Функциональные стили. Стилистическая норма» (Русский язык, 10 класс)
Тема: Функциональные стили речи. Стилистическая норма
Цель: углубить представление о функциональных стилях речи и их классификации, совершенствовать умение определить стиль речи, выявлять и устранять стилистические ошибки, создавать тексты функционального стиля
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Актуализация знаний
-Послушайте сочинение
Я, мышь, поселилась на жилплощади Деда и Бабы без их разрешения. У вышеназванных граждан на законных основаниях проживала курочка Ряба. В качестве оплаты Ряба несла яйца, которые поступали в полное пользование Деда и Бабы.
12. 09. 2006 г. снесла Ряба золотое яйцо. В результате совещания Дед и Баба огласили своим решением разбить яйцо. Но в силу обстоятельств осуществить свое решение им не удалось. Я, гражданка мышь, своим долгом посчитала посодействовать людям, сдававшим мне квартиру бесплатно, и разбила яйцо, махнув хвостом. Это обидело Деда и Бабу, доказательством чего стал их совместный плач. Курица Ряба дала обязательство снести простое яйцо, тем самым, успокоив Деда и Бабу.
Прошу суд принять во внимание мои благие намерения и чистосердечное признание.
-Знакомо ли вам это произведение? В чем его особенность? (сказка «Курочка Ряба» написана в оф.-дел. стиле)
-Всегда ли оправдан такой прием? (Не всегда. Для каждого из стилей характерны свои особенности, жанры, языковые средства)
-Сформулируйте тему урока и его цели.
4 Изучение нового материала
4.1 УПР, 60, 61, 65
-Познакомьтесь с содержанием упражнений и ответьте на вопросы:
-Что такое стиль и чем занимается стилистика? (Стиль речи – это манера выражения и передачи мысли, выборочное использование единиц языка в определенной сфере общения. Стиль- внутренне качество речи, проявление его содержательной стороны. Стилистика – наука, которая устанавливает правила уместного употребления средств языка в речи)
-Каковы ее основные отрасли? Как связаны языковая функция и функциональный стиль? (Стилистика имеет несколько отраслей: функциональная, практическая, стилистика текста
Языковая функция формирует стиль (н.с. – информативную функцию, разговорный – коммуникативную функцию, п.с. – воздействие, сообщение информации, .с. – эстетическая, информативная, волюнтативная функции)
Функциональный стиль – разновидность языка, для которой характерно сочетание языковых средств, в связи с функциями языка, в соответствии с задачами общения, в зависимости от содержания высказывания, ситуации и сферы общения)
-Какова роль грамматических форм в формировании стилей? (гр. ф. показывают, какое сильное действие оказывает функция стиля на языковые единицы. Одна и та же грам. ф. в каждом функциональном стиле меняет свое значение, т.о. участвует в создании того или иного стиля. Происходит формирование функционального стиля)
4.2 Работа с таблицей
-Заполните таблицу из УПР. 66, используя на информационных листах материал, составьте учебное сообщение о стиле речи и его основных признаках.
5 Закрепление
А) написать небольшой текст определенного стиля.
Б) Редактирование текста
Великолепным солнечным утром продрал я глазёнки, оглядел из окошечка окружающий ландшафт - классная погодка! Никакой облачности, антициклон! А ведь накануне накрапывал мелкий дождичек. Ура! Кончилась непогода!
И тут я решил смотаться в зелёный массив, находящийся в километре от нашего населённого пункта. Притащился я в лесок, а там - зелёные насаждения удивительной красоты: юные тонкие берёзки, липы, едва покрытые первой нежной листвой. Балдёж!
До чего же классно в лесном массиве! Просто упасть - не встать! Подтянул я штаны, за ухом почесал, и подумалось мне, что земля наша родная до того богата деревьями: как лиственными, так и хвойными, а также клевером обыкновенным, зверобоем дырчатым, ромашкой аптечной и мятой перечной.
Вдруг набежали кучевые облака, поднялся ветерок умеренный до сильного. Деревья закачались, затрепетали, зашумели. И тут как польются осадки! Жуть!
Температура воздуха резко понизилась. Пришлось руки в ноги - и домой! Однако получил все-таки острое респираторное заболевание. Вот вам и изумительная прогулочка.
6 Подведение итогов урока
-Оцените сегодняшний урок знаком «+»
Урок полезен, все понятно | |
Лишь кое-что чуть-чуть неясно | |
Еще придется потрудиться | |
Да, трудно все-таки учиться! | |
7 Д.З.
Упр. 67, ответить на вопросы рубрики «Проверяем себя», записать небольшую заметку (7-15 предложений, отметить особенности публицистического стиля)