Конспект урока информатики в 5 классе по теме «Метод координат»
Изотова Ирина Юрьевна,
учитель математики и информатики
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 имени Героя Советского Союза П. А. Панина Центрального района Волгограда»
г. Волгоград
Волгоградская область
Конспект урока информатики в 5 классе по теме:
«Метод координат»
План-конспект
Тема: Метод координат
1.Цель урока: организовать условия для осмысления и усвоения нового графического метода кодирования информации.
2. Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
личностные:
развитие умения ясно и точно излагать свои мысли, логически рассуждать и критически мыслить, ставить цель для решения поставленной задачи;
развитие творческих способностей учащихся на примере выполнения творческого задания.
способствование формированию практического восприятия умозрительных задач, применения выводов на практике;
развитие наблюдательности, внимания;
воспитание информационной культуры учащихся.
метапредметные:
умение самостоятельно ставить цели для решения учебных проблем;
умение выдвигать и обсуждать гипотезы при решении учебных задач; анализировать и синтезировать информацию;
способность осуществлять поиск необходимой информации при открытии новых знаний;
умение осуществлять контроль и самоконтроль при парной и индивидуальной работе;
умение находить компромиссное решение с учетом различных мнений и гипотез; умение сотрудничать.
предметные:
ознакомление учащихся с принципами кодирования графической информации на примере построения графического изображения на координатной плоскости;
овладение основными понятиями: координата, система координат, оси, кодирование графической информации с помощью чисел, декодирование;
умение правильно считывать и интерпретировать закодированную информацию;
умение кодировать и декодировать графическую информацию;
совершенствование навыков работы с координатной осью и умений грамотно применять математические терминологию, полученных на уроках математики.
3. Тип урока: открытие нового знания и первичного закрепления
4. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, парная.
5. Межпредметные связи: математика
6. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, белая маркерная доска
Ход урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предметные учебные действия
|
УУД
|
|
Приветствие |
Приветствие, организационные моменты, проверка готовности к уроку |
Проверяют наличие учебников, тетрадей. |
|
|
1 |
Мотивация |
Задаются вопросы для повторения пройденного материала. 1.Что такое кодирование информации? 2.Для чего кодируют информацию? 3.Как можно закодировать одну и ту же информацию разными способами? привести примеры. 4.В каком виде нам легче воспринимать информацию? 5.А в каком виде мы ее запомним быстрее? 6.В каком виде мы быстрее информацию запишем? Вывод: Рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним способом кодирования информации. |
Предлагают варианты ответов, обосновывают свой выбор, обсуждают. |
Формулируют назначение процесса кодирования, делают выводы о применимости закодированной информации в определенных ситуациях для определенных приемников этой информации. |
Личностные: умения ясно, точно излагать свои мысли; Познавательные: умение анализировать и синтезировать информацию; Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать разные мнения; Регулятивные: действие смыслообразования. |
2 |
Актуализация знаний |
Сегодня мы рассмотрим как с помощью чисел информацию можно преобразовать в графическую форму. У многих возникнет вопрос как это сделать? Для того, чтобы «связать» известные числа, которые будут являться нашими точки, мы будем использовать системы координат. Простейшую из них – числовую ось – вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Системы координат окружают нас повсюду: Презентация (с 2 по 5 слайды) чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место; система географических координат (широта - параллели и долгота -меридианы); те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой; с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов; применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы; Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека? Презентация (с 6 по 9 слайды) Более чем за 100 лет до н э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами. Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом. Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат. |
Выполняют кодирование информации, сравнивают, анализируют в парах, помогая друг другу и проверяя друг друга, делают выводы. Представители от каждой подгруппы выходят к доске и записывают полученную информацию.
|
Выполняют декодирование текстовой информации, актуализируют знания из курса математики и информатики. |
Личностные:
логическое, критическое мышление ; Познавательные: умение структурировать знания, аналогия, анализ, синтез; Регулятивные: выполнение актуализирующего учебного действия; умение осуществлять контроль и самоконтроль при парной работе; прогнозирование; умение выбирать алгоритм решения учебных задач; контроль; фиксация индивидуальных затруднений коррекция; оценка;
Коммуникативные умение интегрироваться в группу, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение выслушать разные точки зрения. |
3 |
Получение нового знания |
При изучении темы «Координатная прямая», мы научились находить по координате положение точки на прямой. А как указать положение точки на плоскости? Для этого нам понадобиться координатная плоскость. Презентация (10 слайд) Рассмотрим ее составляющие: две перпендикулярные прямые - оси координат (часто называют - прямоугольная система координат) вертикальная - ось абсцисс (х), горизонтальная -ось ординат (у), стрелки осей указывают положительные направления, начало координат - точка пересечения прямых, на прямых, вводят обычные координаты, которые согласованы между собой Презентация (11 слайд) Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса (х) и ордината (у). И наоборот, каждой паре чисел (х; у) соответствует единственная точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй координата у. Чтобы определить координаты точи, необходимо: опустить из точки перпендикуляр на ось Х и определить абсциссу точки; опустить из точки перпендикуляр на ось Y и определить ординату точки. Предлагаю вам сейчас применить изученный материал на практике. Для этого выполним практические задания: определите координаты точек М, Р, Н, К (учащиеся по одному на доске, с последующей проверкой) определите координаты точек Т, С, F, E (Все учащиеся в тетрадях, с последующей проверкой) Презентация (12 слайд) Мы провели работу по кодированию графического изображения, состоящего из точек, заданных в декартовой системе координат. Другими словами, мы изменили форму представления информации с графической на числовую. Как вы думаете, можно ли, наоборот, по заданным координатам получить изображение? Как называется этот процесс? (декодирование) Чтобы построить точку по ее координатам, необходимо: провести перпендикуляр к оси Х через абсциссу точки; провести перпендикуляр к оси Y через ординату точки; точка пересечения перпендикуляров и будет искомой точкой. Предлагаю вам сейчас применить изученный материал на практике. Для этого выполним практические задания: постройте точки на координатной плоскости Н(1;4), Т(-2;5), К(-3;-4), О(0;0) (учащиеся по одному на доске, с последующей проверкой) постройте точки на координатной плоскости Е(6;-2), F(10;-11), М(5;-4), N(4;-7) (Все учащиеся в тетрадях, с последующей проверкой) |
Изучают новый материал, выполняют необходимые записи в тетрадях, выполняют построения, на проецируемом изображении на маркерной доске, отвечают на вопросы, проговаривают в парах новые термины. Рассуждают при ответе на вопросы. |
Работают с системой координат, строят оси, определяют координаты точек. Находят области применения метода координат в быту, технике, науке, в школе.
|
Личностные: умение принимать смысл поставленной задачи; умение логически рассуждать; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; воспитание информационной культуры учащихся; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; Регулятивные: Целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; умение осуществлять предметную деятельность; умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе; выбирать алгоритм решения учебных задач. Коммуникативные Умение аргументировано выражать свои мысли; слушать мнение других. |
4 |
Физкультминутка |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Презентация (13 слайд) Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию на "Остров координат". Но перед путешествием нам нужно немного размяться. Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево, вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук) |
Ученики выполняют физические упражнения. |
|
|
5 |
Закрепление полученных знаний |
Ну, а теперь в путь! Презентация (14 слайд) Сначала определим местонахождение нашего острова по его координатам. Презентация (15 слайд) На нашем острове обитает много животных, птиц, в океане плавают рыбы. Раскодируйте рисунок по данным координатам, (задание выполняется в тетрадях). 1 вариант. (3; 3); (0; 3); (-3; 2); (-5;2); (-7;4); (-8;3); (-7;1); (-8;-1); (-7;-2); (-5;0); (-1;-2); (0;-4); (2;-4); (3;-2); (5;-2); (7;0); (5;2); (3;3); (2;4); (-3;4); (-4;2); глаз(5;0). 2 вариант. (3; 0); (1; 2); (-1;2); (3;5); (1;7); (-3;6); (-5;7); (-3;4); (-6;3); (-3;3); (-5;2); (-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); глаз (-1;5). Презентация (16 слайд) На острове «Координат» еще в 16 веке был зарыт клад. Но найдет его лишь тот, кто сможет разгадать и прочитать таинственную карту. «Едино воссияет пусть Свет аметиста и рубина А завершится все едино Сияньем изумруда и сапфира» Аметист(-7; 6), Рубин(3;-4), Изумруд(-8;-3), Сапфир(0;5) Презентация (17 слайд) Построить по координатам точки, соответствующие названию камней. Соединить их попарно. Найти точку пересечения – место клада. Презентация (18 слайд) Клад найден! А кто поможет нам перенести сундук на корабль? Давайте вместе раскодируем изображение нашего помощника! (Ученики по очереди строят точки по заданным координатам на проецируемом изображении) Презентация (19 слайд) Ну, вот, можно возвращаться домой, но по радио только что передали шторм в районе BEDA. Определите данную зону бедствия, последовательно соединив точки прямыми линиями, и продумайте свой маршрут. В(-2;2), Е(5;5), D(10;-2), А(1;-2).
Слайд25 . По пути домой предлагаю вам посетить лабораторию «Координатная плоскость» (выполнение заданий из «Интерактивной математики») Давайте еще раз повторим, как определяются координаты точки Задание: Определить координаты точек рисунка "Зонт" на плоскости. |
Выполняют предложенные задания, контролируют процесс выполнения задания учащимися у доски, вносят поправки в случае необходимости, проводят взаимопроверку и проверяют правильность путем сравнения с образцом, отвечают на вопросы. |
Выполняют процесс декодирования информации, наносят на плоскости точки по заданным координатам, строят по точкам изображение. Выполняют процесс кодирования информации (обратный процесс). |
Личностные: принимать смысл поставленной задачи; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
Познавательные: умение работать с предложенным алгоритмом Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; умение осуществлять предметную деятельность; умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе; выбирать алгоритм решения учебных задач. Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество; доброжелательные партнерские отношения при взаимоконтроле.
|
6 |
Рефлексия |
Что такое метод координат? Где вы сталкиваетесь с методом координат в быту? Презентация (20 слайд) Учитель предлагает домашнее задание: Придумать и нарисовать по клеткам в системе координат свой рисунок, закодировать координаты точек. Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Презентация (21 слайд) Учитель способствует возможности учащимся высказывать своё мнение До свидания, спасибо за урок |
Воспринимают информация учителя, подводящую к домашнему заданию. Выражают своё отношение к уроку. Обсуждают, что было самым трудным, а что самым интересным на уроке. Самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
|
Воспроизводят понятия: метод координат, начало координат, оси. Приводят примеры применения метода координат. Осмысливают новую информацию, предложенную учителем. |
Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: развитие умения четко, ясно излагать свои мысли. |