Урок информатики на тему «Метод координат» (5 класс)
Тема урока: Метод координат
Учитель: Гарипова Светлана Сергеевна
МБОУ «СОШ №2», город Коркино, Челябинская область
Класс: 5
Продолжительность: 45 минут
Тип урока: Усвоения новых знаний
Форма проведения: опрос, беседа, решение практических заданий
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная
Оборудование: проектор, компьютеры
УМК: Босова Л.Л.
Электронные образовательные ресурсы:
Презентация;
Физкультминутка (видеофайл);
Интерактивное задание.
Цели урока:
Содержательная: обобщение сведений, полученных на предыдущем уроке по теме «Кодирование информации»; знакомство учащихся с методом координат, через самостоятельную, групповую и индивидуальную работу учащихся.
Деятельностная: формирование способности обучающихся к применению предложенного способа действий в аналогичной и новой ситуациях.
Развивающая: развитие познавательного интереса, пространственное и логического мышления, развивать навыки индивидуальной практической деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, получение представления о методе координат; поиск и выделение необходимой информации, формирование навыков: записи координат точек на плоскости, построения точек по заданным координатам.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи; умение анализировать, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Личностные: формирование навыков самоорганизации, развитие логического мышления и пространственного воображения, повышение интереса к изучению информатики; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие грамотной речи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ход урока:
Организационный момент. (1 минута)
Приветствие учащихся. Проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей.
Актуализация знаний. (3 минуты)
Устный опрос:
Что такое код?
Что такое кодирование?
На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Кодирование информации». Перед вами картинки, скажите, пожалуйста, какой способ кодирование информации применили на каждой из них.
Графический способ.
Символьный способ.
Числовой способ.
3. Объяснение нового материала. (18 минут )
- На прошлом уроке мы узнали, что информация может быть закодирована разнообразными способами.
- Скажите, пожалуйста, что из себя представляет данный рисунок?
- Да, действительно, это рисунок представляет собой набор точек.
- Скажите, пожалуйста, а каждый рисунок можно представить в виде набора точек.
- Да, правильно.
- Рисунки, схемы, чертежи, графики — все это примеры графической информации. Любая, в том числе и графическая, информация может быть представлена с помощью чисел. Нарисуем на листе в клетку две взаимно перпендикулярные прямые. На каждой из прямых отметим направление, как показано на рисунке.
Клетки делят видимые части прямых на равные промежутки. Длина промежутка — это единичный отрезок. За начало отсчета на каждой прямой выберем точку О пересечения этих прямых.
Мы получили координатную плоскость с декартовой прямоугольной системой координат. Горизонтальная прямая называется осью X, вертикальная — осью У. Место пересечения осей X и У называется началом координат.
- Ребята, давайте попробуем разместить наш рисунок в этой системе координат.
- Каждая точка на координатной плоскости будет иметь свой точный адрес. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как с помощью системы координат представить в числовом виде графическую информацию.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Метод координат».
- Точный адрес каждой точки – это пара чисел. Первое число — расстояние от начала координат по оси X, второе — по оси У. Эти числа называются координатами точки.
- Давайте попробуем найти адрес вот этой точки.
- Наши действия проще представить в виде движения прыгающего мячика. Представьте, что наш мячик всегда начинает движение с начала координат.
- Сначала нам необходимо определить первое число адреса данной точки (первую координату). Она определяется по оси X. Мячику будет необходимо прыгнуть на 4 клеточки в право, чтобы оказаться на одной линии с нашей точкой.
- Затем поднимаемся на 4 клеточки вверх по оси Y, чтобы оказаться на одной линии с нашей точкой.
Таким образом мы нашли координаты нашей точки: первая координата – 4 и вторая координата – 4.
- Пожалуйста, определите координаты следующей точки.
- Совершенно верно, координаты данной точки (5,6)
- Давайте попробуем проделать эти действия наоборот. Теперь необходимо построить точку с координатами (3,2).
- Наш мячик находится в начале координат, мы смотрим с вами на координаты точки, которую нам необходимо построить. Первая цифра в скобочках – это и есть первая координата, которую мы должны отложить по оси X. Наш мячик должен двигаться вправо на 3 клеточки.
- Вторая цифра в скобочках – это вторая координата нашей точки. Двигаемся вверх по оси Y на 2 клеточки. Вот мы и определили адрес нашей точки.
- Кто хочет у доски самостоятельно найти точку с координатами (7,10)?
- Хорошо.
Физкультминутка. (2 минуты) Учитель включает заранее подготовленный аудиофайл, ребята стоя проделывают движения.
4. Закрепление пройденного материала. (15 минут)
- Давайте поработаем в группах (по 2 человека, так как они сидят за партами). Я вам выдаю листочки, на которых изображена прямоугольная система координат. Вам будет необходимо отметить на ней точки с координатами:
1. (2,1)
2. (4,5)
3. (6,1)
- Какую фигуру можно построить по данным точкам?
- Правильно, треугольник.
- Давайте по очереди соединим линиями данные точки 1 – 2 – 3.
- В результате у нас получился треугольник.
- Сейчас мы поработаем с вами в ваших рабочих тетрадях. Откройте, пожалуйста № 99. Предлагаю самостоятельно выполнить из этого номера 1 вариант. (8 минут)
- Все справились с этим заданием. Молодцы.
- Предлагаю разбиться по 4 человека (по 2 парты) и выполнить следующее задание:
Придумайте рисунок. Нарисуйте его по точкам на координатной плоскости. Закодируйте свой рисунок с помощью метода координат.
Учитель раздает детям заранее подготовленные листочки с готовой прямоугольной системой координат.
5. Запись домашнего задания. (1 минута)
- Давайте запишем домашнее задание – РТ №99 (каждому ребенку дается свой вариант из данного номера).
6. Рефлексия. Подведение итогов. (5 минут)
- Ребята напомните мне, пожалуйста, как называется тема нашего сегодняшнего урока.
- Как называются оси в прямоугольной системе координат?
- По какой оси откладывается первая координата?
- Как вы думаете какие цели я преследовала в начале урока?
- Правильно.
- Перед вами прямоугольная система координат, на которой расположены два смайлика, один грустный другой весёлый. Я вас прошу мне помочь оценить наш сегодняшний урок. Если вам было всё понятно, интересно и вас заинтересовала данная тема, на заранее приготовленных листочках напишите координаты веселого смайлика. Если вам было трудно и вы нуждаетесь в помощи учителя, напишите координаты грустного смайлика. И не сомневайтесь, что обязательно получите дополнительную помощь.
Дети делают свой выбор, и учитель собирает листочки с рефлексией.
По итогам работы в группах учитель выставляет оценки.
- Ребята, я всех благодарю за работу на сегодняшнем уроке. До свидания!
Елена Вениаминовна Чурина
Гарипова Светлана Сергеевна