Урок информатики на тему «Метод координат» (5 класс)

2
2
Материал опубликован 6 July 2019 в группе

Тема урока: Метод координат

Учитель: Гарипова Светлана Сергеевна

МБОУ «СОШ №2», город Коркино, Челябинская область

Класс: 5

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: Усвоения новых знаний

Форма проведения: опрос, беседа, решение практических заданий

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование: проектор, компьютеры

УМК: Босова Л.Л.

Электронные образовательные ресурсы:

Презентация;

Физкультминутка (видеофайл);

Интерактивное задание.

Цели урока:

Содержательная: обобщение сведений, полученных на предыдущем уроке по теме «Кодирование информации»; знакомство учащихся с методом координат, через самостоятельную, групповую и индивидуальную работу учащихся.

Деятельностная: формирование способности обучающихся к применению предложенного способа действий в аналогичной и новой ситуациях.

Развивающая: развитие познавательного интереса, пространственное и логического мышления, развивать навыки индивидуальной практической деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, получение представления о методе координат; поиск и выделение необходимой информации, формирование навыков: записи координат точек на плоскости, построения точек по заданным координатам.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи; умение анализировать, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Личностные: формирование навыков самоорганизации, развитие логического мышления и пространственного воображения, повышение интереса к изучению информатики; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие грамотной речи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Ход урока:

Организационный момент. (1 минута)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей.

Актуализация знаний. (3 минуты)

Устный опрос:

Что такое код?

Что такое кодирование?

На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Кодирование информации». Перед вами картинки, скажите, пожалуйста, какой способ кодирование информации применили на каждой из них.

Графический способ.


 

Символьный способ.

 

Числовой способ.


 

3. Объяснение нового материала. (18 минут )

- На прошлом уроке мы узнали, что информация может быть закодирована разнообразными способами.

 

- Скажите, пожалуйста, что из себя представляет данный рисунок?

- Да, действительно, это рисунок представляет собой набор точек.

- Скажите, пожалуйста, а каждый рисунок можно представить в виде набора точек.

- Да, правильно.

- Рисунки, схемы, чертежи, графики — все это примеры графической информации. Любая, в том числе и графическая, информация может быть представлена с помощью чисел. Нарисуем на листе в клетку две взаимно перпендикулярные прямые. На каждой из прямых отметим направление, как показано на рисунке.

Клетки делят видимые части прямых на равные промежутки. Длина промежутка — это единичный отрезок. За начало отсчета на каждой прямой выберем точку О пересечения этих прямых.
Мы получили координатную плоскость с декартовой прямоугольной системой координат. Горизонтальная прямая называется осью X, вертикальная — осью У. Место пересечения осей X и У называется началом координат.

 

- Ребята, давайте попробуем разместить наш рисунок в этой системе координат.

- Каждая точка на координатной плоскости будет иметь свой точный адрес. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как с помощью системы координат представить в числовом виде графическую информацию.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Метод координат».

- Точный адрес каждой точки – это пара чисел. Первое число — расстояние от начала координат по оси X, второе — по оси У. Эти числа называются координатами точки.

- Давайте попробуем найти адрес вот этой точки.

- Наши действия проще представить в виде движения прыгающего мячика. Представьте, что наш мячик всегда начинает движение с начала координат.

 

- Сначала нам необходимо определить первое число адреса данной точки (первую координату). Она определяется по оси X. Мячику будет необходимо прыгнуть на 4 клеточки в право, чтобы оказаться на одной линии с нашей точкой.

- Затем поднимаемся на 4 клеточки вверх по оси Y, чтобы оказаться на одной линии с нашей точкой.

Таким образом мы нашли координаты нашей точки: первая координата – 4 и вторая координата – 4.

- Пожалуйста, определите координаты следующей точки.

- Совершенно верно, координаты данной точки (5,6)

- Давайте попробуем проделать эти действия наоборот. Теперь необходимо построить точку с координатами (3,2).

- Наш мячик находится в начале координат, мы смотрим с вами на координаты точки, которую нам необходимо построить. Первая цифра в скобочках – это и есть первая координата, которую мы должны отложить по оси X. Наш мячик должен двигаться вправо на 3 клеточки.

- Вторая цифра в скобочках – это вторая координата нашей точки. Двигаемся вверх по оси Y на 2 клеточки. Вот мы и определили адрес нашей точки.

- Кто хочет у доски самостоятельно найти точку с координатами (7,10)?

- Хорошо.

Физкультминутка. (2 минуты) Учитель включает заранее подготовленный аудиофайл, ребята стоя проделывают движения.

4. Закрепление пройденного материала. (15 минут)

- Давайте поработаем в группах (по 2 человека, так как они сидят за партами). Я вам выдаю листочки, на которых изображена прямоугольная система координат. Вам будет необходимо отметить на ней точки с координатами:

1. (2,1)

2. (4,5)

3. (6,1)

- Какую фигуру можно построить по данным точкам?

- Правильно, треугольник.

- Давайте по очереди соединим линиями данные точки 1 – 2 – 3.

- В результате у нас получился треугольник.

- Сейчас мы поработаем с вами в ваших рабочих тетрадях. Откройте, пожалуйста № 99. Предлагаю самостоятельно выполнить из этого номера 1 вариант. (8 минут)

- Все справились с этим заданием. Молодцы.

- Предлагаю разбиться по 4 человека (по 2 парты) и выполнить следующее задание:

Придумайте рисунок. Нарисуйте его по точкам на координатной плоскости. Закодируйте свой рисунок с помощью метода координат.

Учитель раздает детям заранее подготовленные листочки с готовой прямоугольной системой координат.

5. Запись домашнего задания. (1 минута)

- Давайте запишем домашнее задание – РТ №99 (каждому ребенку дается свой вариант из данного номера).

6. Рефлексия. Подведение итогов. (5 минут)

- Ребята напомните мне, пожалуйста, как называется тема нашего сегодняшнего урока.

- Как называются оси в прямоугольной системе координат?

- По какой оси откладывается первая координата?

- Как вы думаете какие цели я преследовала в начале урока?

- Правильно.

- Перед вами прямоугольная система координат, на которой расположены два смайлика, один грустный другой весёлый. Я вас прошу мне помочь оценить наш сегодняшний урок. Если вам было всё понятно, интересно и вас заинтересовала данная тема, на заранее приготовленных листочках напишите координаты веселого смайлика. Если вам было трудно и вы нуждаетесь в помощи учителя, напишите координаты грустного смайлика. И не сомневайтесь, что обязательно получите дополнительную помощь.

Дети делают свой выбор, и учитель собирает листочки с рефлексией.

По итогам работы в группах учитель выставляет оценки.

- Ребята, я всех благодарю за работу на сегодняшнем уроке. До свидания!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Понравился Ваш урок!

6 July 2019

Спасибо огромное, уже немного доработала!

6 July 2019