12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Асадчева Екатерина Михайловна77

Конспект урока



Автор

Кузнецова Екатерина Михайловна

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

3

Тема

«Праздник в городе. Масленица»

Цель

Нарисует картину на тему «Масленица», соблюдая правила перспективы

Планируемый результат

Личностный:


Предметный:


Метапредметный:


Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Л1: имеет представление о масленице как о русском празднике;

Пр1: композиционно правильно изображает объекты на листе бумаги;

Пр2: правильно передает в рисунке цветовую гамму, используя прием смешения цветов;

Пр3: правильно передает в рисунке форму и размер объектов;

Р1: умеет организовывать свое рабочее место;

Р2: формулирует тему и цели урока с помощью учителя;

Р3: придерживается плана собственной деятельности;

Р4: осуществляет контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения

Р5: оценивает качество и уровень своей деятельности;

П1: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

П2: проводит анализ картин художников с целью выделения объектов;

К1: умеет вести диалог;

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Методы, приемы обучения

Словесный метод (беседа, рассказ учителя), наглядный метод (демонстрация, презентация), практический метод (практическая работа)

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование

Мультимедийный проектор, карточки с заданиями, краски, кисти, стаканчики с водой, карандаши, ластики





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!

Давайте с вами проверим, готовы ли вы к уроку.

(Слайд 1)

У вас на столах должны лежать: краски, альбом, кисть, стаканчик с водой, карандаш и ластик.


Приветствуют учителя.

Настраиваются на активную работу на уроке.

Проверяют готовность к уроку.







Р1: умеет организовывать свое рабочее место;

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с загадки. Попробуйте её отгадать.

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

(Слайд 2)

- Верно, это масленица. Ребята, кто-то из вас видел, как в нашем городе отмечают масленицу?

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?




- Тема нашего урока: «Праздник в городе. Масленица». - Какие цели вы поставите на урок?










- Масленица.



Отвечают на вопросы учителя.

- «Как празднуют масленицу в городе», «Празднование масленицы в городе» и др.

- Научиться изображать праздник масленицы; узнать, как празднуется масленица; почему праздник так называется и др.















П1: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Р2: формулирует тему и цели урока с помощью учителя;




Актуализация знаний

- Ребята, кто из вас знает, с какого дня недели начинается празднование масленицы?


- Сколько продолжается это празднование?


- Какие обычаи или традиции, связанные с этим праздником, вы знаете?



- Как вы думаете, почему праздник получил такое название?



- Ребята, как вы считаете, почему на масленицу принято печь именно блины?


- Люди начинают праздновать масленицу в понедельник.

- Празднование продолжается неделю.

- На масленицу пекут блины, играют в снежки, сжигают чучело зимы.

- Потому что, на масленицу все хозяйки пекут блины. Блины всегда смазывают маслом.

- Затрудняемся ответить.







К1: умеет вести диалог;

Л1: имеет представление о масленице как о русском празднике;


Первичное усвоение новых знаний

С давних пор люди сравнивали блин с солнцем. Солнце считается символом весны. Масленица празднуется для того, чтобы попрощаться с зимой и встретить весну. Масленица в России еще с давних времен является самым веселым, шумным народным праздником. Каждый день этой недели имеет собственное название, которое говорит о том, что в этот день надо делать.

(Слайд 3)

Понедельник – Встреча. В первый день жарили пробные блины, так как в старину блины пекли только на масленицу, то нужно было хозяйке «набить руку», приловчиться.

- А какая поговорка дошла до нас с тех пор?

Пробные блины пекли размером с блюдце. Дети разносили их в те дома, откуда в воскресенье ждали гостей.

(Слайд 4)

Вторник – Заигрыш. Неподалеку от селенья, на горке, из соломы сооружалось чучело зимы. Возле него выкладывали мусор со двора, проводя при этом обряд очищения. Хоть и любили люди зиму, но пришла пора прощаться.

(Слайд 5)

Недалеко от этого чучела строили снежную крепость- дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет. Но и защитники не спешили сдаваться- их в конце битвы пороли голиками (ветки без коры).

(Слайд 6)
Среда – Лакомка. В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины - символ солнца.
(Слайд 7)

Четверг – Разгул. В этот день ходили друг другу в гости, а днём проводили кулачные бои по возрасту от мала, до велика.

(Слайд 8)

Пятница - Тещин вечерок. Первый год тёща ходила к зятю в дом на масленицу. Невестка первый раз пекла блины в новом доме, а свекровь наблюдала за ней. Если блины невестки нравились, то тёще полагался подарок, а если нет - могли и обругать! После года зять ходил к тёще.

(Слайд 9)

Суббота - Золовкины посиделки. Собирались за один стол все родные по старшинству - по левую руку у отца, по правую у матери. Все угощались блинами.
(Слайд 10)

Воскресение - Прощеный день или проводы зимы. К полудню начинался праздник. Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и чуело сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели. После того, как костер потухнет, каждый брал себе горсть золы, которую клали везде: и в пищу, и в корм животным, и в огород, потому что верили, что была в той золе сила солнца!

- Ребята, давайте мы с вами рассмотрим картины известных художников, которые изобразили масленицу.

(Слайд 11)

- Посмотрите внимательно на эту картину. Кто из вас знает, как называется эта картина?


- Кто автор этой работы?

(Она называется «Взятие снежного городка». Её автор – Василий Иванович Суриков)

- Как вы считаете, почему эта картина получила такое название?



- Что изображено на переднем плане картины?




- Что изображено на заднем плане?



- Какие цвета использовал автор в своей картине, чтобы передать атмосферу празднования масленицы?




- Действие на картине напоминает детскую забаву по построению крепости из снега. Видно, что сооружение состоит из больших комков снега. Это сооружение разбивает всадник на коне. Всадник в высокой меховой шапке, а конь темного окраса с черной гривой. Он разбивает снежную преграду своими копытами. Перед снежной крепостью изображен человек на санях с палкой в руках. Рядом с ним есть еще люди, они защищают крепость. За всадником толпа веселых людей, которые тоже с палками в руках. Они пришли, чтобы захватить крепость.






(Слайд 12)

- Теперь, давайте рассмотрим картину Семёна Кожина.

- Как вы думаете, как автор назвал эту картину? Придумайте название этой картине.

Вы были правы, эта картина называется «Масленица. Проводы зимы». Как вы считаете, почему картина получила такое название?


- Что изображено на переднем плане картины?





- Что изображено на заднем плане картины?



- Какие краски использовал художник, для того, чтобы передать атмосферу празднования масленицы?


- Действие на картине разворачивается на окраине деревни, где мы видим и богатых людей, и простой люд. Все веселятся и радуются, ведь праздник Масленица – это проводы зимы. Художник очень красиво изобразил местность, где происходит действие. Обратите внимание на наряды сельчан. Такое ощущение, будто они надели  все самое лучшее, чтобы проводить масленицу и достойно  встретить долгожданную  весну.





Слушать рассказ учителя.









- Первый блин – комом.



Слушать рассказ учителя.





































Слушать рассказ учителя.























Рассматривают репродукцию картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».

- Эта картина называется «Взятие снежного городка».

- Автор картины – Василий Иванович Суриков.

- На картине изображено сражение, битва за снежную крепость.

- На переднем плане изображены снежная крепость, на которую нападают жители села.

- На заднем плане изображена толпа людей с ветками в руках.

- Белый цвет – чтобы передать цвет снега, тёмно-коричневый и черный цвета – чтобы изобразить толпу людей. Также красные, синие, зеленые и др. цвета, чтобы показать элементы одежды горожан.

















- «Масленица», «Празднование масленицы» и др.

- На картине изображена толпа людей, которые сжигают чучело зимы, водят хороводы.

- На переднем плане картины изображено горящее чучело зимы, а также толпа людей, водящих хоровод.

- На заднем плане изображено село, лес.

- Художник использовал различные яркие цвета для того, чтобы показать, что наряды людей были праздничными.







Л1: имеет представление о масленице как о русском празднике;

К1: умеет вести диалог;



































































П2: проводит анализ картин художников с целью выделения объектов;

П1: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
































П1: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме











П1: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Первичная проверка понимания

- Сейчас вам предстоит выполнить задание. Выполнять его вы будете в парах. Перед тем, чтобы начать его выполнять давайте повторим правила работы в паре. Кто сможет их назвать?

(Слайд 13)

- Посмотрите на слайд и сравните, все ли правила вы назвали.

- У вас на партах лежат листы с задание. Вам нужно соотнести картину и день празднования масленицы.

- Проверьте правильность выполнения задания на слайде. В соответствии с критериями выставите отметку в клеточку в правом нижнем углу.

(Слайд 14)

Физкультминутка.

- Ребята, подумайте и определитесь с тем, что вы хотели изобразить на своём рисунке. (Что вы будете рисовать?)

- Подумайте, сколько объектов будет на вашем рисунке; где они будут расположены; какие объекты будут главными, а какие второстепенными; как лучше расположить ваш альбомный лист.

(Начертить на доске ориентацию альбомного листа).





Называют правила работы в паре.



Выполняют задание в парах.



Оценивают правильность выполнения задания.

Образно представляют готовый рисунок.

Продумывают расположение объектов.

Л1: имеет представление о масленице как о русском празднике;

Р4: осуществляет контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения

Р5: оценивает качество и уровень своей деятельности;

П1: умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Первичное закрепление

- Чтобы нам оценить в дальнейшем свои работы, давайте мы назовем критерии, по которым мы будем оценивать. Пусть этими критериями будут: правильность расположения объектов, точность выбора цвета, творческий подход.


- Прежде чем начать работу, давайте попробуем составить план. Прежде чем начать рисовать нам нужно провести линию горизонта. (Начертить на доске линию горизонта на листах обоих форматов).

Затем нужно понять, где будут располагаться главные объекты рисунка.

(Необходимо напомнить о перспективе: объекты, которые находятся ближе – большие, которые дальше –маленькие).

После этого нужно сделать набросок (не нужно рисовать все элементы объекта, важно понять его расположение).

Когда станет понятно, где будут находится основные объекты, можно приступать к рисованию их чётких линий и второстепенных объектов.

После этого можно приступать к работе с красками.

(Необходимо напомнить, что ближайшие по расположению объекты ярче тех, что находятся вдали).

- Приступайте к работе.

Слушают речь учителя.

Рассматривают критерии работы.







- Рассматривают план работы.



Выполняют работу самостоятельно.

Л1: имеет представление о масленице как о русском празднике;

Р3: придерживается плана собственной деятельности;

Р5: оценивает качество и уровень своей деятельности;

П1: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Пр1: композиционно правильно изображает объекты на листе бумаги;

Пр2: правильно передает в рисунке цветовую гамму, используя прием смешения цветов;

Пр3: правильно передает в рисунке форму и размер объектов;

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Давайте, посмотрим работы друг друга. Но, теперь мы должны вспомнить критерии, по которым мы будем оценивать свои работы.

(Слайд 15)

Сначала нам свои работы покажут девочки. Затем мальчики. Оцените свои работы по нашим критериям. У кого из ребят все критерии соблюдены? У кого не все? Почему так произошло?

(Демонстрирую собственную работу).

- Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали, изучая эту тему?

- Что вам на уроке показалось наиболее интересным?



- Какие цели вы сегодня ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы этих целей?

- Спасибо за урок. Приводите в порядок свои рабочие места.

- Правильность расположения объектов, точность выбора цвета, творческий подход.

Оценивают работы одноклассников.

Дают устную оценку работе.

- «Праздник в городе. Масленица.»

- Как празднуется масленица, сколько празднуется, традиции празднования масленицы.

Обращают внимание к целям урока. Дают устную оценку их достижению.

Р4: осуществляет контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

К1: умеет вести диалог;




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.