Конспект урока литературы в 5 классе «Литературная мастерская "Природа — мудрый наставник человечества". На основе рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро" и пейзажной лирики»
5
Конспект урока литературы в 5 классе
«Литературная мастерская: «Природа – мудрый наставник человечества» (на основе рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и пейзажной лирики)
Автор-составитель: учитель I категории
Никитина Екатерина Александровна
Смоленск 2020
Конспект открытого урока литературы в 5 классе «Литературная мастерская: «Природа – мудрый наставник человечества» (на основе рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и пейзажной лирики)
Цели урока:
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
УУД к уроку:
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.
Вид урока: урок – мастерская.
Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.
Средства обучения: учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал, карточки.
Конструкционный план урока
I. Организационный момент
II. Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности (включение фронтального опроса)
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
1) Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы человечества. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. (Природа)
2) Вторая часть “ребуса”: Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Он беззащитный и в то же время сильный. Он сын и одновременно хозяин. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет её. (Человек).
- Помогите мне сформулировать тему занятия (Человек и природа. Чему учит природа человека).
- Какое прочитанное произведение поможет нам раскрыть тему? («Васюткино озеро»).
- Почему так доступно В.П. Астафьев смог рассказать о тайге? (Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Детское сочинение В.П. Астафьева «Жив»).
(Тема записывается на доске)
- Ребята, поскольку тематическое направление нашего урока «Природа - мудрый наставник человечества», нам предстоит применить свои знания, усилия, чтобы прийти к пониманию целей занятия. Помогите мне сформулировать цели занятия. (Разобраться при помощи художественного текста, какое значение в жизни человека играет природа. Научиться понимать, чему учит произведение).
III. Актуализация знаний обучающихся
- Ребята, сейчас ваша учебная задача будет состоять в следующем: проверить свои знания по прочитанному рассказу В.П. Астафьева, отвечая на вопросы:
1.Сколько лет было Васютке?
2. Как звали отца Васютки? Какую должность занимал отец Васютки?
3.Чем были заняты рыбаки в злополучные осенние дни, когда не ловилась рыба?
4. Назовите дату, когда Васютка заблудился в тайге?
5. Что называли охотники «драгоценным припасом»?
6.Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеб?
7.Васютка знал, что кедровка полезна. А чем полезна?
8. Автор говорит, что над неизвестным озером носятся «табуны перепуганных птиц». Каких птиц?
Поэтапный вывод обучающихся (-Насколько вы были внимательны к содержанию текста продемонстрировали ответы).
- Ребята, некоторые выполняли дополнительное задание «Маршрутный лист Васютки: из тайги домой». Продемонстрируйте одноклассникам результат домашней подготовки.
Демонстрация работ обучающихся.
IV. Исследовательская работа по тематическому направлению на основе проблемных ситуаций
Слово учителя. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
Природа – книга выживания
Слово учителя. “Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять”
- Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы? (Мудрые слова деда Афанасия, опыт отца Григория, материнские советы).
А сейчас вы мне поможете отыскать истины, которые спрятаны в мудрой книге природы? (Вопросы для юных таёжников на карточках)
Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
Что свидетельствует о близости реки в тайге?
Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
Много звёзд на небе. О чём это свидетельствует?
- Ребята, вы хорошо справились с вопросами. Теперь, как юные таёжники, составим советы для идущих в лес и памятку для заблудившихся в лесу.
Групповое создание памяток для урока ОБЖ «Советы идущему в лес» (1 группа) и 2-ая группа «Что делать, если ты заблудился».
(Вариант памятки 1: 1. Продумай маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3.Возьми спички для костра.
4. Захвати тёплые вещи.
5. Возьми хлеб, соль, сухари.
Вариант памятки 2: 1. Не паникуй, успокойся.
2.Осмотри место, где находишься.
3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
4. Разожги костёр, приготовь пищу.
5. Подготовь из веток и травы место для ночлега.
6. Спокойно ожидай спасателей, надейся на лучшее).
Физминутка
Природа учит видеть прекрасное
Слово учителя. Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать её живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует её состояние. Красота природы передаётся не только в рассказе Астафьева, но и в творчестве любого писателя и поэта. Попробуем на собственном примере домашней подготовки показать, что литературное произведение призвано отражать великолепие мира природы.
Демонстрация самостоятельной поисково-творческой работы обучающихся
(рисунки, стихотворения о природе И.А. Бунина, Н.И. Рыленкова, А.С. Пушкина) с комментарием выбора.
Природа – зеркало души
Слово учителя. Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях с помощью художественных текстов?
Конструирование умозаключения обучающимися по предъявленному проблемному вопросу и декламация ответа
1 вопрос: Почему озеро названо В.П. Астафьевым «озером надежды»?
V. Постановка домашнего задания (дифференцированное задание)
1. Составить письмо, адресованное Васе Шадрину.
2. Посвятить стихотворение «Маленькому таёжнику»
3. Синквейн (Васютка, матушка - тайга, батюшка- Енисей)
VI. Рефлексия (с включением самооценки и взаимооценки работы на уроке
Заполняется лист самооценки.
Я узнал…
Мне было интересно узнать…
Особенно мне понравилось на уроке…
Удалось ли нам достигнуть цели урока...