12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Екатерина Александровна87
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск
3

Конспект урока литературы в 5 классе «Литературная мастерская «Природа – мудрый наставник человечества» (на основе рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и пейзажной лирики)

5













Конспект урока литературы в 5 классе

«Литературная мастерская: «Природа – мудрый наставник человечества» (на основе рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и пейзажной лирики)







Автор-составитель: учитель I категории

Никитина Екатерина Александровна











Смоленск 2020


​​​​​​​

Конспект открытого урока литературы в 5 классе «Литературная мастерская: «Природа – мудрый наставник человечества» (на основе рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и пейзажной лирики)


Цели урока:

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

УУД к уроку:

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.

Вид урока: урок – мастерская.

Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Средства обучения: учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал, карточки.


Конструкционный план урока

I. Организационный момент

II. Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности (включение фронтального опроса)

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

1) Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы человечества. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. (Природа)

2) Вторая часть “ребуса”: Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Он беззащитный и в то же время сильный. Он сын и одновременно хозяин. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет её. (Человек).

- Помогите мне сформулировать тему занятия (Человек и природа. Чему учит природа человека).

- Какое прочитанное произведение поможет нам раскрыть тему? («Васюткино озеро»).

- Почему так доступно В.П. Астафьев смог рассказать о тайге? (Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Детское сочинение В.П. Астафьева «Жив»).

(Тема записывается на доске)

- Ребята, поскольку тематическое направление нашего урока «Природа - мудрый наставник человечества», нам предстоит применить свои знания, усилия, чтобы прийти к пониманию целей занятия. Помогите мне сформулировать цели занятия. (Разобраться при помощи художественного текста, какое значение в жизни человека играет природа. Научиться понимать, чему учит произведение).

III. Актуализация знаний обучающихся

- Ребята, сейчас ваша учебная задача будет состоять в следующем: проверить свои знания по прочитанному рассказу В.П. Астафьева, отвечая на вопросы:

1.Сколько лет было Васютке?

2. Как звали отца Васютки? Какую должность занимал отец Васютки?

3.Чем были заняты рыбаки в злополучные осенние дни, когда не ловилась рыба?

4. Назовите дату, когда Васютка заблудился в тайге?

5. Что называли охотники «драгоценным припасом»?

6.Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеб?

7.Васютка знал, что кедровка полезна. А чем полезна?

8. Автор говорит, что над неизвестным озером носятся «табуны перепуганных птиц». Каких птиц?

Поэтапный вывод обучающихся (-Насколько вы были внимательны к содержанию текста продемонстрировали ответы).

- Ребята, некоторые выполняли дополнительное задание «Маршрутный лист Васютки: из тайги домой». Продемонстрируйте одноклассникам результат домашней подготовки.

Демонстрация работ обучающихся.

IV. Исследовательская работа по тематическому направлению на основе проблемных ситуаций

Слово учителя. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

Природа – книга выживания

Слово учителя. “Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять”

- Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы? (Мудрые слова деда Афанасия, опыт отца Григория, материнские советы).

А сейчас вы мне поможете отыскать истины, которые спрятаны в мудрой книге природы? (Вопросы для юных таёжников на карточках)

Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?

Что свидетельствует о близости реки в тайге?

Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

Много звёзд на небе. О чём это свидетельствует?

- Ребята, вы хорошо справились с вопросами. Теперь, как юные таёжники, составим советы для идущих в лес и памятку для заблудившихся в лесу.

Групповое создание памяток для урока ОБЖ «Советы идущему в лес» (1 группа) и 2-ая группа «Что делать, если ты заблудился».

(Вариант памятки 1: 1. Продумай маршрут.

2. Не забудь взять компас.

3.Возьми спички для костра.

4. Захвати тёплые вещи.

5. Возьми хлеб, соль, сухари.

Вариант памятки 2: 1. Не паникуй, успокойся.

2.Осмотри место, где находишься.

3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

4. Разожги костёр, приготовь пищу.

5. Подготовь из веток и травы место для ночлега.

6. Спокойно ожидай спасателей, надейся на лучшее).

Физминутка

Природа учит видеть прекрасное

Слово учителя. Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать её живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует её состояние. Красота природы передаётся не только в рассказе Астафьева, но и в творчестве любого писателя и поэта. Попробуем на собственном примере домашней подготовки показать, что литературное произведение призвано отражать великолепие мира природы.

Демонстрация самостоятельной поисково-творческой работы обучающихся

(рисунки, стихотворения о природе И.А. Бунина, Н.И. Рыленкова, А.С. Пушкина) с комментарием выбора.

Природа – зеркало души

Слово учителя. Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях с помощью художественных текстов?

Конструирование умозаключения обучающимися по предъявленному проблемному вопросу и декламация ответа

1 вопрос: Почему озеро названо В.П. Астафьевым «озером надежды»?

V. Постановка домашнего задания (дифференцированное задание)

1. Составить письмо, адресованное Васе Шадрину.

2. Посвятить стихотворение «Маленькому таёжнику»

3. Синквейн (Васютка, матушка - тайга, батюшка- Енисей)

VI. Рефлексия (с включением самооценки и взаимооценки работы на уроке

Заполняется лист самооценки.

Я узнал…

Мне было интересно узнать…

Особенно мне понравилось на уроке…

Удалось ли нам достигнуть цели урока...







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.