Конспект урока литературное чтение на тему «Н. Носов «Затейники».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
И. И. Юркова» с. Сиваковка Хорольского муниципального округа Приморского края
Конспект урока
литературное чтение на тему «Н. Носов «Затейники».
Учитель: Шелудько Наталия Ивановна,
учитель начальных классов
2025 год
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Предмет: Литературное чтение (Изучение нового материала)
Тема: «Н.Носов «Затейники».
Продолжительность: 45 минут
Класс: 2 класс
Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова и с его рассказом
«Затейники»;
Развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное;
Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;
Воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение у ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебник, в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать текст.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, медиа-проектор, карточки, грамзапись.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель
– Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться.
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка.
Дождик-длинноножка
Туча по небу плыла,
Дождик за руку вела.
Он шагал на тонких ножках
В чёрных маленьких калошках.
Дождик всюду походил,
Дождик всюду наследил,
В тёплых лужах потоптал,
Наигрался и умчался.
Не его ли там калошк
Мокнут в луже на дорожке?
Г.Лагздынь
- Прочитайте с удивлением (еще: с раздражением, восхищением, весело).
- Прочитайте с ускорением, замедлением.
- Прочитайте быстро, еще быстрее.
IY. Постановка целей урока.
- Какие олицетворения встретились в скороговорке?
- Как автор говорит о дождике, что он сделал?
- Конечно, вы любите играть. А в какие игры вы чаще всего играете?
- Прочитайте, что здесь зашифровано
1 2 3 4 5 6
1 Б И О В Ю Е
2 Т Р Ж З Д Я
3 Ч А Л С Ш Ф
4 М Г Щ Й Э Ю
5 Х Н У П Ц К
4,2; 2,3; 1,2; 6,1; 4,4; 2,5; 2,1; 6,5; 2,1 (выставляются карточки)
- У нас получилось слово «Затейники».
- Как вы его понимаете?
-Ребята, а кого называют затейниками?
-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
-И так, затейник- это организатор веселья.
- Что такое затея?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?
Y. Работа по теме урока.
1. Статья о Н.Носове.
- Знакомы ли вам какие-либо произведения Н.Носова?
- Прочитайте авторский текст в учебнике на стр.48. И тогда даже те, кто ответил
«нет», сразу скажут «да».
(Читает подготовленный ребенок статью о Носове Н.)
2. Работа с иллюстрацией
- Узнали вы героев произведения?
- Что вы о них можете рассказать?
3. Рассказ о Н. Носове
- Что вы знаете о нем?
- Хотите узнать больше об этом авторе?
Н.Носов родился в Киеве. Писал в то же время, что и К.Чуковский, А.Барто, С.Маршак и С.Михалков. Первый его рассказ - «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938г. Он написал много рассказов и повестей о ребятах. В 1954г. Вышла книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
Николай Носов не сразу стал писателем. Он сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после этого стал писателем.
Чернорабочий – 1. Тот, кто выполняет работу, не требующую какой-либо квалификации (обычно физически тяжёлую или грязную). 2. (перен.разг.) Тот, кто способен выполнять лишь какую-либо обыденную, будничную работу.
Косарь – тот, кто косит траву, злаки.
YI. Физкультминутка.
Танец «Буги-Вуги»
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге
И в ладоши хлопаем вот так.
YII. Первичное восприятие текста.
- Откройте учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
- Почему вы так считаете?
Прослушивание рассказа «Затейники» учениками. (Следят по учебнику стр.50-53)
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Как называли себя дети?
- В какую игру они играли?
- Кого изображали?
- Почему игра прервалась?
- Что вы можете сказать о ребятах?
- Что вы им посоветуете?
YIII. Составление плана рассказа
Работа в парах
Выполните задания 5 и 6 на стр.53
- Прочитайте план.
- Узнали ли вы в нём строки из рассказа?
- Пересказ текста, используя план.
IХ. Рефлексия
- Узнали вы что новое сегодня на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
X. Домашнее задание:
Прочитать и пересказать рассказ по плану.
Список литературы
Учебник литературное чтение 2 класс Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. 2023 г.
Толковый словарь С.И. Ожегова