Конспект урока литературного чтения
Конспект урока литературного чтения
Тема: С.Михалков. « 12 месяцев»
Цель:
Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака.
Знакомство со сказкой- пьесой «Двенадцать месяцев»
Знакомство с атрибутами театральных постановок.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить с понятиями: пьеса , действующие лица, реплика, ремарка, импровизация, реквизит , программа
раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения.
развивать навыки осознанного выразительного чтения;
развивать творческие способности обучающихся.
развивающие:
учить обобщать и делать выводы,
развивать умение рассуждать;
воспитательные:
расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Предварительная работа : на уроке ИЗО дети на сложенном втрое листе рисуют ландыши в проталине. На уроке этот лист будет программой.
Ход урока
Мотивация. Определение темы урока. Постановка целей.
На доске слова:
Эпиграф
Аннотация
Предисловие
Содержание
Послесловие
Знакомы ли вам эти слова? (ДА, мы изучали их на уроке, посвященном Книге) . Что такое эпиграф? (цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.)
Эпиграф к нашему уроку такой:
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
Попробуйте объяснить, что я хотела сказать, почему я выбрала именно такой эпиграф.
На другой части доски слова:
Пьеса
Действие
Действующие лица
Реплика
Ремарка
Импровизация
Реквизит
Программа
Какие из этих слов вам знакомы? Где вы с ними встречались? ( мы изучаем пьесу С.Маршака « 12 месяцев» . Попробуйте объяснить их.
Соответствие : (на доске слова, нужно соединить подходящие)
Пьеса – рассказ, повесть
Действие, картина – глава, часть, раздел
Действующие лица – главные герои
Программка – аннотация и ( или) содержание
Какие слова вам незнакомы?
А что такое программа ?
Театральная программка — это брошюра или буклет, предоставляемый зрителям перед началом театрального представления.
Это своеобразный путеводитель, который знакомит зрителя с предстоящим представлением, его создателями и исполнителями. В программке обычно содержатся краткие биографии актёров, информация о режиссёре, художнике-постановщике, композиторе и других участниках театральной постановки.
Как вы поняли, для чего зрителю нужна программка? (Чтобы понимать о чем будет спектакль, какой актер играет, тд) Что она вам напоминает? (Мы на уроке ИЗО сделали похожий буклет) Догадались, для чего мы его делали? ( Мы будем делать программку к спектаклю по пьесе «12 месяцев»
А зачем нам нужно это делать?
Вспомним автора
Вспомним жанры
Вспомним главных героев
Узнаем новые слова
Можно сказать, что это цели нашего урока?
Работа по теме.
Открываем программку. Заполним первую часть: автор, название, жанр. Что такое – пьеса – сказка?
Чем пьеса отличается от других жанров литературы?
( Пьеса — это произведение, написанное для постановки на сцене. То есть пьесу могут показать в театре, где актёры играют роли героев.)
герои разговаривают между собой.
В пьесе нет длинных описаний, как в рассказах. В основном она состоит из реплик — это то, что говорят герои, и ремарок — пояснений автора к тексту.
— Как вы думаете, зачем нужны ремарки? (Чтобы лучше понять, что делает герой. Ремарки очень помогают режиссёру и актёрам понять, как показать героя на сцене.)
А как вы думаете, что еще помогает актеру правильно сыграть роль? ( Они должны понимать характер героя)
Действующие лица. Прочитайте имена действующих лиц. Где они указаны? Со всеми лицами мы уже познакомились?
Давайте охарактеризуем каждого героя, с которым мы познакомились. Какие они? Для чего нужно понимать характеры героев? (Чтобы прочитать с правильной интонацией).
Профессор ____________________
Принцесса ____________________
Старуха _______________________
Дочка _________________________
Падчерица _____________________
Какие из этих героев главные, а какие – второстепенные?
Какие положительные, а какие- отрицательные? По каким поступкам мы это понимаем? Выборочное чтение.
Импровизация.
Беру шляпу и мантию для профессора, корону для принцессы.
- Для чего нужны эти предметы? В театре предметы, необходимые актерам во время спектакля. Попробуем поиграть в театр и разыграем сценку «Казнить, помиловать» .
Мы готовились заранее к этой сценке? Это импровизация.
Продолжение работы над текстом сказки.
На прошлом уроке мы прочитали ремарку о том , кого встретила Падчерица в лесу, как они выглядели. Давайте подумаем, что могло бы произойти дальше?
Дети по ролям читают отрывок «Гори, гори ясно».
Чтение ремарки. Почему автор говорит, что она подошла, набравшись смелости? Как думаете, она сразу поняла, кто перед ней?
Чтение до слов «Значит, твоя гостья »
Как думаете, сможет ли она набрать подснежники? Пожалеют ли ее 12 месяцев?
Основная функция театральной программки — помочь зрителю лучше понять и оценить представление. Она предоставляет необходимую информацию о сюжете, персонажах и художественных особенностях спектакля.
Давайте коротко скажем, о чем это пьеса. Какую главную мысль хотел донести до нас автор?
Вернемся к моему эпиграфу.
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» . Вы согласны с этими словами? Почему? (Автор может нам высказать свое мнение, в театре нам это показывают наглядно. И актер может одно и ту же роль сыграть по- разному, и люди могут делать новые для себя выводы, к которым даже не всегда готовы. )