Конспект урока чтения «Учусь читать. По отдельным главам книги С. Зааловой "Маленький солдат"» (4 класс)

4
2
Материал опубликован 1 April 2020 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛАХДЕНПОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГОРОД ЛАХДЕНПОХЬЯ

Урок литературного чтения.

                                               (Авторская разработка урока.) Тема: "Учусь читать.

От чтения текста к его пониманию»

(Урок по отдельным главам книги

С.Зааловой "Маленький солдат")

4 класс.

Цель: знакомство с произведениями о жизни детей и подростков во время войны С.Зааловой; способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы; воспитание чувства гордости за детей, принимавших участие в защите Родины.

Учебные задачи:

-учить работать с произведениями о детях и для детей;

-словарная работа с неизвестными словами;

-учить представлять и интерпретировать образы героев, опираясь на текст, как задумал автор;

-учить определять главную мысль произведения;

-отрабатывать навык чтения и понимания текста;

-воспитывать толерантность , нравственность, патриотизм, любовь к Родине;

Оборудование: интерактивная доска; слайды; выставка книг о ВОв

Предмет: Литературное чтение.

Целевая аудитория: учащиеся 4 классов.

Оборудование: компьютер, мультимидийный проектор, выставка литературы о детях периода Великой Отечественной войны.

Целевая аудитория: учащиеся 4 классов.

Ход мероприятия 

Мотивирование к учебной деятельности.

(появление учителя в военной форме)

Педагог начинает наизусть читать главу из книги С.Зааловой «Маленький солдат».

II. Актуализация знаний.

После прочтения текста, задаёт вопросы:

-В какое время происходит действие рассказа? ( после войны

-Где происходит действие? Ха́рлу - историческое поселение, посёлок сельского типа в Питкярантском районе Республики Карелия)

На доске показываю: на карте Карелии пос.Харлу, там же наш город, г.Сортавала, Лахденпохья.

О ком идёт речь в рассказе? ( о Дяде Ване)

-Где он живёт? (живёт он рядом со школой)

-Где работает дядя Ваня? (на Ляскельском целлюлозно-бумажном заводе)

-Кем? (слесарем)

-А что ребята знают про него?( ветеран войны)

-А кто такой ветеран? Ветераны Великой Отечественной войны — после 1945 года категория лиц, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

-О каком дне упоминается в тексте? (Дне Победы – празднуют 9 Мая)

-Что делали ребята к этому празднику? (прикрепляли красную звёздочку на дом каждому ветерану) – А зачем они это делали? Картинка на интерактивной доске

Раньше на каждом доме ветеранов пионеры закрепляли символичные “Звёзды героев”, и каждый житель знал, что в этом доме живёт участник ВОВ.

-А что он делал в школе? ребята пригласили его на сбор (классный час)

-Как полностью зовут дядю Ваню? Иван Яковлевич Тихомиров

-А сколько лет было ему, когда попал на фронт??14

-Во что был одет дядя Ваня? Сапоги хромовые, шинелька подогнана, гимнастёрка, пилотка

Сапоги - это один из самых распространенных и любимых видов обуви в нашей стране. Хромовые, яловые, кирзовые, юфтевые.

Шинель — элемент обмундирования лиц, проходящих государственную службу, форменное пальто со складками на спине и удерживающим их сложенными хлястиком. Слово используется для описания форменной одежды, носимой с конца XVIII века.

Гимнастёрка (до Октябрьской революции 1917 г. эта часть формы одежды военнослужащих также называлась «Гимнастическая рубаха») — плотная тканевая удлиненная рубашка, которую носили с ремнём или поясом, элемент гражданской, ведомственной и форменной одежды, распространённый в СССР до конца 60-х годов XX века.

Пило́тка (от слова пилот) — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды 

- А, как сказал про пилотку дядя Ваня? (чтобы на 2 пальца над бровью, не больше, не меньше.

-Про кого читали ребята в книжках? ( сынов полка

-Кого так называли?

Сын полка (Дочь полка) — ребёнок, обеспечиваемый необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен там на довольствие

Определение темы урока

-Назовите мне тему урока. -На какие вопросы мы не смогли ответить?

-А почему?

-Читая, мы не умеем читать. В процесс чтения входит процесс и осознания замысла автора, что хотел автор нам сказать, мы должны понимать историческую атмосферу того времени, о котором пишет нам автор.

Прикрепляю табличку на доску

Тема урока "Учусь читать. От чтения текста к его пониманию»

-Какие задачи мы себе поставим на нашем уроке?

(учиться читать, осмысливать текст, представлять то время, в которое происходит действие, переживать судьбу героев и т.д..)

-На уроке мы будем работать в рабочей карте, у каждого она своя на парте, в ней вы будете вести записи, запишем тему урока на строчку и т.д

Сегодня на уроке мы поработаем с отдельными главами книги «Маленький солдат» С.Зааловой. Первую главу я вам уже прочитала, она так и называется как и книга «Маленький солдат».

-Как вы думаете, почему я взяла это произведение? (ответы)


Учитель: Совсем скоро наша страна будет отмечать 75-годовщину Великой Победы, но она не стала прошлым, которое нас не волнует и не вызывает переживаний. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сёл и деревень. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто - друга.

- Как можно узнать о войне сегодня? (о войне сегодня можно узнать по архивным документам, по кинофильмам и по книгам).

Долгой и трудной была дорога к Победе.

- Как советские люди приближали Победу?

-Ответы детей.

(помогали приближать Победу дети и подростки, ваши сверстники или чуть постарше.)

Слайд С.Заалова. «Маленький солдат» (невыдуманные рассказы)

(Заслуженный журналист Карелии, автор книг для детей.

Родилась в Китае, школьные годы провела в Сибири, в городе Омске. Окончила факультет журналистики Ленинградского Государственного университета. С 1975 года живет в Петрозаводске и работает на радио Карелии (филиал ВГТРК ГТРК «Карелия» Она приезжала и к нам в школу, где рассказывала о своей книге).)

Слайд

В книгу входит 13 рассказов. Сегодня на уроке мы будем читать и разбирать рассказ «Как Ваня на фронт попал».

У вас на столах лежат тексты. Начнём читать с 4 абзаца.

-Какое не знакомое слово вам встретилось, которое требует объяснения?

(Блокада- это осадное кольцо, в которое взяли город фашисты, они окружили его, перекрыли все выходы и входы, перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Город постоянно обстреливали с воздуха, блокада продолжалась 900 дней.

-Что такое «тяжёлый сон». Кто может объяснить?

Продолжаем читать 6 абзац «…Первым умер отец Вани Яков Тихомиров….»

-Какое историческое событие ассоциируется у вас с этими строками?

Дневник Тани Савичевой.

(Полное сочинение дневника - показываю детям)

Что такое Дорога жизни?

Дорога жизни - во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни

Большая земля- так называют материк те, кто находится на острове, а также так ... Советские партизаны во время Великой Отечественной войны так называли советский тыл. в Ленинграде, во время его блокады в 1941—1944 г.г

Читаем самостоятельно «Жить….

-Дальше прочитайте самостоятельно, до слов «…Так и порешили.»

-Перескажите кратко прочитанное.

Какие слова вам показались незнакомыми.

Старшина - самое высокое звание младшего начальствующего состава Советской Армии, а также лицо, носящее это звание. Старшина роты. Старшина  обязан контролировать дисциплину в роте. На него накладывается ответственность за порядок, поэтому в обязанности включается не только назначение дежурства, но и постоянный контроль. Нетрудно догадаться, кто получит выговор в случае нарушения дисциплины или в случае выявленных недостатков в ходе внезапной проверки.

-Чем в форме отличается старшина от простого солдата? (знаками отличия-погонами)

Кожа да кости - фразеологизм «очень худой».

-Читаем со слов «Почти год жил Ваня Тихомиров…за маленькую Катеньку»

(«Фронт – это и есть множество всех полей боя. Линия фронта разделяет территории, на которых стоят враждующие стороны. Линия фронта – это не конкретная линия, которую нарисовали раз и навсегда. В зависимости от хода боёв, от наступления или отступления воюющих, линия фронта может сдвигаться.

Тыл – это территория, далёкая от фронта. Как правило, в тылу работают заводы и госпитали. На заводах день и ночь рабочие делают снаряды и технику для армии. А в госпиталях врачи и медсестры лечат раненых.

Фашисты- «фашисты» и «немцы» разные. Немцы – это люди, которые населяют Германию. Сами по себе немцы не являются плохими, они простые люди. А вот фашисты – да, это враги и они плохие. Именно поэтому мы говорим о победе не над Германией, а над Фашистской Германией.

«Однажды прочертили небо фашистские самолёты…..Взрывной волной контузило Ваню….отвезли его в медсанбат.

Видео показываю…небо-самолёты.

https://www.youtube.com/watch?v=0Qb6fxRGRIU

-Прочитайте самостоятельно до конца текст. Какие слова показались вам в контексте незнакомые? (

Контузия (лат. contusio — ушиб) — особый вид общего поражения организма, который возникает при внезапном непрямом воздействии на всё тело, или на его обширные участки. Чаще всего возникает от взрывной воздушной волны.

Чечётка (танец)

Чечётка (tap dance от tap «стучать; лёгкий стук») — разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви.

-А что значит настоящим солдатом буду? (воевать начнёт)

В 14 лет Ваня станет настоящим солдатом. А в наше время в 14 лет, какое событие происходит у подростков? (получают паспорт)

Работа с главой «Как Ваня медаль получил»

Сейчас мы поработаем со следующей главой, я разделила вас на 6 групп, чтобы нам успеть узнать до конца урока, как Ваня получил медаль….

Задание:

-Вы будете работать с текстом, выписывать слова незнакомые, непонятные в данном контексте. Возьмите текстовыделитель (карандаш, фломастер), работать будете в своей рабочей карте.

«Как Ваня медаль получил». У вас на столах находится словарь. Слова, которые в тексте могут вам встретиться есть в словаре. Найдёте и в своей рабочей карте номер ссылки отметите, что это слово обозначает, или напишите синоним слова. После этого каждая группа задаст другой - определение, та должна отгадать это слово.

1 группа ( стр.12 с 1-3 абзац)

2 группа( 4-5 абзац)

3 группа ( 6 абзац)

4 группа ( 7 абзац)

5 группа с.13 сверху до слов ..понял?)

6 группа (со слов –Смотри-ка…до конца)

«Перекрёстный бой» - Я загадаю слово - кто быстрей ответит.

Итог урока.

У вас на партах лежат контрольные задания по текстам, с которыми мы работали сегодня на уроке. Попробуйте сделать и проверить себя.    Молодцы.

-Читаешь произведения о детях на войне, и понимаешь: этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем! Литература, возможно, не в силах изменить мир. Но всё же книги о детях на войне могут тронуть чьё-то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. А главное – передать не только память о Великой Отечественной войне, но и осознание ценности мирной жизни.

И сегодня в мире неспокойно, вооружённые конфликты, горячие точки, локальные войны – по-разному их называют, но они приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат души, делают всех несчастными, поэтому мир надо охранять.

На слайде стих вывести (пусть дети читают по строчке, или выдать каждому строчку)

1.Пусть навек исчезнут войны,

2. Чтобы дети всей земли

3. Дома спать могли спокойно,

4. Танцевать и петь могли,

5. Чтобы солнце улыбалось,

6.В окнах светлых отражалось

7.И сияло над землёй

8.Людям всем

9. И нам с тобой!

Закончить свой урок я хочу словами немецкого писателя, мыслителя, философа Иоганна Гёте. И.В. Гёте – один из самых известных поэтов, очень талантливый и всесторонне одарённый человек.

В конце жизни Гёте сказал:

«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

Рефлексия. Поднимите руку, кому понравилась своя работа на уроке? Кто захотел прочитать книгу «Маленький солдат» до конца? У меня на столе лежат эти книги, можете взять почитать.

Ваня Тихомиров получил медаль «За отвагу»

Я хочу, чтобы вы сегодня тоже получили каждый свою медаль за работу на уроке.

Вручение медалей, как лучшему читателю на сегодняшнем уроке

«ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ».

Приложение.

1.Рабочая карта ученика.

2.Словарь незнакомых и непонятных слов из прочитанных глав.

3.Проверочные задания ученикам по прочитанному тексту.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественный ресурс!

2 April 2020

Светлана, спасибо за патриотическое воспитание детей!

17 May 2020

Похожие публикации