Конспект урока математики в 6 классе на тему «Действия с дробями»
Конспект урока математики в 6 классе
Автор: Жирнова Светлана Вячеславовна, учитель математики, ОГБОУ "Школа №10", г. Рязань
Урок математики «Действия с дробями» в 6 классе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация
Урок математики «Действия с дробями» - это урок обобщения и систематизации знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС и реализует основную цель – формирование познавательного интереса учащихся к учебной деятельности, создание условий для саморазвития и непрерывного образования на основе умения учиться.
На данном уроке при выполнении заданий и решении задач используется краеведческий материал. Применение на уроках местного краеведческого материала имеет большое значение для формирования у учащихся представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Ребята на уроке не просто овладевают знаниями, они учатся думать, анализировать, выбирать правильные пути решения, работать в группе и оценивать свою работу.
Данный материал можно применять как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности.
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Действия с дробями
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок теоретических и практических работ
Цели урока:
Образовательная: научиться выполнять действия с дробями; обобщить и закрепить знания по теме; отработать вычислительные навыки; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающая: развивать интерес учащихся к предмету «Математика», математический и общий кругозор, мышление, речь, внимание и память; развивать познавательную активность учащихся, образное и логическое мышление, слуховую и зрительную память, основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение и концентрацию.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность, чувство коллективизма, умение выслушать других.
Коррекционная: работать над расширением лексического запаса через использование математических терминов, развивать речь и культуру общения.
Задачи:
- организовать образовательный процесс по повторению и закреплению у обучающихся имеющихся знаний по теме «Действия с дробями»;
- расширить кругозор о родном крае;
- прививать культуру умственного труда, умения работать в коллективе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели.
Технологии, применяемые на уроке:
- здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированная, информационно-компьютерная.
Методы обучения:
По источникам знаний: наглядный (демонстрация презентации), словесный (разбор заданий), практический (практические упражнения).
Относительно дидактических задач: закрепление знаний, отработка навыков и умений.
Относительно характера познавательной деятельности: иллюстративный, репродуктивно-поисковый.
Форма урока: урок повторения
Форма организации деятельности учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные – учащиеся читают, записывают и вычисляют значение суммы, разности, произведения и частного дробей, решают текстовые задачи.
Метапредметные:
Познавательные – формирование действий анализа и синтеза, моделирования, структурирования знаний, выдвижения гипотез, умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Коммуникативные - учатся определять способы взаимодействия, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, стараются полно и точно выражать свои мысли, демонстрируют владение монологической речью.
Регулятивные – учатся ставить цель урока, оценивать качество и уровень усвоения знаний, осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий.
Личностные - проявляют положительное отношение к урокам математики, стараются овладеть умением правильно и корректно выражать собственное мнение; овладеть умением учиться самостоятельно; овладеть умением выражать свои мысли в письменной форме; научиться применять полученные знания и умения к решению новых проблем.
Коррекционная составляющая урока:
- дробный способ подачи и усвоения информации;
- развитие зрительно-слухового внимания;
- автоматизация произношения терминов со сложной слоговой структурой.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Сложение и вычитание смешанных чисел», выполненная с помощью программы Microsoft Power Point 2010, тесты на листах для самопроверки.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация урока и постановка целей и задач, формулировка темы урока.
3. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
4. Основной этап урока:
- закрепление знаний (математическое лото);
- проблемная ситуация (решение задачи);
- физкультминутка;
- работа в парах;
- самостоятельная работа.
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.
7. Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный момент
Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Эпиграфом нашего урока будут слова Цицерона: « Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!»
2.Мотивация учения школьников
Учитель: проведем речевую разминку. Дополните словосочетания.
Обыкновенная …
Значение …
Корень…
Десятичная…
Сравнить …
Выполнить …
Заполнить …
Учитель: прочитайте дроби на слайде
Укажите среди них обыкновенные, десятичные;
чем различается запись десятичных и обыкновенных дробей;
назовите правильные дроби;
назовите неправильные дроби;
найдите равные дроби;
найдите дробь, равную единице.
Учитель: попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь, а затем ставят цели и формулируют задачи.
3. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Учитель: найдите ошибку (работа с презентацией)
Учитель: какие уточняющие вопросы можно задать при выполнении этих заданий? (учащиеся обмениваются вопросами)
Вопросы:
Как из неправильной дроби сделать смешанное число?
Какие числа называются смешанными?
Учитель: представьте в виде неправильной дроби (задания записаны на доске)
Учитель: какие уточняющие вопросы можно задать при выполнении этих заданий? (Учащиеся обмениваются вопросами)
Вопросы:
Как из смешанного числа сделать неправильную дробь?
Как ещё можно сформулировать данное задание?
Учитель: выделите целую часть из неправильной дроби.
Заполните пропуски.
Учитель: проверим домашнее задание
Учитель: сосчитайте устно. Записаны примеры с ответами. Если пример выполнен верно – поднять руки вперед, неверно – руки вверх, если выполнен не до конца – встать.
4.Основной этап урока.
Математическое лото.
Учитель: перед вами таблица с примерами. Выполните действия. Среди карточек найдите правильный ответ, совместите ответ с примером. (На обратной стороне второй таблицы наклеена карта Рязанской области. Сама таблица разрезана на карточки. Необходимо решить примеры в таблице, найти правильный ответ среди карточек и совместить их.)
|
|
2 : 0,2 |
|
0,4 |
|
| 0 |
10 |
|
1 | 3 |
Учитель: переверните карточки с ответами. Что у вас получилось?
Ответ учеников: карта Рязанской области
Рассказ учителя по карте:
Рязанская область была образована в 1937 году. Расположена в центральной части России. Площадь Рязанской области 39,6 тыс. кв. км. По сравнению с другими областями она не велика, но по площади превосходит такое государство как Бельгия. В состав рязанской области входят 25 районов. Наиболее крупные из них: Касимовский, Ряжский, Сасовский.
Решите задачу.
Задача:
Площадь Рязанской области 39600 . Площадь самого большого района составляет 8,2% от площади Рязанской области. Найдите площадь этого района и определите по карте его название.
Решение:
1) 8,2 100=0,082
2) 396000,082=3247,2 ()
Ответ: район Клепиковский, его площадь равна 3247,2 .
Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Работа в парах
Перед вами таблица, в которой зашифровано слово, состоящее из 4-х букв. Решите примеры и запишите слово.
0,3
22,5 =
13 |
| 1,2 |
| 1,8 | 5 |
А | Е | О | Б | Г | Р |
Учитель: какое слово у вас получилось?
Ответ учеников: герб.
Учитель: герб – это главный символ любого государства. Герб в переводе с немецкого означает наследство. Это эмблема, наследственный отличительный знак, выражающий исторические традиции государства, города или области. Гербы бывают государственные, земельные (городов и областей), родовые (дворянских родов).
Перед вами герб города Рязани. На нем изображен князь в епанче и шапке, в правой руке - меч, в левой – ножны. Есть версия, что на гербе изображен князь Олег Иванович. Воин с оружием – это символ борьбы с иноземцами.
Самостоятельная работа.
Учитель: у каждого из вас есть герб одного какого-то районного города. Решите уравнение, выбрав соответствующий ответу цвет, раскрасьте не закрашенные части герба.
Проверка правильности выполнения задания
Учитель: в верхней части всех гербов помещена часть герба города Рязани, это значит, что этот город принадлежит Рязанской области. В нижней части собственно эмблема города.
5. Домашнее задание.
1 уровень: № 392, № 425 (б)
2 уровень: № 390, № 373 (в)
6. Итог урока.
Учитель предлагает учащимся подвести итоги урока, опираясь на фразы:
Сегодня на уроке я…
Сегодня на уроке мне…
Сегодня на уроке у меня…
7. Рефлексия.
Учащиеся самостоятельно заполняют карточки рефлексии.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015)
2. Учебно-методический комплекс: А.Г.Мерзляк, М.С Якир, В.Б.Полонский. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2017. Г. – 304 с.
3. Физкультминутка по математике для дошкольников
https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/sbornik-fizkultminutok-po-matematike (дата обращения 15.12.2019)