Конспект урока математики «Сложение вида:□ +5» (1 класс)
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Сложение вида:□ +5.».
Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Основные цели:
1) сформировать умение складывать однозначные числа с переходом через разряд и объяснять свои действия;
2) актуализировать состав чисел, в том числе и числа 10, умение складывать однозначные числа в пределах 10 и с переходом через разряд + 5.
Предметные:
1. Повторить состав числа 10.
2. Формировать умение складывать однозначные числа с переходом через десяток.
3. Закреплять умение решать задачи, используя приём сложения чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
Метапредметные:
познавательные
Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий)
коммуникативные
Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
регулятивные
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
личностные:
Формировать умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, презентация, карточки, рыбки.
Ход урока:
1. Орг. момент 1 мин
– Здравствуйте, ребята!
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
- А теперь откройте глазки, и тихонечко сядьте на свои места, чтобы не спугнуть то весеннее тепло, которое вы только что запустили в свои сердечки.
2. Мотивация к учебной деятельности.
СЛАЙД 1
- Прочитаем девиз нашего урока! 1 мин
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Вы готовы добывать знания? (Да.)
Я хочу вам пожелать плодотворной работы.
3.Актуализация знаний.
А) - Начнём с интеллектуальной разминки. 1 мин
- Какое сегодня число? (22 апреля)
- Сколько десятков и сколько единиц в числе 22?
- Замените число 22 суммой разрядных слагаемых (20 + 2 )
- Какой месяц был перед апрелем?
Март
После
Май
Март, апрель, май соответствуют какому времени года? Весне
Закончится весна и наступит… лето. А летом дети любят развлекаться и отдыхать.
Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие. А чтобы узнать, куда мы все вместе отправимся, вам необходимо выполнить задание.
4. Устный счёт.
1 карточка (зеленая)
Работа в парах: 3 - 4 мин
Слайд 2 «Парк Орлёнок»
Реши примеры, поставь буквы в таблицу и расшифруй ответ:
Буква | Пример | Ответ |
Ё | 18 - 10 | 8 |
О | 0+10 | 10 |
Л | 10 + 1 | 11 |
П | 10 - 3 | 7 |
Н | 7 + 10 | 17 |
К | 10 - 1 | 9 |
А | 10 - 4 | 6 |
Р | 14 - 10 | 4 |
7 | 6 | 4 | 9 | | 10 | 4 | 11 | 8 | 17 | 10 | 9 |
П | А | Р | К | | О | Р | Л | Ё | Н | О | К |
Что такое парк?
Парк - это открытая озеленённая территория, предназначенная для отдыха.
В каком городе Хакасии находится Парк Орлёнок?
В Абакане
Парк Орлёнок был образован ровно 90 лет назад на месте камышового озера, которое постепенно превращалось в болото.
Посмотрите внимательно на примеры в карточках и скажите, какое число присутствует во всех примерах 10.
– Число 10 сегодня на уроке нам пригодится.
- Что вы можете сказать о числе 10? (1 десяток, круглое, наименьшее двузначное, соседи – 9 и 11).
- Давайте вспомним состав числа 10.
- В парке летают красивые бабочки
2 карточка 2 мин
Задание «Бабочки» (розовая)
- Заполните пустые крылышки бабочек так, чтобы сумма двух левых крылышек и двух правых была равна 10.
Проверим Слайд 3 с бабочками
- На территории парка есть аттракционы, летнее кафе, игровые площадки, шахматный павильон, каскадный фонтан. Сегодня это современный городской детский парк.
5.Открытие нового знания. 3 мин 12 13 мин
3.Карточка (голубая)
Решите и соотнесите примеры и ответы:
3 + 5 = 10
5 + 5 = 7
2 + 5 = 9
9 + 5 = 14
4 + 5 = 6
1 + 5 = 8
Что необходимо выполнить? (Необходимо найти значение выражений.)
Чем похожи выражения? ( +, слагаемые - однозначные, второе слагаемое 5)
Вычислите.
( дети решают самостоятельно)
- Кто решил, сидит правильно?
- Какое выражение вызвало затруднение? (9 + 5)
- Какой пример лишний?
- Объясните свою точку зрения.
Как прибавить к 9 + 5
Сначала прибавляем 1, получаем круглое число 10.
Затем еще 4 и получаем 14.
- Через какое число перешли, чтобы получить двузначное число?
- Значит, какая же учебная цель встала перед нами?
(учиться складывать однозначные числа с переходом через 10).
-И тема нашего урока?
Сложение однозначных чисел с переходом через 10, а именно сложение вида
9 + 5 = 14
Слайд 4 картинка 9+5
Открою, Вам, секрет, ровно столько аттракционов в парке Орлёнок.
6. Первичное закрепление. 4 мин
Работа в тетрадях.
Открыли тетради, пишем образцы, дату, классную работу.
Решаем примеры на с.68 вверху и на доске, и в тетрадях, я пишу.
ЭТАЛОН СЛОЖЕНИЯ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Комментируем:
1. Дополняем слагаемое до 10.
2. Прибавляем остальные единицы.
8+5 = 8 + 2 + 3 7 + 3 + 2 = 12 6 + 5 = 6 + 4 + 1
Закройте учебники.
В парке есть летнее кафе, дети зайдем перекусить. 3 мин.
Задачи (нестандартные) требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:
Слайд 5
Задача с лишними данными
«Дети съели в парке 5 булочек, 6 порций сладкой ваты, 9 апельсинов, 4 шоколадки и 6 груш. Сколько фруктов съели дети?»
Условие, вопрос, решение, ответ.
Записываем в тетрадь.
9 + 6 = 9 +1 +5=15 (Ф.)
Ответ : 15 фруктов.
Ключевое слово Фрукты?
7. Физминутка на 20 мин.
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты)
8. Задания на логику: 2 мин
Мы говорили с вами, что в парке Орлёнок есть аттракционы.
А что такое аттракцион?
Аттракцио́н (от французского - притягивающий) — это сооружение или устройство,
созданное для развлечений.
Например, «Детская железная дорога»
Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый вагон от конца.
В одном ли вагоне они едут?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5 от начала это пятый вагон
А 6 от начала это шестой вагон
Отправляемся в шахматный павильон:
Вася и Петя играли в шахматы и сыграли по 3 партии. Каждый выиграл по 3 раза. Это
правда или ложь? Ответ: ложь. Во время одной партии выиграть может только один.
9. Загадка.
Летом в сквере или в парке
Охладит нас, если жарко.
Столб воды в гранитной чаше.
Словно летний дождик пляшет.
Фонтаны бывают разных форм и размеров.
10.Самостоятельная работа.
Цепочка:
16 – 6 + 8 – 3 + 5 - 1 + 0 - 6 + 4 - 7 = 10
Ровно столько лет Фонтану – патриарху в парке Орленок города Абакана.
Слайд 6 Задание с примерами с переходом через разряд.
11.Итог урока.
- Какую цель мы поставили перед собой на уроке?
- Значит, какая же учебная цель встала перед нами?
(Учиться складывать однозначные числа с переходом через 10).
- Достигли мы этой цели?
- Что мы делали на уроке?
Решали примеры и задачи с переходом через разряд или вида 9 + 5
12. Рефлексия.
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Поместите, пожалуйста, рыбок в воду фонтана, если все поняли зелёных, если не совсем жёлтых и если было трудно красных
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Желаю, Вам, хорошего дня и весёлого настроения!