Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 4»
Конспект урока математики
(тип урока - урок изучения нового материала)
Тема: «Число и цифра 4»
УМК «Школа России» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 класс, 1 часть.
Цель: познакомить учащихся с числом и цифрой четыре, научить писать цифру 4 по показу и устному объяснению учителя; находить способы решения простых арифметических задач и объяснять их.
Задачи:
образовательные: дать представлений о цифре и числе 4 (как пишется, где находится в числовом ряду, состав числа 4); формировать умение сравнивать количество объектов и соотносить их с изученным числом, читать запись и составлять по ней рассказ, используя слова «сколько было», «что изменилось», «сколько стало»; выполнять задания на раскрашивание геометрических фигур по устной инструкции учителя;
развивающие: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение классифицировать числа, геометрические фигуры по заданному учителем признаку используя полученные ранее знания и окружающую среду; определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры.
воспитательные: воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других), аккуратности; оказание помощи однокласснику в случаях затруднения; аргументированно выражать свое мнение в диалоге с учителем и детьми.
Формируемые УУД:
личностные - формировать положительное отношение к математике как предмету изучения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения несложных арифметических задач, проговаривая последовательность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя;
коммуникативные – формировать собственное мнение и позицию; правила работы в группе, в паре;
познавательные – понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме и на построенных моделях; применять знания и способы действий в новых, нестандартных условиях; объяснять найденные способы действий при решении простых арифметических задач и находить способы их решения.
Планируемый результат: учащиеся научатся определять место каждого числа в последовательности от 1 до 4 среди изученных чисел; воспроизводить последовательность чисел от 1 до 4 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; писать цифру 4; соотносить цифру и число; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.
Оборудование:
1.Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник:1кл.
1 ч.(стр.30-31).
2.Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочая тетрадь:1 кл.,1ч. (стр.10).
3.Наборы сюжетных картинок для решения арифметических задач.
4.Набор карточек с картинками, иллюстрирующими числа 1 – 4.
5.Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета.
6.Циферблат часов с подвижными стрелками.
Способы действия учащихся:
- фронтальная работа (сравнение количества предметов в разных группах, определение и запись цифрой количество предметов, обозначение и определение время на циферблате (оборудование - 7)(У. –с 30); выбор для каждого рисунка подходящей записи по заданию, составляют математический рассказ по картинке, схеме, записи (У. –с. 31); работа с сюжетными иллюстрациями при составлении арифметической задачи( командная работа) ( оборудование - 3);
- индивидуальная работа (учатся писать цифру 4 по показу и устному объяснению учителя; записывают цифры от 1 до 4 в порядке возрастания и убывания с последующим выбором самой «красивой» (работа в парах); графический диктант с использованием геометрических фигур и цветных карандашей.
Ход урока:
1. Организационный момент (цель: психологически настроить на урок) | ||
Отдых наш кончается, | Ребята приветствуют учителя, садятся за парты. | |
2. Мотивация к учебной деятельности: (цель: заинтересовать) Артикуляционная разминка голоса (игровой момент) | ||
Кто-то ночью старый стул Ребята посмотрите на иллюстрацию! Кого вы видите на ней? (Выделить местоимение кого логическим ударением) (Если дети скажут слово стул -можно уточнить, что стул отвечает на вопрос -Что?) Давайте вспомним какие звуки произносит: Мышка, Кошка А когда кошка злится, как она делает? И показывает коготки (учитель показывает) И мышка тут же убегает. Но на нашей иллюстрации совсем по- другому. Какое настроение у наших героев? Молодцы. Наши герои не боятся друг друга. Мышка смотрит с удивлением. Кот показывает силу и ловкость. | Ответы детей – Мышку, кошку, стул и др. Пи-пи-пи Мяу - мяу Шиии… Повторяют движение за учителем. Они весёлые, дружные. Довольные, сильные. | |
3. Актуализация опорных знаний: (цель: закрепить полученные знания на предыдущем уроке)
| ||
- И что- же кот держит в руке? -На какую цифру похож стул? -Угадали! Сегодня мы с ней познакомимся поближе и станем её друзьями. -Но сначала вспомним старых друзей. -С какими числами мы уже подружились? Сначала учитель показывает карточки с изображением чисел (1,2,3) Затем карточки с картинками, иллюстрирующими числа 1 – 3. Показывает ребятам поочередно: Держа в одной руке карточку с изображением 2-х предметов (дети отвечают) в другой – карточку с изображением 1-го предмета - медленно приближая друг к другу руки получает новое число – А теперь сколько? (можно повторить несколько раз меняя карточки) Приглашает ребёнка выйти к доске и помочь. Дает ученику 2 кубика, а себе берёт 1 - Сколько у Семёна кубиков в руках? - Ребята, у кого больше кубиков? - На сколько у Сёмы больше кубиков? - А если Сёма поделится с Машей, сколько кубиков у него останется? - А сколько будет у Маши? - У Сёмы – один и у Маши – один – - Правильно - у них одинаковое количество кубиков. - А у меня сколько кубиков? Что это значит? Молодцы! Ну а если я возьму ещё один кубик. Что получится? - Правильно у меня будет больше на один кубик – то есть 2. - Ну а насчёт честности не переживайте. Я всегда могу дать Сёме и Маше ещё по одному кубику. Просто нам сегодня пригодятся только кубики, которые у нас в руках. | Стул На – четыре! Один. Два, три. Дети отвечают. Два Один Три Ученик выходит к доске (можно пригласить двух) Два У Сёмы. На один Один Тоже один кубик. - Поровну! Один Дети радостно – У всех поровну. У вас будет больше! Будет не честно! Сёма и Маша, вместе с учителем, поднимают кубики вверх. | |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий: определение темы и цели урока. | ||
- Посчитайте сколько всего кубиков в руках? Здорово! Тема нашего урока «Число и цифра 4» - Сегодня мы с вами познакомимся и подружимся с числом четыре, научимся писать цифру 4; будем учиться составлять задачи и решать их. Откройте учебник на странице 30 – найдите рисунок с карточками. Внимательно посмотрите на них - О чём можно сказать один? - Два? - Три? - Четыре? Познакомимся с составом числа 4. Вспомните игру с кубиками. Она поможет нам заполнить «домик» цифры 4. /data/files/p1659617177.png (840x751) - Обратите свой взгляд на поля страницы учебника – там изображены монеты достоинством – 2 рубля и 1 рубль. Подумайте, как по – разному набрать 4 рубля монетами? Используйте знания о составе числа 4. Молодцы, теперь вы сами сможете купить себе вкусняшку. - Опустите взгляд ниже, что вы видите? Правильно – это геометрические фигуры. Посчитайте количество сторон у каждой фигуры, сколько углов? У квадрата – 4 угла, поэтому его ещё называют четырёхугольник. А у треугольника – 3, видите, как легко запомнить названия этих геометрических фигур. - Сложите из цветных карандашей фигуры. (Учитель проверяет выполнение задания у каждого ученика) Выполнение задания в рабочей тетради. - Откройте тетрадь на странице 10, мы с вами будем учиться писать цифру 4! (По показу и устному объяснению учителя дети пишут строчку цифр 4) Работа в парах. -Предлагаю поменяться тетрадями, пусть ваш сосед по парте выберет самую «красивую» цифру. Вы согласны с выбором соседа? Если нет, обведите цифру, которая вам нравиться больше всего. - Усложним задачу! Напишите изученные вами цифры 1,2,3,4, сначала: - по порядку, затем - в обратном порядке. Закройте тетради и уберите на край парты, пусть отдохнут. Мы с вами все вместе, дружно потрудились, давайте тоже отдохнём и проведём разминку. | Четыре! На доске написана тема урока. Дети выполняют задание, рассматривают рисунок - Один цветок, одна птичка - Два гриба, две рыбки - Три моркови, три огурца - Четыре яблока. Дети предлагают разные числа и выходя к доске вписывают их в «окошки» домика. Ребята предлагают варианты: 1руб.+1руб.+2руб=4 руб. 2руб. + 2 руб.= 4 руб. Дети улыбаются. Квадрат и треугольник. У Квадрата – 4, у треугольника – 3. Дети считают углы. Ребята достают из пенала карандаши и выполняют задание. Ребята выполняют задание. Дети обмениваются тетрадями, выбирают и аргументированно объясняют свой выбор или не согласие. Хороший результат – если мнения совпадут! Дети выполняют задание. | |
5. Физкультминутка. | ||
Учитель предлагает ребятам встать и повторить за ним. Две руки у тебя, Две ноги у тебя, По два глаза у тебя, Почему у нас всегда | ||
6. Подготовительная работа перед решением арифметической задачи. | ||
Посмотрите внимательно вокруг. Четыре в комнате угла. Найдите ещё примеры с числом 4! Все примеры вы привели определив признак предмета. Можно объединять, например: - по размеру – 3 окна и 1 дверь. Всего 4 больших предмета (Записывает пример на доске: 3+1=4) - по половой принадлежности – 2 мальчика и 2 девочки, всего 4 ребёнка (пример на доске: 2+2=4) - по цвету – 1 красный квадрат, 1 красный треугольник, 2 красных шара, вместе 4 геометрические фигуры (пример на доске: 1+1+2=4) и тд. - Возьмите наборы геометрических фигур и составьте свои цепочки по разным признакам. (При затруднении учитель приходит на помощь) -На предыдущем уроке мы с вами научились выполнять записи с помощью знаков: + = --- Давайте повторим! Внимательно рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы к ним.
1)Сколько 2) Что 3) Сколько было ? изменилось? стало? Рассмотрим схему, составленную по этим рисункам. Объясните, что обозначают синие кружки, красные кружки. Произнесём всё сразу: На дереве… (дети продолжают) У нас получилось условие задачи. Пример, который мы составили – решение задачи. Дополните запись числом и прочитайте её. - Мы решили с вами пример и получили ответ. Число 3 - ответ нашей задачи. | Дети выполняют просьбу. Ребята называют: 4 стороны у доски, у парты, у компьютера. Вспоминают животных, предметы. Ребята выходят к доске для наглядного показа. Дети составляют цепочки из геометрических фигур. 1) Было 2 белочки. 2) 1 белочка прибежала. 3) Стало 3 белочки. - 2 синих кружка обозначат сколько белочек было - 1 красный обозначает сколько белочек прибежало - Было 2 белочки, к ним прибежала ещё 1 белочка. Стало 3 белочки.
| |
7. Реализация. Решение простой арифметической задачи | ||
Откройте учебник на странице 30. Что вы видите на рисунке? Сколько машин изображено? Но с одной машиной что –то не так? Значит мы можем сказать, что у нас три машины исправны и одна сломана? (Запись на доске: 4 -1 = 3). Видите, водитель несёт колесо, что он собирается сделать? Какой станет машина? Правильно, водитель скоро починит машину, и она тоже станет исправной. У нас было 3 исправных машины и 1 машину починили. Сколько стало исправных машин? (Запись на доске: 3+1=4) Немного усложним! Сколько колёс у 1 машины? (на рисунке не видно всех колес машины, ребята используют свой жизненный опыт) Сколько колёс впереди? А сколько сзади? У нас получилось одинаковое количество передних и задних колёс – 2 –впереди и 2 сзади. Посмотрите на «домик» цифры 4, на каком этаже нужные цифры? Составьте пример –решение. Предлагаю вам самим составить условие задачи. Попробуем? Учитель помогает составить условие наводящими вопросами. | Работа с учебником. Машины и водителя. Четыре. Она сломалась. Поменять колесо. Исправной. Дети соглашаются. Четыре. Дети вспоминают как выглядит машина, смотрят на иллюстрацию и отвечают – 4. Два колеса. Два колеса. На 3- м этаже домика. 2+2 =4 Радостные ответы детей –да! Дети составляют условие задачи. | |
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: | ||
Сложно было? Вы отлично справились! Предлагаю разделиться на группы и поработать самостоятельно! (Ребята делятся на группы, берут из набора сюжетные картинки и работают над составлением задачи) (Приложение 1) - Для составления условия используйте слова: «сколько было», «что изменилось», «сколько стало» (вопросы написаны на доске, чтобы при рассказе ребята могли пользоваться подсказкой) Все задачи прослушиваются после составления! | Ответы детей Дети работают в командах. | |
10. Итог урока. Устная рефлексия. | ||
Давайте вспомним чему мы научились сегодня на уроке? Рада, что вам понравилось составлять задачи с числом 4! Вы также научились писать цифру 4. Находить её в окружающих предметах. Она помогла вам посчитать монеты… И поможет узнать сколько времени. Посмотрите на часы (учитель устанавливает стрелку на 4 часа) – большая стрелка показывает на цифру 4 – 4 часа дня. А если я установлю стрелку вот так, на какую цифру показывает стрелка часов? (Учитель ставит большую стрелку на цифру 5) Правильно! С числом 5 мы будем знакомиться на следующем уроке. Учитель делает вид что прислушивается. - Ребята, слышите какой –то шум? (Учитель незаметно издает шум, как будто кто- то царапает) - Кто же это? Поворачивается и показывает игрушечного щенка! - У меня ещё один ученик! Он тоже изучал сегодня с нами число 4! И в это время… Учитель выразительно читает стихотворение Прилежно щенок пересчитывал лапы: - Спасибо щенок, какое замечательное стихотворение ты рассказал нам про число 4! А вам, ребята, понравилось стихотворение? У нас получилось подружиться с числом и цифрой 4? Пригласим щенка на следующий урок, познакомим его с числом 5? Спасибо за урок! | Составлять задачи! Дети внимательно слушают. Показывает цифру 5! Дети прислушиваются, удивленно крутят головой ничего не понимая. Они ничего не слышат… - Слышим! Да! Дети внимательно слушают. Да, очень! Получилось! Да! Обязательно! На перемене дети подходят погладить щенка, играют с ним, вспоминают урок. |
Приложение 1