Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 4»

1
0
Материал опубликован 4 August 2022 в группе

Конспект урока математики

(тип урока - урок изучения нового материала)

Тема: «Число и цифра 4»

УМК «Школа России» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 класс, 1 часть.

Цель: познакомить учащихся с числом и цифрой четыре, научить писать цифру 4 по показу и устному объяснению учителя; находить способы решения простых арифметических задач и объяснять их.

Задачи:

образовательные: дать представлений о цифре и числе 4 (как пишется, где находится в числовом ряду, состав числа 4); формировать умение сравнивать количество объектов и соотносить их с изученным числом, читать запись и составлять по ней рассказ, используя слова «сколько было», «что изменилось», «сколько стало»; выполнять задания на раскрашивание геометрических фигур по устной инструкции учителя;

развивающие: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение классифицировать числа, геометрические фигуры по заданному учителем признаку используя полученные ранее знания и окружающую среду; определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры.

воспитательные: воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других), аккуратности; оказание помощи однокласснику в случаях затруднения; аргументированно выражать свое мнение в диалоге с учителем и детьми.


Формируемые УУД:

личностные - формировать положительное отношение к математике как предмету изучения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения несложных арифметических задач, проговаривая последовательность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя;

коммуникативные – формировать собственное мнение и позицию; правила работы в группе, в паре;

познавательные  понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме и на построенных моделях; применять знания и способы действий в новых, нестандартных условиях; объяснять найденные способы действий при решении простых арифметических задач и находить способы их решения.


Планируемый результат: учащиеся научатся определять место каждого числа в последовательности от 1 до 4 среди изученных чисел; воспроизводить последовательность чисел от 1 до 4 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; писать цифру 4; соотносить цифру и число; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.


Оборудование:

1.Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник:1кл.

1 ч.(стр.30-31).

2.Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочая тетрадь:1 кл.,1ч. (стр.10).

3.Наборы сюжетных картинок для решения арифметических задач.

4.Набор карточек с картинками, иллюстрирующими числа 1 – 4.

5.Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета.

6.Циферблат часов с подвижными стрелками.


Способы действия учащихся:

- фронтальная работа (сравнение количества предметов в разных группах, определение и запись цифрой количество предметов, обозначение и определение время на циферблате (оборудование - 7)(У. –с 30); выбор для каждого рисунка подходящей записи по заданию, составляют математический рассказ по картинке, схеме, записи (У. –с. 31); работа с сюжетными иллюстрациями при составлении арифметической задачи( командная работа) ( оборудование - 3);

- индивидуальная работа (учатся писать цифру 4 по показу и устному объяснению учителя; записывают цифры от 1 до 4 в порядке возрастания и убывания с последующим выбором самой «красивой» (работа в парах); графический диктант с использованием геометрических фигур и цветных карандашей.


Ход урока:

1. Организационный момент

(цель: психологически настроить на урок)

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Ребята приветствуют учителя, садятся за парты.



2. Мотивация к учебной деятельности:

(цель: заинтересовать)

Артикуляционная разминка голоса (игровой момент)


t1659615631aa.png

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою 4!

Ребята посмотрите на иллюстрацию! Кого вы видите на ней? (Выделить местоимение кого логическим ударением)

(Если дети скажут слово стул -можно уточнить, что стул отвечает на вопрос -Что?)

Давайте вспомним какие звуки произносит:

Мышка,

Кошка

А когда кошка злится, как она делает?

И показывает коготки (учитель показывает)

И мышка тут же убегает.

Но на нашей иллюстрации совсем по- другому. Какое настроение у наших героев?

Молодцы.

Наши герои не боятся друг друга. Мышка смотрит с удивлением. Кот показывает силу и ловкость.















Ответы детей – Мышку, кошку, стул и др.




Пи-пи-пи

Мяу - мяу

Шиии…

Повторяют движение за учителем.


Они весёлые, дружные. Довольные, сильные.

3. Актуализация опорных знаний:

(цель: закрепить полученные знания на предыдущем уроке)

- И что- же кот держит в руке?

-На какую цифру похож стул?

-Угадали! Сегодня мы с ней познакомимся поближе и станем её друзьями.

-Но сначала вспомним старых друзей.

-С какими числами мы уже подружились?

Сначала учитель показывает карточки с изображением чисел (1,2,3)

Затем карточки с картинками, иллюстрирующими числа 1 – 3.

Показывает ребятам поочередно:

Держа в одной руке карточку с изображением 2-х предметов (дети отвечают)

в другой – карточку с изображением 1-го предмета -

медленно приближая друг к другу руки получает новое число

– А теперь сколько?

(можно повторить несколько раз меняя карточки)

Приглашает ребёнка выйти к доске и помочь.

Дает ученику 2 кубика, а себе берёт 1

- Сколько у Семёна кубиков в руках?

- Ребята, у кого больше кубиков?

- На сколько у Сёмы больше кубиков?

- А если Сёма поделится с Машей, сколько кубиков у него останется?

- А сколько будет у Маши?

- У Сёмы – один и у Маши – один –

- Правильно - у них одинаковое количество кубиков.

- А у меня сколько кубиков?

Что это значит?

Молодцы! Ну а если я возьму ещё один кубик. Что получится?

- Правильно у меня будет больше на один кубик – то есть 2.

- Ну а насчёт честности не переживайте. Я всегда могу дать Сёме и Маше ещё по одному кубику. Просто нам сегодня пригодятся только кубики, которые у нас в руках.

Стул

На – четыре!




Один. Два, три.

Дети отвечают.





Два

Один


Три

Ученик выходит к доске (можно пригласить двух)


Два

У Сёмы.

На один


Один

Тоже один кубик.

- Поровну!


Один

Дети радостно – У всех поровну.

У вас будет больше! Будет не честно!



Сёма и Маша, вместе с учителем, поднимают кубики вверх.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий:

определение темы и цели урока.

- Посчитайте сколько всего кубиков в руках?

Здорово! Тема нашего урока «Число и цифра 4»

- Сегодня мы с вами познакомимся и подружимся с числом четыре, научимся писать цифру 4; будем учиться составлять задачи и решать их.

Откройте учебник на странице 30 – найдите рисунок с карточками. Внимательно посмотрите на них

- О чём можно сказать один?

- Два?

- Три?

- Четыре?

Познакомимся с составом числа 4.

Вспомните игру с кубиками. Она поможет нам заполнить «домик» цифры 4.

   /data/files/p1659617177.png (840x751) 


- Обратите свой взгляд на поля страницы учебника – там изображены монеты достоинством – 2 рубля и 1 рубль. Подумайте, как по – разному набрать 4 рубля монетами? Используйте знания о составе числа 4.

Молодцы, теперь вы сами сможете купить себе вкусняшку.

- Опустите взгляд ниже, что вы видите?

Правильно – это геометрические фигуры.

Посчитайте количество сторон у каждой фигуры, сколько углов?

У квадрата – 4 угла, поэтому его ещё называют четырёхугольник.

А у треугольника – 3, видите, как легко запомнить названия этих геометрических фигур.

- Сложите из цветных карандашей фигуры.

(Учитель проверяет выполнение задания у каждого ученика)

Выполнение задания в рабочей тетради.

- Откройте тетрадь на странице 10, мы с вами будем учиться писать цифру 4!

t1659615631ac.jpg

(По показу и устному объяснению учителя дети пишут строчку цифр 4)

Работа в парах.

-Предлагаю поменяться тетрадями, пусть ваш сосед по парте выберет самую «красивую» цифру.

Вы согласны с выбором соседа? Если нет, обведите цифру, которая вам нравиться больше всего.

- Усложним задачу! Напишите изученные вами цифры 1,2,3,4, сначала:

- по порядку, затем

- в обратном порядке.

Закройте тетради и уберите на край парты, пусть отдохнут.

Мы с вами все вместе, дружно потрудились, давайте тоже отдохнём и проведём разминку.

Четыре!


На доске написана тема урока.


Дети выполняют задание, рассматривают рисунок

- Один цветок, одна птичка

- Два гриба, две рыбки

- Три моркови, три огурца

- Четыре яблока.



Дети предлагают разные числа и выходя к доске вписывают их в «окошки» домика.


Ребята предлагают варианты:

1руб.+1руб.+2руб=4 руб.

2руб. + 2 руб.= 4 руб.

Дети улыбаются.

Квадрат и треугольник.

У Квадрата – 4, у треугольника – 3.

Дети считают углы.



Ребята достают из пенала карандаши и выполняют задание.




Ребята выполняют задание.












Дети обмениваются тетрадями, выбирают и аргументированно объясняют свой выбор или не согласие.

Хороший результат – если мнения совпадут!

Дети выполняют задание.

5. Физкультминутка.


Учитель предлагает ребятам встать и повторить за ним.

Две руки у тебя,
Две руки у меня.
И конечно, получилась
В нашей комнате возня.

Две ноги у тебя,
Две ноги у меня.
И конечно, получилась
В коридоре беготня.

По два глаза у тебя,
У тебя и у меня.
Солнце мы нарисовали,
И деревья, и коня!

Почему у нас всегда
Шум и смех в квартире?
Потому что мы — друзья,
Как дважды два — четыре.

6. Подготовительная работа перед решением арифметической задачи.


Посмотрите внимательно вокруг.

Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.

Найдите ещё примеры с числом 4!

Все примеры вы привели определив признак предмета.

Можно объединять, например:

- по размеру – 3 окна и 1 дверь. Всего 4 больших предмета (Записывает пример на доске: 3+1=4)

- по половой принадлежности –

2 мальчика и 2 девочки, всего 4 ребёнка

(пример на доске: 2+2=4)

- по цвету –

1 красный квадрат, 1 красный треугольник, 2 красных шара, вместе 4 геометрические фигуры (пример на доске: 1+1+2=4) и тд.

- Возьмите наборы геометрических фигур и составьте свои цепочки по разным признакам. (При затруднении учитель приходит на помощь)

-На предыдущем уроке мы с вами научились выполнять записи с помощью знаков:

+    =    ---

 Давайте повторим!

Внимательно рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы к ним.

t1659615631ad.jpg    t1659615631ae.jpg    t1659615631af.jpg

1)Сколько            2) Что                 3) Сколько

было                 ? изменилось?             стало?

Рассмотрим схему, составленную по этим ри­сункам.

t1659615631ag.jpg Объясните, что обозначают синие кружки, красные кружки.

Произнесём всё сразу: На дереве…

(дети продолжают) У нас получилось условие задачи.

t1659615631ah.png Пример, который мы составили – решение задачи.

Дополните запись числом и прочитайте её.

- Мы решили с вами пример и получили ответ. Число 3 - ответ нашей задачи.

Мы записали его цифрой – 3.


Дети выполняют просьбу.




Ребята называют: 4 стороны у доски, у парты, у компьютера.

Вспоминают животных, предметы.




Ребята выходят к доске для наглядного показа.





Дети составляют цепочки из геометрических фигур.










1) Было 2 белочки.

2) 1 белочка прибежала.

3) Стало 3 белочки.

- 2 синих кружка обозначат сколько белочек было

- 1 красный обозначает сколько белочек прибежало

- Было 2 белочки, к ним прибежала ещё 1 белочка. Стало 3 белочки.




 2+1=3

7. Реализация. Решение простой арифметической задачи

Откройте учебник на странице 30. t1659615631ai.jpg


Что вы видите на рисунке?

Сколько машин изображено?

Но с одной машиной что –то не так?

Значит мы можем сказать, что у нас три машины исправны и одна сломана?

(Запись на доске: 4 -1 = 3).

Видите, водитель несёт колесо, что он собирается сделать?

Какой станет машина?

Правильно, водитель скоро починит машину, и она тоже станет исправной.

У нас было 3 исправных машины и 1 машину починили. Сколько стало исправных машин?

(Запись на доске: 3+1=4)

Немного усложним!

Сколько колёс у 1 машины?

(на рисунке не видно всех колес машины, ребята используют свой жизненный опыт)

Сколько колёс впереди?

А сколько сзади?

У нас получилось одинаковое количество передних и задних колёс – 2 –впереди и 2 сзади.

Посмотрите на «домик» цифры 4, на каком этаже нужные цифры? Составьте пример –решение.

Предлагаю вам самим составить условие задачи. Попробуем?

Учитель помогает составить условие наводящими вопросами.

Работа с учебником.









Машины и водителя.

Четыре.

Она сломалась.




Поменять колесо.

Исправной.

Дети соглашаются.


Четыре.



Дети вспоминают как выглядит машина, смотрят на иллюстрацию и отвечают – 4.

Два колеса.

Два колеса.



На 3- м этаже домика.

2+2 =4

Радостные ответы детей –да!

Дети составляют условие задачи.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Сложно было?

Вы отлично справились!

Предлагаю разделиться на группы и поработать самостоятельно! (Ребята делятся на группы, берут из набора сюжетные картинки и работают над составлением задачи) (Приложение 1)

- Для составления условия используйте слова: «сколько было», «что изменилось», «сколько стало» (вопросы написаны на доске, чтобы при рассказе ребята могли пользоваться подсказкой)

Все задачи прослушиваются после составления!

Ответы детей



Дети работают в командах.

10. Итог урока. Устная рефлексия.

Давайте вспомним чему мы научились сегодня на уроке?

Рада, что вам понравилось составлять задачи с числом 4!

Вы также научились писать цифру 4. Находить её в окружающих предметах.

Она помогла вам посчитать монеты…

И поможет узнать сколько времени.

Посмотрите на часы (учитель устанавливает стрелку на 4 часа) – большая стрелка показывает на цифру 4 – 4 часа дня.

А если я установлю стрелку вот так, на какую цифру показывает стрелка часов? (Учитель ставит большую стрелку на цифру 5)

Правильно! С числом 5 мы будем знакомиться на следующем уроке.

Учитель делает вид что прислушивается.

- Ребята, слышите какой –то шум?

(Учитель незаметно издает шум, как будто кто- то царапает)

- Кто же это? Поворачивается и показывает игрушечного щенка!

- У меня ещё один ученик! Он тоже изучал сегодня с нами число 4! И в это время…

Учитель выразительно читает стихотворение

Прилежно щенок пересчитывал лапы:
«4 — у мамы,
4 — у папы.
4 — моих.
И 4 — у кошки.
И 2 — у хозяина».
Впрочем, немножко
Подумав, решил, у хозяина все же
Лап тоже четыре.
Две лапы, похоже, нужны, чтобы бегать, ходить, и скакать,
А две — чтоб собаку за ухом чесать.

- Спасибо щенок, какое замечательное стихотворение ты рассказал нам про число 4!

А вам, ребята, понравилось стихотворение?

У нас получилось подружиться с числом и цифрой 4?

Пригласим щенка на следующий урок, познакомим его с числом 5?

Спасибо за урок!

Составлять задачи!




Дети внимательно слушают.






Показывает цифру 5!



Дети прислушиваются, удивленно крутят головой ничего не понимая. Они ничего не слышат…

- Слышим! Да!






Дети внимательно слушают.








Да, очень!

Получилось!

Да! Обязательно!


На перемене дети подходят погладить щенка, играют с ним, вспоминают урок.


Приложение 1​​​​​​​

t1659615631aj.jpgt1659615631ak.jpg

t1659615631al.jpgt1659615631am.jpg

t1659615631an.jpgt1659615631ao.jpg




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.