Конспект урока истории в 11 классе на тему «Мода и быт 60-х годов: два разных мира?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока «Мода и быт 60-х годов: два разных мира?»
для обучающихся 11 класса
Автор: Худобина Надежда Викторовна
учитель истории и обществознания
с. Зырянское, 2019 г
Сценарий проблемно-эвристического урока
«Мода и быт 60-х годов: два разных мира?»
Автор: Худобина Надежда Викторовна, учитель истории
Образовательное учреждение: МБОУ «Зырянская СОШ» Зырянского района Томской области
Курс: История России и мира в XX веке
Раздел: Мир и СССР после второй мировой войны
Тема: Мир и СССР в 60-е годы
Класс: 11 (социально-гуманитарный профиль)
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие для средней школы «1960-е годы: иллюзии и разочарования», Ю. Кушнерева, Т. Черникова, Москва, 2006 г (дидактический материал из данного пособия для работы на уроке размещен на слайдах презентации)
Время реализации занятия: 1 час 30 минут (2 урока по 45 минут).
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе POWER POINT.
Цель занятия:
сформировать у учащихся многоплановый стилевой образ 60-х годов в сравнении стран Запада и СССР
Задачи урока:
Предметные:
способствовать осознанию учащимися актуальности обсуждаемых проблем, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизни людей на Западе и в СССР в данный период, обозначив границы сходства и различий
Метапредметные:
формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:
учебно-познавательные: познавательная активность, осмысление проблемы, выдвижение и подтверждение гипотезы, аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей), навыки анализа текста, иллюстраций, навыки критического мышления, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения
коммуникативные: умение работать в группе, навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления
Личностные:
способствовать формированию и развитию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как толерантность, взаимопомощь, самостоятельность, активность, коммуникабельность
Проблемные вопросы:
рассматривается проблема взаимодействия и взаимовлияния: можно ли рассматривать моду и быт 60-х годов в СССР и на Западе как формирование двух разных миров повседневной жизни людей?
Планируемые результаты УУД
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
Предметные:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей;
овладение базовыми знаниями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
формирование умений применения знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном мире;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию
Тип урока: проблемно-эвристический урок
Форма урока: урок - исследование
Формы обучения: групповая работы, эвристическая беседа, учебная дискуссия
Оборудование:
кабинет, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором, либо кабинет информатики
Методы: проблемно-эвристический, проблемно-исследовательский, дискуссионный, метод работы с историческими документами
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1. Организационный момент: приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание | 5 минут |
2. Выдвижение исследуемой проблемы, построение гипотезы, организация работы над проверкой гипотезы | 10 минут |
3. Работа в группах по предложенному алгоритму | 20 минут |
4. Выступления представителей групп по выполненным заданиям с элементами дискуссии и коллективного обсуждения | 30 минут |
5. Коллективная учебная дискуссия | 10 минут |
6. Заключительная часть урока: подведение итогов, общие выводы, рефлексия | 10 минут |
7. Домашнее задание, разъяснения по проведению анкетирования | 5 минут |
Карта урока:
Название этапа | Время (мин.) Слайд (но-мер) | Развитие личностных качеств и психологических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | ||
1. Организационный момент: приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание | 5 мин Слайд 1-2 | Внимание Организованность Память | Любознательность Рефлексивность Целеустремлен ность |
2. Выдвижение исследуемой проблемы, построение гипотезы, организация работы над проверкой гипотезы | 10 мин Слайд 3-4 | Внимание | Мышление Аналитичность Точность, уместность речи Активность |
3. Работа в группах по предложенному алгоритму | 20 мин Слайд 5-10, 18-32 | | Активность Ответственность Культура эмоций Активное слушание Коммуникативная культура Аргументирован ность Самостоятельность |
4. Выступления представителей групп по выполненным заданиям с элементами дискуссии и коллективного обсуждения | 30 мин Слайд 11-15 | Внимание Память Организованность | Аналитичность Рефлексивность Глубина рассуждений Мышление Точность речи Аргументирован ность |
5. Коллективная учебная дискуссия | 10 мин Слайд 16 | Внимание Память Организованность | Аналитичность Аргументирован ность Глубина рассуждений Точность речи Коммуникативная культура |
6. Заключительная часть урока: подведение итогов, общие выводы, рефлексия | 10 мин Слайд 16-17 | Внимание Организованность | Аналитичность Аргументирован ность Глубина рассуждений Точность речи Рефлексивность Самостоятельность |
7. Домашнее задание, разъяснения по проведению анкетирования | 5 мин Слайд 33 | Внимание Память Организованность | |
Ход занятия:
Пояснение: данное занятие можно проводить либо в кабинете информатики, где ученики работают по группам у компьютеров, либо в кабинете, оснащенным мультимедийным проектором, но в этом случае следует подготовить раздаточный материал (при отсутствии указанных выше пособий его можно распечатать со слайдов презентации).
Объявив тему в начале первого урока, учитель предлагает объяснить высказывания, расположенные на 2 слайде презентации и поясняет, как эти высказывания связаны с темой занятия, определяя цель и задачи урока. Если учащиеся слабо владеют технологией проблемно-исследовательской деятельности, то учитель разъясняет содержание данной деятельности: процесс формулировки проблемы, исходя из темы и предыдущих рассуждений, выдвижение гипотезы, выстраивание работы над гипотезой для решения выдвинутой проблемы. Затем учащиеся совместно с учителем формулируют проблему, выдвигают гипотезу, находят варианты ее решения. Все необходимое размещено на слайдах 3-4. Далее учитель дает разъяснения по работе в группах, комментирует задания.
На второй части первого урока учащиеся работают в группах по предложенному алгоритму (слайды 5-10, 18-32). Если занятие проходит в кабинете, оснащенном достаточным для работы групп количеством компьютеров или ноутбуков, то необходимые страницы пособия вызываются со слайдов по гиперссылкам. Учитель активно помогает учащимся, направляет и корректирует их деятельность.
На втором уроке учитель предлагает учащимся выбрать выступающих от групп учеников. Эти учащиеся, ссылаясь на документы, выступая перед классом, дают краткие лаконичные ответы на поставленные в заданиях вопросы. При этом учитель задает дополнительные вопросы, обращаясь не только к группе, но и ко всему классу. Примерные ответы на вопросы заданий размещены на слайдах 11-15 и при необходимости учитель обращается к ним. Дискуссионными могут быть такие дополнительные вопросы: В чем состояли причины перемен и различий в повседневной жизни «западных» и «советских» людей? Почему именно в 60-е годы возникла дискуссия о моде и в СССР, и в странах Запада? Почему в США критиковали «американскую мечту», а в СССР – «вещизм и мещанство»? Почему возникли такие оценки? Как нужно было тогда решать спор – отрицать зарубежный опыт и бороться с «тлетворным влиянием» Запада или копировать буржуазную моду и нравы, следовать национальным традициям или заимствовать лучшие достижения других?
Затем учитель плавно переносится в современность и задает вопросы о сегодняшней проблеме взаимодействия и взаимовлияния Запада и России, организует учебную дискуссию. Учащиеся высказывают свое мнение, слушают одноклассников. Далее при наличии времени можно рассмотреть проблемно-дискуссионные вопросы на слайде 16 (внизу).
На заключительном этапе урока учитель делает выводы (слайд 16), подводит итог занятию и просит учащихся заполнить листочки с заданием рефлексии (слайд17). Затем учащиеся в группах оценивают работу друг друга, а учитель корректирует их с учетом своих критериев. Не рекомендуется на таких занятиях выставлять отметки ниже «4», так как учащиеся работают в группах в силу своих интеллектуальных, коммуникативных, учебных способностей.
Домашнее задание состоит в следующем: провести анкетирование своих родственников «Моя семья в 60-е годы» и по его результатам написать сочинение на соответствующую тему.
Вопросы анкеты:
Кто из вашей семьи жил в 60-е годы? Сколько им было лет?
Чем занимались члены вашей семьи в то время?
Сохранились ли у вас семейные фотографии 60-х годов? Как выглядят родственники на фото? Соответствовало ли это тогдашней моде?
Что вообще тогда соответствовало модным тенденциям?
В какой квартире жила ваши семья в 60-е годы? Сравните с квартирой, в которой вы живете сегодня. Сделайте выводы.
Какая бытовая техника была в семье в 60-е годы? Сохранилась ли она сейчас?
Как улучшилась жизнь в 60-е годы по сравнению с послевоенной жизнью?
Какая была школа в 60-е годы?
Какую музыку слушали в 60-е годы?
Где и как отдыхали?
Как принимали гостей?
Были ли в вашей семье импортные вещи?
Что вообще знали ваши родственники тогда о повседневной жизни людей на Западе?
Какие чувства вызвали в вашей семье воспоминания о 60-х годах?
Список использованной литературы:
Кушнерева Ю., Черникова Т. 1960-е годы: иллюзии и разочарования. Учебное пособие для средней школы. – М, 2006 – 168 с.
Ерохина М., Короткова М. Уроки Клио: Методическое пособие для учителя. – М, 2006 – 64 с.