Конспект урока истории в 11 классе на тему «Мода и быт 60-х годов: два разных мира?»

2
0
Материал опубликован 29 December 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»













Тема урока «Мода и быт 60-х годов: два разных мира?»

для обучающихся 11 класса



Автор: Худобина Надежда Викторовна

учитель истории и обществознания






















с. Зырянское, 2019 г




Сценарий проблемно-эвристического урока

«Мода и быт 60-х годов: два разных мира?»


Автор: Худобина Надежда Викторовна, учитель истории

Образовательное учреждение: МБОУ «Зырянская СОШ» Зырянского района Томской области

Курс: История России и мира в XX веке

Раздел: Мир и СССР после второй мировой войны

Тема: Мир и СССР в 60-е годы

Класс: 11 (социально-гуманитарный профиль)

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие для средней школы «1960-е годы: иллюзии и разочарования», Ю. Кушнерева, Т. Черникова, Москва, 2006 г (дидактический материал из данного пособия для работы на уроке размещен на слайдах презентации)

Время реализации занятия: 1 час 30 минут (2 урока по 45 минут).

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе POWER POINT.

Цель занятия:

сформировать у учащихся многоплановый стилевой образ 60-х годов в сравнении стран Запада и СССР

Задачи урока:

Предметные:

способствовать осознанию учащимися актуальности обсуждаемых проблем, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизни людей на Западе и в СССР в данный период, обозначив границы сходства и различий

Метапредметные:

формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:

учебно-познавательные: познавательная активность, осмысление проблемы, выдвижение и подтверждение гипотезы, аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей), навыки анализа текста, иллюстраций, навыки критического мышления, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения

коммуникативные: умение работать в группе, навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления

Личностные:

способствовать формированию и развитию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как толерантность, взаимопомощь, самостоятельность, активность, коммуникабельность

Проблемные вопросы:

рассматривается проблема взаимодействия и взаимовлияния: можно ли рассматривать моду и быт 60-х годов в СССР и на Западе как формирование двух разных миров повседневной жизни людей?


Планируемые результаты УУД

Личностные:

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

Предметные:

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей;

овладение базовыми знаниями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

формирование умений применения знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном мире;

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию




Тип урока: проблемно-эвристический урок

Форма урока: урок - исследование

Формы обучения: групповая работы, эвристическая беседа, учебная дискуссия

Оборудование:

кабинет, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором, либо кабинет информатики

Методы: проблемно-эвристический, проблемно-исследовательский, дискуссионный, метод работы с историческими документами


План проведения урока:

Этапы урока

Временная

реализация

1. Организационный момент: приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание

5 минут

2. Выдвижение исследуемой проблемы, построение гипотезы, организация работы над проверкой гипотезы

10 минут

3. Работа в группах по предложенному алгоритму

20 минут

4. Выступления представителей групп по выполненным заданиям с элементами дискуссии и коллективного обсуждения

30 минут


5. Коллективная учебная дискуссия

10 минут

6. Заключительная часть урока: подведение итогов, общие выводы, рефлексия

10 минут

7. Домашнее задание, разъяснения по проведению анкетирования

5 минут


Карта урока:

Название этапа

Время

(мин.)

Слайд

(но-мер)

Развитие личностных качеств и психологических процессов

Репродуктивные формы

деятельности

Продуктивные

формы

деятельности

1. Организационный момент: приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание

5 мин

Слайд 1-2

Внимание

Организованность

Память



Любознательность

Рефлексивность

Целеустремлен

ность

2. Выдвижение исследуемой проблемы, построение гипотезы, организация работы над проверкой гипотезы

10 мин

Слайд

3-4

Внимание


Мышление

Аналитичность

Точность,

уместность речи

Активность

3. Работа в группах по предложенному алгоритму

20 мин

Слайд

5-10,

18-32









Активность

Ответственность

Культура эмоций

Активное слушание

Коммуникативная культура

Аргументирован

ность

Самостоятельность

4. Выступления представителей групп по выполненным заданиям с элементами дискуссии и коллективного обсуждения

30 мин

Слайд

11-15

Внимание

Память

Организованность


Аналитичность

Рефлексивность

Глубина рассуждений

Мышление

Точность речи

Аргументирован

ность

5. Коллективная учебная дискуссия

10 мин

Слайд

16

Внимание

Память

Организованность


Аналитичность

Аргументирован

ность

Глубина рассуждений

Точность речи

Коммуникативная культура

6. Заключительная часть урока: подведение итогов, общие выводы, рефлексия

10 мин

Слайд

16-17

Внимание

Организованность


Аналитичность

Аргументирован

ность

Глубина рассуждений

Точность речи

Рефлексивность

Самостоятельность

7. Домашнее задание, разъяснения по проведению анкетирования

5 мин

Слайд

33

Внимание

Память

Организованность




Ход занятия:


Пояснение: данное занятие можно проводить либо в кабинете информатики, где ученики работают по группам у компьютеров, либо в кабинете, оснащенным мультимедийным проектором, но в этом случае следует подготовить раздаточный материал (при отсутствии указанных выше пособий его можно распечатать со слайдов презентации).

Объявив тему в начале первого урока, учитель предлагает объяснить высказывания, расположенные на 2 слайде презентации и поясняет, как эти высказывания связаны с темой занятия, определяя цель и задачи урока. Если учащиеся слабо владеют технологией проблемно-исследовательской деятельности, то учитель разъясняет содержание данной деятельности: процесс формулировки проблемы, исходя из темы и предыдущих рассуждений, выдвижение гипотезы, выстраивание работы над гипотезой для решения выдвинутой проблемы. Затем учащиеся совместно с учителем формулируют проблему, выдвигают гипотезу, находят варианты ее решения. Все необходимое размещено на слайдах 3-4. Далее учитель дает разъяснения по работе в группах, комментирует задания.

На второй части первого урока учащиеся работают в группах по предложенному алгоритму (слайды 5-10, 18-32). Если занятие проходит в кабинете, оснащенном достаточным для работы групп количеством компьютеров или ноутбуков, то необходимые страницы пособия вызываются со слайдов по гиперссылкам. Учитель активно помогает учащимся, направляет и корректирует их деятельность.

На втором уроке учитель предлагает учащимся выбрать выступающих от групп учеников. Эти учащиеся, ссылаясь на документы, выступая перед классом, дают краткие лаконичные ответы на поставленные в заданиях вопросы. При этом учитель задает дополнительные вопросы, обращаясь не только к группе, но и ко всему классу. Примерные ответы на вопросы заданий размещены на слайдах 11-15 и при необходимости учитель обращается к ним. Дискуссионными могут быть такие дополнительные вопросы: В чем состояли причины перемен и различий в повседневной жизни «западных» и «советских» людей? Почему именно в 60-е годы возникла дискуссия о моде и в СССР, и в странах Запада? Почему в США критиковали «американскую мечту», а в СССР – «вещизм и мещанство»? Почему возникли такие оценки? Как нужно было тогда решать спор – отрицать зарубежный опыт и бороться с «тлетворным влиянием» Запада или копировать буржуазную моду и нравы, следовать национальным традициям или заимствовать лучшие достижения других?

Затем учитель плавно переносится в современность и задает вопросы о сегодняшней проблеме взаимодействия и взаимовлияния Запада и России, организует учебную дискуссию. Учащиеся высказывают свое мнение, слушают одноклассников. Далее при наличии времени можно рассмотреть проблемно-дискуссионные вопросы на слайде 16 (внизу).

На заключительном этапе урока учитель делает выводы (слайд 16), подводит итог занятию и просит учащихся заполнить листочки с заданием рефлексии (слайд17). Затем учащиеся в группах оценивают работу друг друга, а учитель корректирует их с учетом своих критериев. Не рекомендуется на таких занятиях выставлять отметки ниже «4», так как учащиеся работают в группах в силу своих интеллектуальных, коммуникативных, учебных способностей.

Домашнее задание состоит в следующем: провести анкетирование своих родственников «Моя семья в 60-е годы» и по его результатам написать сочинение на соответствующую тему.

Вопросы анкеты:

Кто из вашей семьи жил в 60-е годы? Сколько им было лет?

Чем занимались члены вашей семьи в то время?

Сохранились ли у вас семейные фотографии 60-х годов? Как выглядят родственники на фото? Соответствовало ли это тогдашней моде?

Что вообще тогда соответствовало модным тенденциям?

В какой квартире жила ваши семья в 60-е годы? Сравните с квартирой, в которой вы живете сегодня. Сделайте выводы.

Какая бытовая техника была в семье в 60-е годы? Сохранилась ли она сейчас?

Как улучшилась жизнь в 60-е годы по сравнению с послевоенной жизнью?

Какая была школа в 60-е годы?

Какую музыку слушали в 60-е годы?

Где и как отдыхали?

Как принимали гостей?

Были ли в вашей семье импортные вещи?

Что вообще знали ваши родственники тогда о повседневной жизни людей на Западе?

Какие чувства вызвали в вашей семье воспоминания о 60-х годах?




Список использованной литературы:

Кушнерева Ю., Черникова Т. 1960-е годы: иллюзии и разочарования. Учебное пособие для средней школы. – М, 2006 – 168 с.

Ерохина М., Короткова М. Уроки Клио: Методическое пособие для учителя. – М, 2006 – 64 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.