12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
2802198361
Россия, Хабаровский край, п. Быстринск
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»
5

Конспект урока по истории Древнего мира на тему «Фараоны и пирамиды», 5 класс



Гейкер Елена Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ п. БыстринскУльчского муниципального района Хабаровского края

Разработка технологической карты урока по истории Древнего Мира

Класс: 5

Тема: Фараоны и пирамиды

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема

Фараоны и пирамиды

Цель

Овладение целостными представлениями об искусстве древнего Египта

Задачи

Образовательные: познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства крупнейшей цивилизации древнего Востока – Древнего Египта

Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса. 

развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР

Воспитательные: Подойти к выводу о необходимости сохранения ценностей и традиций культуры Древнего Египта и их значимости в современном мире .

УУД

Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений искусства Древнего Египта; пониматькультурное многообразия мира, уважатьисторию других народов мира.

Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать:

основные достижения искусства Древнего Египта, их значение в жизни древних египтян;

основные понятия по изучаемой теме: искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна

-уметь:

находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;

применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества;

приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Метапредметные:

способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока;умение проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами;

представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах

Основные понятия

Древний Восток, искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, «иглы фараонов», колонна, Тутанхамон, Хеопс, Геродот,

Межпредметные связи

МХК, ИЗО, Литература, Музыка, Обществознание.

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Основные: Рабочая программа, учебник, листок контроля

Дополнительные: слайд-презентация «Фараоны и пирамиды», видеофильм «Пирамиды Египта».

Оборудование

Ноутбук, экран

Вид урока

Урок открытия новых знаний

Технологии

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся/data/files/m1523516059.mp4 (Видеоурок "Дома вечности")

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока

     

Проверка домашнего задания

Выполняют тест, который показан на слайдах.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют тест, заполняют ответы в листы контроля

Раздает листки контроля.

Следит за выполнением работы учащихся в листах контроля.

СЛ № 1

Ребята, несколько уроков назад мы с вами познакомились с новым для вас понятием «цивилизация». Выяснили каковы её признаки, когда она начала зарождаться. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начали с истории Древнего Египта. Сегодня мы продолжим эту работу. Посмотрите на картинки на слайде, как вы думаете, что и кто это? О чем пойдет сегодня речь на уроке? Правильно: о пирамидах и фараонах. А пирамиды, это памятники истории? А к каким видам памятников они относятся: к вещественным или письменным? А что еще относится к вещественным памятникам истории? (посуда, оружие, монеты, украшения, дома, храмы, кости и др).

Сегодня на уроке мы с вами выясним, какие вещественные и письменные памятники истории сохранились в Египте. О чем могут рассказать гробницы фараонов? Почему власть фараона - повелителя всего Египта называли деспотической? А также познакомимся с различными слоями древнеегипетского общества.

А проверить ваши знания по предыдущей теме я хочу с помощью теста, который сейчас появится на экране. Вопросов будет 10, вы должны записывать ответы в листки контроля. Правильность ваших ответом мы проверим немного позже.

СЛ № 2-12 ТЕСТ

Тест«Египет-дар реки»

1.Древний Египет был расположен

1) в Западной Африке

2) Северной Африке

3) Северо-Восточной Африке

2. Укажите дату возникновение единого государства в Египте

1) 40 тыс лет назад

2) 17 тыс лет назад

3) около 3000 года до н.э.

3. Первой столицей Египта был город

1) Мемфис

2) Рим

3) Афины

4. Укажите, ка называли повелителя всего Египта:

1) Фараон

2) Оазис

3) Рельеф

5. Папирус рос:

1) в Древней Греции

2) в Древнем Египте

3) в Древней Италии

6. Каким морем омывается северная часть Египта:

1) Черным

2) Красным

3) Средиземным

7. Кого называли «отцом истории»:

1) Геродот

2) Саутуолла

3) Эхнатон

8. Что относится к вещественным памятникам:

1) надписи на камне

2) украшения

3) древние книги

9. Главная река Древнего Египта:

1)Ганг

2) Тигр

3) Нил

10. Как сами египтяне называли свою страну:

1) Черная земля

2) Красная земля

3) Коричневая земля

Вы выполнили 1 часть работы. Поменяйтесь листками контроля с соседом. Простым карандашом помогите мне проверить тест. Проверяем!

СЛ № 13-22 Тест с готовыми ответами.

Передаем листочки с ответами мне, на следующем уроке вы узнаете свои оценки.

Освоение знаний по теме «Фараоны и пирамиды».

Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира

РУУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

КУУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

ПУУД:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией

ЛУУД:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Рассуждение учеников

Актуализация опорных знаний.

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала.

Записывают тему урока.

Постановка учащимися целей , задач, планирование хода урока. Определение методов работы.

Организует

формулирование

темы урока

учащимися.

Организует

постановку цели,

формулировку

темы урока

учащимися, корректировка методов работы.

Объявляет план урока

Заслушивает ответы детей и дополняет их

Ребята, в начале урока вы увидели ряд картинок, как вы думаете, как будет называться наша тема урока?

(«Фараоны и пирамиды»)

СЛ № 23 Тема урока

СЛ № 24. ПЛАН УРОКА

Вещественные и письменные памятники истории Египта.

Пирамиды Египта.

Фараон-повелитель Египта.

Управление государством.

Вопрос: О чем мы узнаем сегодня на уроке?

Мы узнаем сегодня для чего в Древнем Египте строили пирамиды, кто управлял государством и каков был состав древнеегипетского государства.

Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей .

КУУД: Совместная деятельность 

ЛУУД: Рассуждение учеников

ПУУД: Обмениваются полученной информацией

РУУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

РУУД: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

КУУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Изучение нового материала

Работают с документом, отвечают на вопросы.

Сообщение ученика о Ж.Ф. Шампольоне.

Делают вывод о четвертом признаке цивилизации- письменности.

Читают стихотворение, отвечают на вопрос.

Ученики называют чудеса света.

Отвечают на вопрос учителя.

Сообщение ученика о мумификации.

Работают в рабочей тетради.

Ученик: Потому что он был правителем всего Египта.

Учащиеся называют состав населения Древнего Египта и рассказывают об их обязанностях.

Ученик: в Египте сложились такие большие группы людей, одна из которых использовала власть для угнетения другой.

Ученик: Нет. Потому что в нем все люди равны, имеют коллективную собственность.

Отвечают на вопросы учителя, называют признаки цивилизации.

Показывает видеофрагмент.

1.Вещественные и письменные памятники истории Египта.

Учитель: Ребята, в ваших тестах встретились вопросы, связанные с тремя признаками цивилизации? Назовите их.

Ученики: 1. В Египте был крупный город – столица Мемфис (крупный город).

В 3000 году до н.э. образовалось единое государство в Египте (Государство).

Во главе этого государства стоял могущественный царь-фараон (царь).

Учитель: Ребята, но одного признака цивилизации не хватает. Как вы думаете какого?

Ученик: Возникновение письменности.

Учитель: Давайте с вами выясним. Была ли у египтян письменность, а если была, то какая?

До сих пор в Египте сохранились руины древних храмов, гробницы фараонов, обелиски. На многих памятниках можно увидеть удивительные надписи. Сохранились и письменные источники в виде папирусных свитков, с загадочными знаками, представляющими собой огромную научную ценность. Древние греки увидев эти письмена, сочли их священными и назвали их иероглифами, что переводится как «Священная резьба». В этой письменности заключена тайна древнеегипетской истории. А удалось разгадать ее французскому ученому Жану Франсуа Шампольону в 1822 году.

СЛ № 25 «Шампольон»

Учитель: Итак, сделайте вывод о четвертом признаке цивилизации.

СЛ № 26. Ребус

2. Пирамиды Египта.

СЛ № 27 (стихотворение)

Ребята, прочитайте стихотворение и скажите, о ком идет речь? (о фараоне).

Не зря говорят: всё боится времени, а время боится пирамид. Египетские пирамиды древние греки отнесли к 7 чудесам света. А какие еще чудеса света вам известны? (висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк, Храм Артемиды в Эфесе. Галикарнасский мавзолей, Колосс Радосский.СЛ № 28

А теперь посмотрим фрагмент «Пирамиды Египта»СЛ № 29 видео

Ребята, а почему в захоронениях ученые находят так много вещей?

Чтобы сохранить тело его подвергали процессу мумификации. Послушайте, как проходила эта процедура.СЛ № 30

ФИЗМИНУТКА.

Учитель: А теперь ребята, давайте выясним состав населения Древнего Египта.

СЛ 31 «СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ»

Ребята, откройте стр. 30 вашей рабочей тетради. Сейчас мы будем заполнять схему устройства древнеегипетского общества.

Почему фараон находится на верхней ступеньке?

Учитель: Действительно, фараон обладал неограниченной властью. Слово его было законом для всего населения страны. Он был главнокомандующим и верховным судьёй в Египте. Фараон внушал такой страх, что даже имя его нельзя было произносить. Вместо имени египтяне говорили «пер – о», что означает «великий дом». Фараона называли сыном бога солнца Ра. Строя пирамиды, египтяне верили, что фараон и после смерти будет заботиться о них, об их детях, внуках.

На картинах и рельефах фараона изображали в несколько раз выше, чем остальных людей.

У него была роскошная одежда. Его передник (схенти) был расшит золотом и украшен драгоценными бусами.

Вот такую единоличную, неограниченную власть фараона называют деспотической.

4. Вельможи, чиновники, писцы.

Учитель: Теперь нам необходимо выяснить - кто помогал фараону управлять страной? Кто нёс повинности? Откройте страницу 71 учебника пункт № 4, и попытайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно.

Учитель: Располагаем на нашей лестнице эти категории.

СЛ № 32

Какой мы с вами можем сделать вывод?

Учитель: Могли мы с вами говорить об этом, изучая первобытнообщинный строй?

Учитель: Следовательно, появляется общество под иным названием. В истории его принято называть рабовладельческим. Но это тема нашего следующего урока.

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.

Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам

РУУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулируют понятия

КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи; совместная деятельность

ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации; Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том, как Древний человек

Обмениваются полученной информацией.

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации).

ЛУУД: Рассуждение учеников.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Рефлексия

Оценивают свою работу на уроке.

Проверка заполнения схемы.

Проводит словесную эстафету для закрепления изученного на уроке.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

«Словесная эстафета». Учащиеся формулируют предложения по теме урока.

Например -1. Шампольон разгадал тайну египетских иероглифов. 2. Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса. 3. Гробница Тутанхомона единственная не разграбленная гробница в Египте. 4. Предметы из гробниц хранятся в Каирском музее.

Заполнение листа самооценки. Оценки за урок.

 

КУУД: Уметь оформлять

свои мысли в устной форме

Уметь оценивать

правильность

выполнения

действия на уровне

адекватной

ретроспективной

оценки

Оценивание качества и уровня усвоения.

Информация о домашнем задании

Записывают домашнее задание в дневник.

Объясняет выполнение домашнего задания

П. 11. Подобрать из дополнительных источников материалы, рассказывающие о египетских пирамидах, истории их создания и тайнах.

   

Список использованных источников информации:

http://school-collection.edu.ru.

http://school-collection.edu.ru./catalog/res/6df32ebb-7a32-49f2-bf46-c42afb45e877/?from=79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044&interface=pupil&class=47&subject=20

http://school-collection.edu.ru./catalog/res/ec9f1218-a53b-4707-a651-45c5735b180d/?from=79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044&interface=pupil&class=47&subject=20

Листок контроля

Тест«Египет-дар реки»

1.Древний Египет был расположен

1) в Западной Африке

2) Северной Африке

3) Северо-Восточной Африке

2. Укажите дату возникновение единого государства в Египте

1) 40 тыс лет назад

2) 17 тыс лет назад

3) около 3000 года до н.э.

3. Первой столицей Египта был город

1) Мемфис

2) Рим

3) Афины

4. Укажите, ка называли повелителя всего Египта:

1) Фараон

2) Оазис

3) Рельеф

5. Папирус рос:

1) в Древней Греции

2) в Древнем Египте

3) в Древней Италии

6. Каким морем омывается северная часть Египта:

1) Черным

2) Красным

3) Средиземным

7. Кого называли «отцом истории»:

1) Геродот

2) Саутуолла

3) Эхнатон

8. Что относится к вещественным памятникам:

1) надписи на камне

2) украшения

3) древние книги

9. Главнаярека Древнего Египта:

1)Ганг

2) Тигр

3) Нил

10. Как сами египтяне называли свою страну:

1) Черная земля

2) Красная земля

3) Коричневая земля

Состав населения Древнего Египта

Фараон

                                                         ______ _____

___________ ___________

______________ _________________

____________________________________

_______

                                                       Лист самооценки

____________________________ ФИО ученика

Критерии

Моя оценка

Оценка учителя

Я правильно ответил на вопросы теста по проверке домашнего задания

   

Я отвечал на вопросы учителя

   

Я активно работал на уроке

   

Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно

   

Я помогал своим одноклассникам отвечать на вопросы

   

Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы хорошо учиться

   

Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов


 

Физкультминутка

Тема «Древний Египет».


 

Другу иностранному

Объясним про страну странную,

Где строили пирамиды в пустыне

Существующие и поныне.


 

Пирамиды выглядят вот так (руки вверх, в стороны и на уровне груди, т.е. рисуем картинку в воздухе – 2 раза)

На них смотрят люди вот так (наклоны головы вверх-вниз – 2 раза)

И удивляются увиденному вот так (повороты головы влево-вправо – 2 раза)

А песок около пирамид сыпется сквозь пальцы вот так (имитация – 2 раза)

А чтобы обойти пирамиду, надо идти вот так, вот так (ходьба на месте )

Остановились. Солнце… Жара… Дышим вот так (набираем воздух в легкие и медленно выдыхаем – 2 раза)

Устали… Давайте присядем!
Презентация к уроку истории 5 класс Фараоны и пирамиды
PPTX / 2.69 Мб

Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.