12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джебко Галина Павловна596
Россия, Красноярский край, село Сахапта

Предисловие к уроку

Можно ли использовать дидактические игры на уроках истории в старших классах? Мое личное убеждение, что не только можно, но и нужно. Особенно на повторительно-обобщающих уроках. Во-первых, с помощью дидактической игры учащиеся вовлекаются в активную творческую деятельность. Кроме того, снимаются нерешительность, скованность и напряженность, а интерес, наоборот, возрастает. К тому же на игре устанавливаются такие взаимоотношения, которые самоорганизуют сотрудничество, настраивают учащихся на совместное разрешение проблем.

Данная игра используется на уроках повторительно-обобщающего цикла в целях активизации знаний и умений учащихся по темам, представляющих наибольшую трудность для ребят при подготовке к ОГЭ по истории, а также при подготовке к школьному туру Всероссийской олимпиады школьников по истории.


 

Класс: 9. Количество учащихся: 8 Учитель: Джебко Галина Павловна

Предмет: история

Тема урока. Советское общество в середине 1950-х-середине 1960-х годов.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: дидактическая игра

Время урока: 45 минут

Планируемые результаты урока:

Личностные

Предметные

Метапредметные

   

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Ученик:

-указывает даты важнейших событий отечественной истории;

- характеризует место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

-группирует (классифицирует) факты по различным признакам;

- раскрывает смысл, значение важнейших исторических понятий;

- оценивает деятельность исторических личностей.

Ученик:

-ставит и формулирует для себя новые задачи в учебе в соответствии со своими познавательными потребностями;

- контролирует свою деятельность в процессе достижения результата;

- владеет способами самоконтроля и самооценки.

Ученик:

- определяет понятия;

- создает обобщения;

-устанавливает аналогии;

-устанавливает причинно-следственные связи;

-строит логические рассуждения и делает выводы.

Ученик:

- играет определенную роль в совместной деятельности;

-строит позитивные отношения в процессе совместной деятельности;

- формулирует, аргументирует и отстаивает собственное мнение;

-соблюдает нормы публичной речи

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (конверты с буквами алфавита, портреты деятелей эпохи, словосочетания), запись «Производственной гимнастики».

 

Ход урока.

Этап урока

Задание

На достижение каких результатов направлено задание

Деятельность учащихся

Мотивация учащихся

Новые слова

Раз, два

Раз, два

Входят

Новые слова

Их немало

Например,

Батисфера

Полимер

Их всё больше

Каждый год

Космонавты

Звездолёт

(Г. Сапгир)

Как вы думаете, о каком десятилетии идет речь в этом стихотворении? С чьим правлением связаны эти годы?

Обеспечивает мотивацию учащегося к уроку, организует внимание и развивает его любознательность

-выделяют ключевые слова;

- устанавлива-

ют аналогии.

Определение целей и задач учебной деятельности

Определите тему сегодняшнего урока

Направлено на совершенствование регулятивных умений учащихся: самостоятельно формулировать тему урока, определять цели и задачи собственной деятельности.

- формулируют цели урока, учебные задачи

Выделение основной проблемы урока

Н.С. Хрущеву принадлежат такие слова: “Помру я …. положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые…. И добро перетянет”.

Прав ли был Хрущев? Это нам и предстоит выяснить на уроке.

   

Формирование команд

Урок пройдет в виде игры-соревнования. Для этого нам нужно сформировать 2 команды по 4 человека

 

-формируют команды по желанию

Содержательная часть игры-соревнования

«Вначале было слово»

Представители от команды получают конверты, в которые вложены четыре буквы алфавита.

Необходимо вспомнить термины, понятия, словосочетания, которые начинаются на эти буквы и относятся к изучаемому периоду (1 балл за каждый термин).

Если команда дает определение термина или понятия, то получает еще 2 балла.

(Если группа не может сформулировать определение, это может сделать команда-соперник. Тогда она, соответственно, получает 2 балла).

Придумать по одному предложению

с четырьмя

понятиями или

терминами

в контексте.

Распределить понятия на две группы в соответствии с заявленной проблемой урока

(Приложение 1)

2. «Кто есть кто»

Учащимся демонстрируются портреты государственных деятелей, деятелей культуры той эпохи.

Необходимо назвать фамилию деятеля (1 балл);

объяснить, каким образом его деятельность была связана с изучаемым периодом (1 балл).

(Приложение 2)

«Поймай дату»

Членам команды по очереди показываются даты, написанные на карточках.

Необходимо назвать событие, произошедшее в указанном году. При правильном указывании события карточка отдается команде и начисляется 1 балл. При ошибке - право назвать событие переходит к команде-сопернику.

Полученные карточки нужно распределить на две группы в соответствии с заявленной темой урока.

(Приложение 3)

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

(запись)

«Конверты»

Учащиеся получают раздаточный материал

необходимо распределить указанные словосочетания по конвертам с надписями «Экономическая сфера»,

«Политическая

сфера»,

«Социальная

сфера»,

«Духовная

сфера»,

«Внешняя

политика».

За каждый верный ответ начисляется 1 балл.

Определить

(в соответствии с

проблемой урока),

какой «заряд» (+

или -) несет в себе то

или иное словосочетание.

(Приложение 4)

«Почемучка»

Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, начинающихся со слова «Почему?»

За каждый верный ответ начисляется 2 балла.

(Приложение 5)

Направлено на развитие метапредметных познавательных умений: давать определение понятий, употреблять понятия и термины в правильном контексте; классифицировать понятия в соответствии с заданными критериями;

метапредметных коммуникативных умений:

осуществлять взаимодействие

с членами группы на основе сотрудничества и взаимоуважения

Направлено на развитие

метапредметных коммуникативных умений:

осуществлять взаимодействие

с членами группы на основе сотрудничества и взаимоуважения;

предметных результатов:

Направлено на формирование предметных результатов: знание дат исторических событий.

Направлено на развитие метапредметных познавательных умений: классифицировать объекты по заданному критерию;

метапредметных коммуникативных умений:

осуществлять взаимодействие

с членами группы на основе сотрудничества и взаимоуважения

Направлено на достижение предметных результатов:

умения устанавливать причинно-следственные связи;

метапредметных коммуникативных умений:

строить логические высказывания.

- называют термины, понятия или словосочетания (1 б.);

- дают им определение (2 б).

- придумывают предложения с понятиями, терминами, словосочетаниями в правильном контексте (1 б.)

- называют фамилии государственных деятелей и деятелей культуры (1 б.);

- объясняют, каким образом его деятельность была связана с указанным периодом (1 б).

- соотносят даты и события, называют события (1б).

- относят словосочетание к определенной группе (1 б).

- логически рассуждают, делают выводы (2б).

Высказывания по решению основной проблемы урока

Прав ли был Хрущев, говоря следующие слова: “Помру я …. положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые…. И добро перетянет”.

В своем ответе приведите не менее двух аргументов.

За правильный ответ начисляется 3 балла.

Направлено на достижение предметных результатов:

давать оценку историческому деятелю, подкрепляя свое высказывание аргументами.

- оценивают деятельность исторической личности (3 б).

Подведение итогов игры

Самооценка труда учащимися:

какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения;

в каких знаниях уверен.

Оценка труда товарищей:

кто, по вашему мнению, внес наибольший вклад в копилку команды.

Направлено на развитие метапредметных регулятивных умений: анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке.

Подсчет баллов. Самооценка, взаимооценка, оценка деятельности учащихся учителем

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая любое начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Направлено на развитие метапредметных регулятивных умений: анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке.

 

Использованная литература: Лиходзиевская Г.М. Дидактическая игра на повторительно-обобщающих уроках истории и курса "Человек и общество" (10-11 классы). - Самара, 1992. - 36 с.
 

Приложение 1. «Вначале было слово»

Буквы и возможные варианты ответов учащихся

К (культ личности, космополит, космонавт, коммунизм, Карибский кризис,

Конституция СССР)

Р (реабилитация, реорганизация, разрядка, развивающиеся страны)

В (волюнтаризм)

Ц (целина)

М (машинно-тракторные станции, мирное сосуществование, мировая система

социализма, мораторий)

С (субъективизм, совнархозы, социальная политика, спутник, семилетка)

О (оттепель, объединенная оппозиции, ОВД)

Н (научно-технический прогресс)


 

Приложение 2. «Кто есть кто»

Портреты исторических деятелей

1. Берия Л.П. – глава МВД СССР, соперник Хрущева в борьбе за власть.

2. Маленков Г.М. – председатель Совета Министров СССР, соперник Хрущева в борьбе за власть.

3. Булганин Н.А. – председатель Совета Министров СССР (после Маленкова).

4. Жуков Г.К. – министр обороны СССР, лишенный Хрущевым всех постов.

5. Гагарин Ю. А. – первый космонавт

6. Терешкова В. Н. – первая женщина-космонавт

7. Королев С.П. – конструктор ракетной техники

8. Сахаров А. – изобретатель водородной бомбы

9. Эренбург И. – писатель, по названию повести которого получил название период правления Хрущева.

10. Пастернак Б. – поэт, писатель, лауреат Нобелевской премии, вынужденный из-за травли отказаться от неё.

11. Солженицын А.И. – писатель, впервые поставивший проблему преодоления сталинского наследия, автор произведений «Матренин двор», «Один день из жизни Ивана Денисовича»

12. Латынина Л. – гимнастка, чемпионка Олимпийских игр.

13. Яшин Л. – знаменитый вратарь, чемпион Олимпийских игр.

14. Кеннеди Дж. – президент США, один из действующих лиц Карибского кризиса.


 

Приложение 3. «Поймай дату»

1954 (освоение целины)

1955 (организация ОВД)

1956 (ХХ съезд КПСС)

1957 (создание совнархозов, запуск искусственного спутника Земли)

1958 («дело Пастернака», переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему образованию)

1959 (ликвидация МТС, начало «кукурузной эпопеи»)

1961 (первый полет человека в космос, XXII съезд КПСС, Берлинский кризис)

1962 (Карибский кризис, события в Новочеркасске)

1963 (подписание Московского договора об ограничении испытания ядерного оружия в трех средах)


 

Приложение 4.  «Конверты»

Борьба за власть

ХХ съезд КПСС

Реабилитация

Создание совнархозов

Ликвидация МТС

Принятие новой Программы партии

Освоение целины

Выплата пенсий колхозникам

Жилищное строительство

Встречи Хрущева с представителями интеллигенции

«дело Пастернака»

Запуск первого искусственного спутника Земли

Первый полет человека в космос

Создание ОВД

Нормализация отношений с Югославией

Карибский кризис

Визит в США


 

Приложение 5.  «Почемучка»

Почему был арестован Берия?

Почему был запрещен роман Пастернака «Доктор Живаго»?

Почему осваивалась целина?

Почему был отправлен на пенсию Жуков?

Почему была расстреляна демонстрация в Новочеркасске?

Почему возник Карибский кризис?


Здесь будет файл: /data/edu/files/o1461052563.rar (Правление Н.С. Хрущева_ дидакт. игра)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.