12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессонова Bиктория Анатольевна50037
"Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения."
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
5

Конспект урока музыки «Исторические песни» для 3 класса.

Цель урока: знакомство с русскими народными песнями.

Задачи:
Образовательные: формировать художественный вкус и разностороннее развитие творческих способностей, способствовать духовному росту детей.
Воспитательные: воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к историческим песням; прививать к ним любовь.

Развивающие: развивать кругозор детей, творческое мышление, умение обобщать исторические факты и события с их отображением в произведениях искусства.

Ход урока:

I.Организация учащихся на урок.
Вход под музыку М.А.Балакирева «Экспромт» фа минор, музыкальное приветствие учителя в форме частушек и ответы детей, сочинённые дома.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Самые ранние исторические песни относятся к ХIII-ХV векам – эпохе татаро-монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана Грозного, Петра I, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачёве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско-японской войне 1904-1905 г.г.
Много песен создал народ о героях гражданской войны В.И.Чапаеве, Н.А.Щорсе, С.М.Будённом, К.Е.Ворошилове, о героях Великой Отечественной войны.
Долгая жизнь исторической песни свидетельствует о неиссякаемом интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. Исторические песни разнообразны по характеру мелодии: бодрые и маршевые перекликаются с протяжными, напевными, похожими на былины.
Как явствует из летописных известий по случаю победы над иноземным войском князьям-победителям внешних врагов Руси писались хвалебные песни.
Одной из мало известных исторических песен является песня «О погибели Русской земли». Текст этот древней песни-славы Русской земле дошёл до нас в составе знаменитого «Слова о погибели Русскыя земли», созданного в ХIII столетии. Х.М.Лопарёв впервые обнаруживший этот памятник замечал: «Строки, посвящённые восхвалению красот Руси, разделяются на стихи с определённым почти размером, вероятно их и пели в старое время народные певцы: «О, светло, светлая, и украсно, украшена, Земля Русская…»

g1599189617.jpg
Песня «О погибели Русской земли»
Учитель:

«О светло, светлая и украсно украшена, земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладезями месточестными, горами, крутыми холми, высокими дубравоми, чистыми польми, дивными зверьми, различными птицами, бесчисленными городы великыми, селы дивными, винограды обильными, домы церковными, и князьями грозными, бояры честными, вельможами многими. Всего еси исполнена земля Русская, о православная вера христианская!
Отсель до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи и от ятвизи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици поганнии, и за Дышючим морем; от моря до болгарь, от болгарь до буртась, от буртась до чермись, от чермись до морьдви, - то всё покорено было богом крестьянскому языку, поганьские страны, великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю киевскому; деду его Володимиру и Манамаху, которым то половици дьти своя полошаху в колыбели. А литва из болота на свет не выникаваху, а угрыкаменные городы железными вороты, абы на них великий Володимир тамо на вьхал, а немци радувахуся, дальче будуче за Синим морем. Буртаси, черемиси, вяда и мордва бортничаху на князя великого Володимира. И журь Мануиль цесарегородский опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великий князь Володимир Цесарягорода не взял.
А в ты дни болезнь христианам от великого Ярослава и до Володимира, и до ныняшнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя володимирского…»

n1599189695.jpg
Великий князь Володимир

Песенная слава Русской земле, как явствует из содержания, была сложена в эпоху, предшествующую разорению Руси полчищами татаро-монголов, когда шёл ещё процесс утверждения христианства, принятого официально князем Владимиром Святым.Текст начального зачина неспроста идёт первым. Он несёт главную мысль о том, как дорога нам Россия, а особенно в лихие дни мы обязаны её защищать и беречь. Это своего рода гимн Русской земле. Думать так даёт основание то, что слава Русской земле – зачин в письменном тексте, который очень многим обязан устной поэзии, историчен по содержанию и посвящён прославлению князя Владимира Мономаха и его потомкам.Создаются исторические песни и в наши дни. Они отражают современные события, рассказывают о героизме советских людей. Одна из таких песен «Тишина» - о Герое Советского Союза московской школьнице Зое Космодемьянской.

r1599189740.jpg
Зоя Космодемьянская
…Тяжёлая зима 1941 года под Москвой. Даже природа застыла в настороженной тишине. Взрослые, серьёзные люди встают ранним утром и идут выполнять то, что они считают своим долгом, и среди них эта девушка, такая молодая и такая не по годом смелая Зоя.
В простой мелодии с острым, чётким ритмом раскрывается суровая сдержанность стихов.
По выбору учителя разучить одну из песен с детьми.
Разучивание песни "Тишина".
Там, где ветер и звонкий и хриплый,
В камышах заблудился опять,
Кто-то тихие песни рассыпал
И не может никак собрать
И случится ж такое на свете
Рядом с нами в хорошие дни
Только песни душевные эти
Почему-то грустят одни
А над нами плёсами звёздные грозди,
Разгораясь повисли вдали
Снова вечер по-летнему поздний
Синим шарфом укрыл ковыли
Отчего ж под высокою крышей
В этот вечер у дремлющих вод
В каждой песне так ясно я слышу
Будто кто-то меня зовёт? (из сборника «Стихи о музыке»)
Слушание песни «Родные места» музыка Ю.Антонова, слова М.Пляцковского.
Анализ мелодии по нотной записи – лад, ключевые знаки, тоника, тональность, затакт, длительности, прохлопать ритм, метр, тактирование на 4, отдельно пропеть широкие мелодические ходы, отмечая их в нотной записи. Повторное исполнение учителем, дети тихонько подпевают.
III.Итог урока.
- Кто может стать героем исторических песен?
- С какими произведениями мв сегодня познакомились? (Песней «Слова о погибели Русскыя земли», "Тишина" и песней «Родные места» композитора Ю.Антонова и поэта М.Пляцковского)
- Назовите песни о России.
Под музыку М.А.Балакирева «Экспромт» фа минор дети выходят из класса.

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.