Цель урока: знакомство с русскими народными песнями.
Задачи:
Образовательные: формировать художественный вкус и разностороннее развитие творческих способностей, способствовать духовному росту детей.
Воспитательные: воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к историческим песням; прививать к ним любовь.
Развивающие: развивать кругозор детей, творческое мышление, умение обобщать исторические факты и события с их отображением в произведениях искусства.
Ход урока:
I.Организация учащихся на урок.
Вход под музыку М.А.Балакирева «Экспромт» фа минор, музыкальное приветствие учителя в форме частушек и ответы детей, сочинённые дома.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Самые ранние исторические песни относятся к ХIII-ХV векам – эпохе татаро-монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана Грозного, Петра I, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачёве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско-японской войне 1904-1905 г.г.
Много песен создал народ о героях гражданской войны В.И.Чапаеве, Н.А.Щорсе, С.М.Будённом, К.Е.Ворошилове, о героях Великой Отечественной войны.
Долгая жизнь исторической песни свидетельствует о неиссякаемом интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. Исторические песни разнообразны по характеру мелодии: бодрые и маршевые перекликаются с протяжными, напевными, похожими на былины.
Как явствует из летописных известий по случаю победы над иноземным войском князьям-победителям внешних врагов Руси писались хвалебные песни.
Одной из мало известных исторических песен является песня «О погибели Русской земли». Текст этот древней песни-славы Русской земле дошёл до нас в составе знаменитого «Слова о погибели Русскыя земли», созданного в ХIII столетии. Х.М.Лопарёв впервые обнаруживший этот памятник замечал: «Строки, посвящённые восхвалению красот Руси, разделяются на стихи с определённым почти размером, вероятно их и пели в старое время народные певцы: «О, светло, светлая, и украсно, украшена, Земля Русская…»
Отсель до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи и от ятвизи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици поганнии, и за Дышючим морем; от моря до болгарь, от болгарь до буртась, от буртась до чермись, от чермись до морьдви, - то всё покорено было богом крестьянскому языку, поганьские страны, великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю киевскому; деду его Володимиру и Манамаху, которым то половици дьти своя полошаху в колыбели. А литва из болота на свет не выникаваху, а угрыкаменные городы железными вороты, абы на них великий Володимир тамо на вьхал, а немци радувахуся, дальче будуче за Синим морем. Буртаси, черемиси, вяда и мордва бортничаху на князя великого Володимира. И журь Мануиль цесарегородский опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великий князь Володимир Цесарягорода не взял.
А в ты дни болезнь христианам от великого Ярослава и до Володимира, и до ныняшнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя володимирского…»
В простой мелодии с острым, чётким ритмом раскрывается суровая сдержанность стихов.
По выбору учителя разучить одну из песен с детьми.
Разучивание песни "Тишина".
Там, где ветер и звонкий и хриплый,
В камышах заблудился опять,
Кто-то тихие песни рассыпал
И не может никак собрать
И случится ж такое на свете
Рядом с нами в хорошие дни
Только песни душевные эти
Почему-то грустят одни
А над нами плёсами звёздные грозди,
Разгораясь повисли вдали
Снова вечер по-летнему поздний
Синим шарфом укрыл ковыли
Отчего ж под высокою крышей
В этот вечер у дремлющих вод
В каждой песне так ясно я слышу
Будто кто-то меня зовёт? (из сборника «Стихи о музыке»)
Слушание песни «Родные места» музыка Ю.Антонова, слова М.Пляцковского.
Анализ мелодии по нотной записи – лад, ключевые знаки, тоника, тональность, затакт, длительности, прохлопать ритм, метр, тактирование на 4, отдельно пропеть широкие мелодические ходы, отмечая их в нотной записи. Повторное исполнение учителем, дети тихонько подпевают.
III.Итог урока.
- Кто может стать героем исторических песен?
- С какими произведениями мв сегодня познакомились? (Песней «Слова о погибели Русскыя земли», "Тишина" и песней «Родные места» композитора Ю.Антонова и поэта М.Пляцковского)
- Назовите песни о России.
Под музыку М.А.Балакирева «Экспромт» фа минор дети выходят из класса.