12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рычкова Валентина Владимировна153
В 2015 году окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика». С сентября 2015 года работаю учителем русского языка в ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ"
Россия, Мордовия респ., Саранск

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»


 


 


 


 


 


 


 

Конспект открытого урока по чтению в 5 классе:

«Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»


 


 


 


 

Подготовила: учитель русского языка
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»

Рычкова В. В.


 


 


 


 


 


 


 

Саранск 2017

Тема: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Цель: познакомить учащихся с содержание повести «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова.

Задачи:

выявить характеры героев повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.

развивать фонематический слух у учащихся, воображение, память, связную речь учащихся;

воспитывать мотивацию к учению.

Ход урока

Орг. Момент

1. Речевая разминка.

- Прежде, чем сесть, выполним упражнение на дыхание:

Встать, расправить плечи, голову держать прямо.

- Глубокий вдох (на счёт 1-5).

- Задержка дыхания (на счёт 1-3).

- Выдох (на счёт 1-5).

2. Чистоговорка:

Инструкция: прочитать: глазами, шёпотом, громко, по рядам:

Женя с Жанной подружились.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

- О чём эта чистоговорка?

Повторение изученного материала

1.Беседа по вопросам

- Как называется раздел учебника «Чтение», который мы начали изучать? («О друзьях-товарищах»).

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке, кто его автор? (Рассказ Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»).

- Оцените поступок Димки Ковалева. (Димка поступил нечестно, он присвоил себе поступок Васи).

-Перескажите эпизод о спасении первоклассника. (Дети пересказывают).

2.Работа в тетради

Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о детях. Но сначала вспомните, кто такие Знайка, Пончик, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик… (это герои из рассказов о Незнайке и его друзьях).

- Кто автор этих произведений? (Николай Носов).

- Сегодня на уроке мы будем читать отрывок из повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома». Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик». Уже не дитя, но еще и не юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие черты, как принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать. Давайте послушаем это произведение.

1.Чтение рассказа учителем

с.83

- Какое настроение сложилось у вас после прослушивания отрывка из повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»? (Стыдно за поступок Кости Шишкина).

- Кто рассказывает эту историю? (Историю рассказывает Витя Малеев, одноклассник и друг Кости Шишкина).

- Кто является главным героем повести? (скорее всего, это Витя Малеев или Костя Шишкин).

Литерату́рный геро́й — это образ человека в литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

- Можно назвать главным героем и одного, и другого мальчика?

- Почему Костя Шишкин не ходил в школу? (Он притворялся больным).

- Что Витя говорил в школе об отсутствии Кости? (Витя всем говорил, что Костя болен).

- Правильно ли поступали Витя и Костя? (Нет, врать некрасиво).

-Докажите словами текста, что Витя с самого начала чувствовал себя неуютно, его мучила совесть. (с.83: «На другой день всё вышло не так, как я ожидал. Я хотел после уроков зайти к Шишкину и в последний раз серьезно поговорить с ним»).

-Как ребята узнали об обмане? Расскажите. (Когда Леня вернулся за перчатками, он увидел Шишкина, стоящего вверх ногами. А еще Леня понял, что Костя не мог так быстро одеться, значит, он лежал в постели одетым).

- Как вы думаете, почему люди обманывают? (Наверное, боятся сказать правду).

Физминутка

Закрепление изученного материала

1.Работа с иллюстрацией на с.84

-Какой момент изображен на рисунке? (с.83: «Костя моментально нырнул в постель, как был, в одежде, в ботинках и накрылся одеялом»).

-Как чувствовал себя Костя? (Он очень переживал).

Подтвердите это словами текста. (с. 83: «Шишкин натянул одеяло до самого подбородка и с беспокойством поглядывал на ребят»).

- Как можно подписать эту картинку в учебнике? («Неожиданные гости»).

2. Чтение рассказа учащимися по ролям


 


 


 

3. Работа по карточкам

- Теперь давайте заполним пропуски в диалоге учительницы Ольги Николаевны и Кости Шишкина.

Ольга Николаевна обвела взглядом ребят, увидела меня и сказала:

- Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен?

От стыда я не знал, куда деваться.

- Почему же ты молчишь? Ты мне _________ сказал?

- Это не я сказал. Это он сказал, что б я сказал. Я и сказал.

- Значит, Костя просил тебя ____________________ ?

- Да, - пролепетал я.

- И ты _________.

- Обманул.

- И ты думаешь, что _______ сделал?

- Но ведь он просил меня!

- Ты думаешь, что оказал ему __________ , обманывая меня?

Слова для подстановки:

• правду

• неправду

• обмануть меня

• сказать неправду

• обманул

• солгал

• просил

• хорошо

• плохо

• хорошую услугу

- Как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов? (Наверное, он хотел научить нас быть честными, не врать никому – ни сверстникам, ни взрослым. И еще он учит нас не оставаться равнодушными к проблемам одноклассников).

-Отрывок из повести заканчивается немного непонятно. Что же произошло дальше с главными героями, С Костей и Витей? Вам интересно узнать, что было дальше?

- Об этом вы можете узнать, прочитав всю повесть Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Д/з с.83, читать по ролям

Итог урока

За основу был взят конспект:

Конспект урока чтения на тему "Витя Малеев в школе и дома" (5 класс, коррекционная школа)
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.