Конспект урока чтения в 5 классе «Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект открытого урока по чтению в 5 классе:
«Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Подготовила: учитель русского языка
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»
Рычкова В. В.
Саранск 2017
Тема: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Цель: познакомить учащихся с содержание повести «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова.
Задачи:
выявить характеры героев повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.
развивать фонематический слух у учащихся, воображение, память, связную речь учащихся;
воспитывать мотивацию к учению.
Ход урока
Орг. Момент
1. Речевая разминка.
- Прежде, чем сесть, выполним упражнение на дыхание:
Встать, расправить плечи, голову держать прямо.
- Глубокий вдох (на счёт 1-5).
- Задержка дыхания (на счёт 1-3).
- Выдох (на счёт 1-5).
2. Чистоговорка:
Инструкция: прочитать: глазами, шёпотом, громко, по рядам:
Женя с Жанной подружились.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
- О чём эта чистоговорка?
Повторение изученного материала
1.Беседа по вопросам
- Как называется раздел учебника «Чтение», который мы начали изучать? («О друзьях-товарищах»).
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке, кто его автор? (Рассказ Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»).
- Оцените поступок Димки Ковалева. (Димка поступил нечестно, он присвоил себе поступок Васи).
-Перескажите эпизод о спасении первоклассника. (Дети пересказывают).
2.Работа в тетради
Изучение нового материала
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о детях. Но сначала вспомните, кто такие Знайка, Пончик, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик… (это герои из рассказов о Незнайке и его друзьях).
- Кто автор этих произведений? (Николай Носов).
- Сегодня на уроке мы будем читать отрывок из повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома». Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик». Уже не дитя, но еще и не юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие черты, как принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать. Давайте послушаем это произведение.
1.Чтение рассказа учителем
с.83
- Какое настроение сложилось у вас после прослушивания отрывка из повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»? (Стыдно за поступок Кости Шишкина).
- Кто рассказывает эту историю? (Историю рассказывает Витя Малеев, одноклассник и друг Кости Шишкина).
- Кто является главным героем повести? (скорее всего, это Витя Малеев или Костя Шишкин).
Литерату́рный геро́й — это образ человека в литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).
- Можно назвать главным героем и одного, и другого мальчика?
- Почему Костя Шишкин не ходил в школу? (Он притворялся больным).
- Что Витя говорил в школе об отсутствии Кости? (Витя всем говорил, что Костя болен).
- Правильно ли поступали Витя и Костя? (Нет, врать некрасиво).
-Докажите словами текста, что Витя с самого начала чувствовал себя неуютно, его мучила совесть. (с.83: «На другой день всё вышло не так, как я ожидал. Я хотел после уроков зайти к Шишкину и в последний раз серьезно поговорить с ним»).
-Как ребята узнали об обмане? Расскажите. (Когда Леня вернулся за перчатками, он увидел Шишкина, стоящего вверх ногами. А еще Леня понял, что Костя не мог так быстро одеться, значит, он лежал в постели одетым).
- Как вы думаете, почему люди обманывают? (Наверное, боятся сказать правду).
Физминутка
Закрепление изученного материала
1.Работа с иллюстрацией на с.84
-Какой момент изображен на рисунке? (с.83: «Костя моментально нырнул в постель, как был, в одежде, в ботинках и накрылся одеялом»).
-Как чувствовал себя Костя? (Он очень переживал).
Подтвердите это словами текста. (с. 83: «Шишкин натянул одеяло до самого подбородка и с беспокойством поглядывал на ребят»).
- Как можно подписать эту картинку в учебнике? («Неожиданные гости»).
2. Чтение рассказа учащимися по ролям
3. Работа по карточкам
- Теперь давайте заполним пропуски в диалоге учительницы Ольги Николаевны и Кости Шишкина.
Ольга Николаевна обвела взглядом ребят, увидела меня и сказала:
- Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен?
От стыда я не знал, куда деваться.
- Почему же ты молчишь? Ты мне _________ сказал?
- Это не я сказал. Это он сказал, что б я сказал. Я и сказал.
- Значит, Костя просил тебя ____________________ ?
- Да, - пролепетал я.
- И ты _________.
- Обманул.
- И ты думаешь, что _______ сделал?
- Но ведь он просил меня!
- Ты думаешь, что оказал ему __________ , обманывая меня?
Слова для подстановки:
• правду
• неправду
• обмануть меня
• сказать неправду
• обманул
• солгал
• просил
• хорошо
• плохо
• хорошую услугу
- Как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов? (Наверное, он хотел научить нас быть честными, не врать никому – ни сверстникам, ни взрослым. И еще он учит нас не оставаться равнодушными к проблемам одноклассников).
-Отрывок из повести заканчивается немного непонятно. Что же произошло дальше с главными героями, С Костей и Витей? Вам интересно узнать, что было дальше?
- Об этом вы можете узнать, прочитав всю повесть Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Д/з с.83, читать по ролям
Итог урока
За основу был взят конспект:
Конспект урока чтения на тему "Витя Малеев в школе и дома" (5 класс, коррекционная школа)