Конспект урока истории в 5 классе на тему «Афинская демократия при Перикле»

3
0
Материал опубликован 27 September 2019

Учитель истории и обществознания

МБОУ Мирнинская СОШ

Привалова Г.И.

 

Урок истории в 5 классе

Тема «Афинская демократия при Перикле»

 

Технологическая карта урока

 

Тема

Афинская демократия при Перикле

Цель

Содействовать расширению и углублению знаний учащихся о демократии в Античном мире

Задачи

Образовательные: Познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии;

Развивающие: Развивать умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения;

Воспитательные: На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

 

УУД

Личностные УУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,

 Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

 Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.

Планируемые результаты

(предметные)

углубление знаний учащихся об античной демократии,

Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, голосование, оратор, оплата работы госслужащих, контроль над работой государственных органов

Основные понятия

Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, голосование, оратор

Ресурсы

учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2016, презентация; проектор; первоисточники: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», задания.

Формы урока / методы

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический

Технология / приёмы

Технология развития критического мышления

Технология ситуативного обучения

Драматизация

Технология продуктивного чтения


 

Сценарий урока

 

Этап (элемент)
урока

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Оргмомент


 


 

 

 

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Так приветствовал древнегреческий учитель своих учеников.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Наблюдение учителя

Повторение опорных знаний

 

Начнем урок с исторической разминки.

1.Год Марафонской битвы (490 г. до н.э.)

2. Как в Афинах называли Совет знати? (ареопаг)

3.Какое слово переводится как «власть народа»? (демократия)

4.Кто возглавлял греческую армию в битве при Саламинах? (Фемистокл)

5. Как называли старого раба, сопровождающего ребенка в школу? ( педагог)

 

Работа в парах. Оценка соседа

Наблюдение учителя

Мотивационная беседа

Создание проблемной ситуации

Проблем-ный диалог


 


 

 

показывает портрет В.В.Путина.

- Ребята, кто это?

-В прошлом году прошли выборы президента страны. Кто знает, а кто его выбирал?

-Каким образом?

- А раз народ выбирает, то какой политический режим управления у нас в стране?

-Как с древнегреческого переводится это слово?

-В каком государстве Древнего мира был такой же порядок управления?

-Вспомните, кто заложил основы демократии в Афинах?

-Когда это произошло?

-Вспомните, какие преобразования осуществил Солон?

- С именем Солона связано зарождение демократии, и у него был продолжатель с чьим именем связан расцвет демократии)

 

В.Путин-президент нашей страны

народ


 

проходят выборы


 

демократический, демократия


 

власть народа


 

В Древней Греции, в Афинах


 

Солон


 

в 6 в до н.э., 594 г.до н.э

отменил долговое рабство; в решении гос. дел принимали участие все граждане Афин; граждане присутствовали на заседаниях судов

Наблюдение учителя


 


 


 


 

 

Актуализация знаний

 

Вопрос учителя

Давайте определим тему сегодняшнего урока

Перед нами проблемная задача

-Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?

- Действительно ли при Перикле демократия в Афинах достигла расцвета?

Чтобы найти ответы на наши вопросы, я приглашаю вас в путешествие в Древние Афины.


 


 


 


 


 


 


 

 


 

Формулируют тему урока

«Афинская демократия при Перикле».


 


 


 


 


 

Представляют путешествие в прошлое


 

Учащиеся формулируют вопросы:

- Что означает расцвет демократии? Какие события позволяют делать такие выводы?

- Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории?


 


 

 


 

Фронтальный опрос


 

Работа в тетради по записи темы и плана урока, сформулированного по вопросам:

1. Чем занималось народное собрание

2. Личность Перикла

3. Демократия при Перикле

4. Друзья и враги Перикла.

 

Поиск решения проблемы

Технология продуктивного чтения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Технология ситуативного обучения


 

Драматизация


 


 


 


 


 


 


 


 

Проектная деятельность

Знакомство учеников с холмом Пникс.

1.Работа по первому пункту плана. Работа с учебником.

Учитель предлагает познакомиться с работой народного собрания и составить схему «Функции народного собрания»


 

2.Работа по второму пункту плана

Инсценировка «Личность Перикла» . Ученик переодетый в «Перикла» рассказывает факты биографии.

В дополнении работа с историческим документом.

Учащиеся получают рабочие листы с текстами

Что нового вы узнали о Перикле?

Приглашает принять участие в голосовании.

Физминутка.


 

4. Друзья и враги Перикла

Инсценирование ситуации (обвинение Перикла в больших тратах денег)

Слушают и анализируют. Работают с карточками – сорбонками.

Учащиеся рассматривают изображение, работают с текстом учебника с. 191-193, составляют схему.


 


 


 

 


 


 


 


 

Работа в парах с историческим документом (характеристика личности Перикла)


 

Учащиеся указывают, что при Перикле за выполнение государственных должностей стал платить деньги, поэтому не только богатые, но и бедные афиняне могли быть избраны судьями, сборщиками налогов, смотрителями рынка и др.


 

Учащиеся разыгрывают диалог


 


 


 


 


 


 

Ожидаемые ответы:

- он был находчивым человеком и блестящим оратором

- он больше всего заботился о процветании своего полиса

 


 


 

Самостоятельная работа в микрогруппах


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Наблюдение учителя, комментарии, словесные оценки.


 


 

Наблюдение учителя, комментарии,


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Оценивание коротких выступлений

Стадия рефлексия


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Оценивание


 


 


 


 


 


 

Домашнее задание


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Учитель возвращается к проблеме урока: Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Можно ли афинскую демократию считать образцовой?

Подведение итогов поиска ответов на вопросы, поставленных в начале урока.

Игра «Древо познаний» ( на доске дерево с листьями зеленого и красного цветов. Зеленые листьях -положительные стороны афинской демократии; красные- отрицательные)

Приём «Резюме»

Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения:

На уроке я узнал?

На уроке я познакомился?

Я понял что?


 


 

Учитель: основные принципы демократии, используемые в наше время, были заложены в Афинах в V в. до н.э.

Это: выборы;

Контроль за деятельностью государственных органов власти;

Процедура смены чиновников;

Признание прав на критику властей;

Гарантия равноправия граждан.


 

Предлагается оценить свою работу на уроке с помощью «чёрного» или «белого» бобов, (бобы подготовлены учителем специально).

Даются оценки и выставляются отметки обучающимся за проделанную работу на уроке.

Параграф 40. , вопросы «Проверь себя»

- по желанию учащихся: Напишите рассказ от лица грека, который побывал на Народном собрании.


 


 

 

Предполагаемый ответ: Основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

Нет. Женщины, рабы, метеки не принимали участие в голосованиях. В голосовании участвовало меньшинство населения.


 


 


 


 


 

Я узнал о развитии демократии при Перикле.

--//-- о жизни Перикла

--//-- чем занималось народное собрание в Афинах.

--//-- за государственную службу в Афинах платили деньги из казны

Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета

И т.д.

 

Ответы учащихся


 


 


 


 


 


 

Работа у доски, комментированное объяснение.


 


 

Выступление учеников


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Запись домашнего задания

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.