Конспект урока истории в 5 классе на тему «Афинская демократия при Перикле»
Учитель истории и обществознания
МБОУ Мирнинская СОШ
Привалова Г.И.
Урок истории в 5 классе
Тема «Афинская демократия при Перикле»
Технологическая карта урока
Тема |
Афинская демократия при Перикле |
Цель |
Содействовать расширению и углублению знаний учащихся о демократии в Античном мире |
Задачи |
Образовательные: Познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии; Развивающие: Развивать умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения; Воспитательные: На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.
|
УУД |
Личностные УУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой, Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия. Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности. |
Планируемые результаты (предметные) |
углубление знаний учащихся об античной демократии, Знание основных составляющих демократии при Перикле: гражданин, народное собрание, голосование, оратор, оплата работы госслужащих, контроль над работой государственных органов |
Основные понятия |
Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, голосование, оратор |
Ресурсы |
учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2016, презентация; проектор; первоисточники: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», задания. |
Формы урока / методы |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: словесный, наглядный, практический |
Технология / приёмы |
Технология развития критического мышления Технология ситуативного обучения Драматизация Технология продуктивного чтения |
Сценарий урока
Этап (элемент) |
Методический приём |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
Оргмомент
|
|
Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Так приветствовал древнегреческий учитель своих учеников. |
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Наблюдение учителя |
Повторение опорных знаний |
|
Начнем урок с исторической разминки. 1.Год Марафонской битвы (490 г. до н.э.) 2. Как в Афинах называли Совет знати? (ареопаг) 3.Какое слово переводится как «власть народа»? (демократия) 4.Кто возглавлял греческую армию в битве при Саламинах? (Фемистокл) 5. Как называли старого раба, сопровождающего ребенка в школу? ( педагог)
|
Работа в парах. Оценка соседа |
Наблюдение учителя |
Мотивационная беседа Создание проблемной ситуации |
Проблем-ный диалог
|
показывает портрет В.В.Путина. - Ребята, кто это? -В прошлом году прошли выборы президента страны. Кто знает, а кто его выбирал? -Каким образом? - А раз народ выбирает, то какой политический режим управления у нас в стране? -Как с древнегреческого переводится это слово? -В каком государстве Древнего мира был такой же порядок управления? -Вспомните, кто заложил основы демократии в Афинах? -Когда это произошло? -Вспомните, какие преобразования осуществил Солон? - С именем Солона связано зарождение демократии, и у него был продолжатель с чьим именем связан расцвет демократии)
|
В.Путин-президент нашей страны народ
проходят выборы
демократический, демократия
власть народа
В Древней Греции, в Афинах
Солон
в 6 в до н.э., 594 г.до н.э отменил долговое рабство; в решении гос. дел принимали участие все граждане Афин; граждане присутствовали на заседаниях судов |
Наблюдение учителя
|
Актуализация знаний |
|
Вопрос учителя Давайте определим тему сегодняшнего урока Перед нами проблемная задача -Что изменилось в управлении Афинами при Перикле? - Действительно ли при Перикле демократия в Афинах достигла расцвета? Чтобы найти ответы на наши вопросы, я приглашаю вас в путешествие в Древние Афины.
|
Формулируют тему урока «Афинская демократия при Перикле».
Представляют путешествие в прошлое
Учащиеся формулируют вопросы: - Что означает расцвет демократии? Какие события позволяют делать такие выводы? - Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории?
|
Фронтальный опрос
Работа в тетради по записи темы и плана урока, сформулированного по вопросам: 1. Чем занималось народное собрание 2. Личность Перикла 3. Демократия при Перикле 4. Друзья и враги Перикла.
|
Поиск решения проблемы |
Технология продуктивного чтения
Технология ситуативного обучения
Драматизация
Проектная деятельность |
Знакомство учеников с холмом Пникс. 1.Работа по первому пункту плана. Работа с учебником. Учитель предлагает познакомиться с работой народного собрания и составить схему «Функции народного собрания»
2.Работа по второму пункту плана Инсценировка «Личность Перикла» . Ученик переодетый в «Перикла» рассказывает факты биографии. В дополнении работа с историческим документом. Учащиеся получают рабочие листы с текстами Что нового вы узнали о Перикле? Приглашает принять участие в голосовании. Физминутка.
4. Друзья и враги Перикла Инсценирование ситуации (обвинение Перикла в больших тратах денег) |
Слушают и анализируют. Работают с карточками – сорбонками. Учащиеся рассматривают изображение, работают с текстом учебника с. 191-193, составляют схему.
Работа в парах с историческим документом (характеристика личности Перикла)
Учащиеся указывают, что при Перикле за выполнение государственных должностей стал платить деньги, поэтому не только богатые, но и бедные афиняне могли быть избраны судьями, сборщиками налогов, смотрителями рынка и др.
Учащиеся разыгрывают диалог
Ожидаемые ответы: - он был находчивым человеком и блестящим оратором - он больше всего заботился о процветании своего полиса
|
Самостоятельная работа в микрогруппах
Наблюдение учителя, комментарии, словесные оценки.
Наблюдение учителя, комментарии,
Оценивание коротких выступлений |
Стадия рефлексия
Оценивание
Домашнее задание |
|
Учитель возвращается к проблеме урока: Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Можно ли афинскую демократию считать образцовой? Подведение итогов поиска ответов на вопросы, поставленных в начале урока. Игра «Древо познаний» ( на доске дерево с листьями зеленого и красного цветов. Зеленые листьях -положительные стороны афинской демократии; красные- отрицательные) Приём «Резюме» Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения: На уроке я узнал? На уроке я познакомился? Я понял что?
Учитель: основные принципы демократии, используемые в наше время, были заложены в Афинах в V в. до н.э. Это: выборы; Контроль за деятельностью государственных органов власти; Процедура смены чиновников; Признание прав на критику властей; Гарантия равноправия граждан.
Предлагается оценить свою работу на уроке с помощью «чёрного» или «белого» бобов, (бобы подготовлены учителем специально). Даются оценки и выставляются отметки обучающимся за проделанную работу на уроке. Параграф 40. , вопросы «Проверь себя» - по желанию учащихся: Напишите рассказ от лица грека, который побывал на Народном собрании.
|
Предполагаемый ответ: Основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад. Нет. Женщины, рабы, метеки не принимали участие в голосованиях. В голосовании участвовало меньшинство населения.
Я узнал о развитии демократии при Перикле. --//-- о жизни Перикла --//-- чем занималось народное собрание в Афинах. --//-- за государственную службу в Афинах платили деньги из казны Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета И т.д.
|
Ответы учащихся
Работа у доски, комментированное объяснение.
Выступление учеников
Запись домашнего задания |