12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Етнеут Анастасия Александровна561
учитель истории, обществознания и МХК
Россия, Камчатский край, пос.Палана, Камчатский край
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

7 класс. История России.

Конспект урока на тему: Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

 

Цели и задачи: познакомить с территорией и хозяйством Рос­сии в начале XVI в., особенностями состава населения россий­ского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: зона рискованного земледелия, казачество, озимые, по­литика, реформа, слобода, ярмарка, яровые; описывать структуру российского общества в начале XVI в.; выявлять особенности развития России в начале XVI в.; анализировать структуру городского самоуправления в русских городах в нача­ле XVI в.; приводить примеры видов хозяйственной деятельно­сти населения России; сравнивать подсечно-огневую систему земледелия с трехпольем; характеризовать роль общины в жиз­ни крестьян; анализировать изменения, произошедшие в жизни русских городов; характеризовать роль казачества в защите гра­ниц Российского государства; метапредметные УУД— 1) комму­никативные: организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать пра­вильность решения учебной задачи; 3) познавательные: уста­навливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы для получения информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания исторической информа­ции; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможно­стями; уважительно относиться к историческому наследию.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах, ватман.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

 

1.Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы с вами исследовали эпоху Великих географических открытий, определили степень участия России в этом процессе. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Запишите важнейшие события (с указанием дат), которые означают термином «Великие географические открытия». Выполняется взаимопроверка, дети меняются тетрадями.

Ответьте на вопросы

- Какие предпосылки имели Великие географические открытия?

- Расскажите о положительных и отрицательных последствиях Великих географических открытий 

Назовите русских первопроходцев (путешественников) и их достижения

(Проверка выполнения задания)

Мотивационно – целевой этап

Известному российскому историку XIX в. С.М. Соловьеву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природы была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Справедливо ли это утверждение? Попробуем выяснить это на нашем уроке.

Тема урока: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.»

Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть на уроке?

(Ученики высказывают свои предположения)

 

План урока

1.Цели и задачи проекта «Хозяйство и население России в на­чале XVI в.».

2.Земледелие. Крестьянство.

3.Казачество

4.Горожане. Ремесло и ремесленники. Городское самоуправ­ление.

5.Торговля и купечество.

6.Денежная система.

 

4.Работа по теме урока

Наш урок будет не совсем обычным — вы выступите в роли молодых ученых-исследователей. Мы с вами поработаем над учеб­ным проектом «Хозяйство и население России в начале XVI в.», результатом которого должна стать общая интеллект – карта.

Учебный проект всегда предполагает формулирование основ­ных целей.

Используя прием «Корзина идей», определите цели нашего проекта.

(Ученики высказывают свои предположения, при консультативной помощи учителя ученики формулируют цели проекта.)

Цели проекта:

1)познакомиться с хозяйством и сословной структурой рос­сийского общества в XVII в.;

2)охарактеризовать развитие хозяйства России; представить основные сословия и определить их особенности;

3)показать изменения, произошедшие в положении различ­ных слоев российского общества в XVI в.

Для воплощения данных целей необходимо сформулировать конкретные задачи.

-Используя прием «Мозговой штурм», определите задачи, которые необходимо решить для реализации намеченных целей.

(Ученики высказывают свои предположения, при консультативной помощи учителя определяются основные задачи проекта.)

Задачи проекта:

1)работая в группе, сделать одну из ветвей общей интеллект - карты;

2)составить словарь новых терминов;

3)обсудить и проанализировать изменения, произошедшие в положении разных сословных групп российского обще­ства в начале XVI в. по сравнению с предыдущим истори­ческим периодом;

4)ответить на проблемный вопрос урока;

5)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

Выполнение учебного проекта предполагает прохождение нескольких этапов.

Основные этапы работы над проектом:

1)исследование - сбор, изучение и анализ информации, фор­мулирование выводов, распределение задач (обязанностей) между членами команды, решение промежуточных задач;

2)оформление — определение способа и формы представ­ления работы и ее оформление;

3)предоставление (отчет) — защита проекта;

4)оценка - кол­лективный анализ результатов работы.

 

-Разделитесь на пять групп. Изучив определенный материал, вы составите одну из ветвей общей интеллект – карты и расскажете нам о населении и хозяйстве России в XVI в.

 

Группам раздается пакет с рабочим материалом (инструкция для работы в группе, памятка по созданию интеллект - карт), ватман.

 

Первая группа - земледелие и положение крестьянства.

Вторая группа — положение казачества.

Третья группа - жизнь горожан (в том числе и ремесленников) и городское самоуправление.

Четвертая группа - торговля и положение купечества.

Пятая группа - денежная система.

 

Задание для первой группы. Изучите § 2, п.1

1)составить словарь терминов;

2)составить ветвь интеллект - карты, отражающую уровень развития земледелия и положение крестьянства в начале XVI в.

3)ответить на проблемный вопрос урока;

4)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

 

Задание для второй группы. Изучите § 2, п.2

1)составить словарь терминов;

2)составить ветвь интеллект - карты, отражающую положение казачества в начале XVI в.

3)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

 

Задание для третьей группы. Изучите § 2, п.3-5

1)составить словарь терминов;

2) составить ветвь интеллект - карты, отражающую уровень развития ремесла и положение городского населения в начале XVI в.

3)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

 

Задание для четвертой группы. Изучите § 2, п.6

1)составить словарь терминов;

2) составить ветвь интеллект - карты, отражающую уровень развития торговли в начале XVI в.

3)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

 

Задание для пятой группы. Изучите § 2, п.7

1)составить словарь терминов;

2) составить ветвь интеллект - карты, отражающую состояние денежной системы в начале XVI в.

3)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

 

Каждая группа представляет отчет по итогам работы. Вывешивает на доску одну из ветвей интеллект – карты, рассказывая ее содержание и представляет словарь исторических терминов. Делает вывод.


 

Подведение итогов урока. Рефлексия

Мы убедились, что в России в XVI в. преобладали аграрные отношения. Изменения коснулись ремесла и торговли, начал складываться внутренний рынок.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Ответьте на вопрос рубрики «Изучаем документ» на с. 20 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Подведем итоги нашей работы. Оцените изученный материал используя знаки:

V — знакомая информация;

+ — новая информация;

! - я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня заинтересовала (удивила), хочу узнать больше.

 

Домашнее задание

1.Прочитать § 2.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с.20 учебника (на выбор)

3.С помощью материала рубрики «История в лицах: современники» (с. 19 учебника) сравните купца Строганова и банкира Фуггера. Найдите черты сходства и отличия между ними


 

Приложение 1

Правила создания интеллект-карт:

1.Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.


 

Использованная литература

1.Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы. – М.: ВАКО,2017. – 288 с. – (Мастерская историка)

2.История России. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.: мл., карт.

3.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России.7 класс. 2-е изд.-М.: ВАКО, 2018. – 288 с. – (В помощь школьному учителю).


 


 


 

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.