Конспект урока русского языка в 1 классе на тему «Звуки [м], [м']. Буква М, м»
План-конспект урока русского языка
Ф.И.О.: Малиновская Анна Александровна
Класс: 1
Тема: Звуки [м], [м']. Буква М, м.
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель: ознакомление учащихся с буквой «м» и звуками [м], [м'].
Задачи:
- познакомить учащихся с буквой «м» через чтение слогов, слов и предложений;
- развивать умение дифференцировать звуки [м], [м'] по твердости и мягкости;
- воспитывать любовь к русскому языку, чувство патриотизма посредством знакомства со столицей России – Москвой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение узнавать букву «м» в словах;
- умение различать твердые и мягкие звуки [м], [м'];
- отрабатывать умение выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Метапредметные:
- умение выполнять операции анализа и сравнения;
- определять цель работы на уроке под руководством учителя;
- умение излагать свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника.
Личностные:
- осознавать красоту богатого русского языка;
- понимать необходимость грамотно писать каллиграфическим почерком.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. Этап (1-2 мин.) | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым И доброе утро длится до вечера. - Ребята, я хочу сказать Вам всем доброе утро. Мы начинаем наш урок! | |
Мотивационный этап (2-3 мин.) | - Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот светящаяся Луна, которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте его прямо сейчас… | *слушают учителя* |
Постановка учебной задачи (5 мин.) | - Ребята, посмотрите на доску, к нам пришел один прекрасный хомячок и зовут его Хомка. Мы сегодня уже с ним познакомились, чуть раньше. Наш Хомка очень бы хотел полететь в космос, но он не может, потому что он слишком маленький. - Поэтому Хомка решил, что будет путешествовать по нашей стране, но город, который он хочет посетить первым делом, мы не знаем. Как же нам быть? - Хомка сможет рассказать нам о своем путешествии только если мы узнаем, какую же буквы он нам загадал, ведь для Хомки очень важно, чтобы мы знали все-все буквы алфавита. Нужно только вспомнить волшебное слово. Кто уже догадался? - Если мы вежливо попросим, нам обязательно помогут. - Вот подсказка от хомячка: *слова хомяка отражены на слайдах* Буква, которую я загадал, есть в моем имени, а ещё вы можете сами показать эту букву, достаточно на обоих руках показать два пальчика: указательный и средний, соединить кончики указательных пальцев и перевернуть получившуюся букву к верх ногами, чтобы мы могли ее увидеть. - Посмотрите ещё раз внимательно на имя нашего хомячка и на получившуюся букву. Какую же букву загадал нам Хомка? - Правильно! Как вы помните, мы должны изучить эту букву, прежде чем узнаем о городе, который мечтает посетить Хомка. - Что должны узнать на уроке? | - Нам нужно спросить это у хомячка. - Это слово «пожалуйста». - Буква «М». - Мы должны узнать о букве «м». |
Учебное действие (10 мин.) | - Молодцы! А какие бывают буквы в русском языке? - Да, а буква «м», это какая буква? - Согласная, а глухая или звонкая? Давайте посмотрим на нашу таблицу звуков и букв. - Замечательно. Посмотрите на слова, написанные на доске. В каком слове буква «м» иметь мягкий звук [м']? В каком твердый звук [м]? «Малина, музыка, мороз, мыло/ Мир, мишка, месяц, гномик» - Назовите теперь самостоятельно слова с мягким звуком [м']. - А сейчас предлагаю поиграть в одну игру: я буду называть различные слоги и слова, а вы хлопаете в ладоши, когда услышите твердый звук [м]. ам, ор, ом, ма, му, ка, ми, мы; мак, Оля, муха, миска, дом, суп, мука; А теперь хлопните в ладошки, если услышите мягкий звук [м']: мь, мо, ля, мя, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, молоко, камаз, мир, ворона. - Молодцы. Мы с вами узнали, какую букву загадал хомячок, и даже уже познакомились с ней, давайте же узнаем в какой город отправится наш Хомка. *показ слайдов* - Москва – столица нашей Родины. На картинке мы видим главную площадь страны. Кто знает, как она называется? - На этой площади проходит парад. На первом плане мы видим собор Василия Блаженного, а там дальше на площади стоит здание Исторического музея. Красная площадь располагается у стен Кремля, на одной из башен которого находятся главные часы нашей страны: Кремлевские куранты. Может быть, кто-нибудь знает, где и когда мы можем услышать бой курантов? - Их бой мы с вами можем услышать в Новый год (например, по телевизору), и ещё москвичи слышат бой курантов каждый день в 6 часов утра и 12 часов ночи. | - Гласные и согласные. - Согласная, потому что её нельзя пропеть. – Это звонкая буква. *определяют твердость и мягкость звуков* *приводят примеры* *дифференцируют звуки и хлопают* - Красная площадь. - В новогоднюю ночь. |
Физкультминутка (1 мин.) | На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок). Кто его открыть бы смог? - Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их). - Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе). - Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга). И – открыли! (Расцепляем пальцы). | *выполняют физкультминутку* |
Практическая часть (10-12 мин.) | - Пальчики мы размяли, а теперь давайте научимся писать букву «м». Вот качели – Буква М! Здесь качаться Можно всем. *показ написания буквы учителем на доске* - Ребята, посмотрите внимательно, какие ошибки допускал в написании этой буквы один мальчик. Например, он писал крючочки слишком длинными, и они выходили за линию, поэтому маленькая буква «м» получалась неправильной. - Перед тем как мы начнем писать в наших прописях, предлагаю прописать букву «м» в воздухе. *показ* - Теперь откроем прописи на странице 16, ваша задача обвести каждый элемент и рядом написать самостоятельно такой же. После написания буквы «м», можете переходить на строчки ниже и записывать слова. *контроль учителя за правильностью выполнения написания* |
*выполняют написание буквы в воздухе вместе с учителем* *письмо в прописях* |
Закрепление материала (3-5 минут) | Работа с интерактивной доской 1) Игра «Распределение твердых согласных и мягких звуков» 2) Мультфильм про букву «М» 3) Найди слова с буквой «М» | *распределение слогов в зависимости от мягкости/твердости* *поиск слов с изучаемой буквой* |
Итоги и рефлексия (3 мин.) | - Ребята, что мы узнали сегодня на уроке? - Продолжите предложение: - Сегодня я узнал(а)… - Сегодня я научился… - Мне было интересно… | - Мы познакомились с буквой «М», узнали, что она обозначает согласный, звонкий звук, который может быть мягким или твердым. *ответы детей* |