Конспект урока русского языка в 1 классе на тему «Звуки [м], [м']. Буква М, м»

1
0
Материал опубликован 2 February 2020


План-конспект урока русского языка

Ф.И.О.: Малиновская Анна Александровна

Класс: 1

Тема: Звуки [м], [м']. Буква М, м.

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель: ознакомление учащихся с буквой «м» и звуками [м], [м'].

Задачи:

- познакомить учащихся с буквой «м» через чтение слогов, слов и предложений;

- развивать умение дифференцировать звуки [м], [м'] по твердости и мягкости;

- воспитывать любовь к русскому языку, чувство патриотизма посредством знакомства со столицей России – Москвой.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение узнавать букву «м» в словах;

- умение различать твердые и мягкие звуки [м], [м'];

- отрабатывать умение выполнять звуко-буквенный анализ слов.

Метапредметные:

- умение выполнять операции анализа и сравнения;

- определять цель работы на уроке под руководством учителя;

- умение излагать свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника.

Личностные:

- осознавать красоту богатого русского языка;

- понимать необходимость грамотно писать каллиграфическим почерком.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. Этап

(1-2 мин.)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера.

- Ребята, я хочу сказать Вам всем доброе утро. Мы начинаем наш урок!


Мотивационный этап

(2-3 мин.)


- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот светящаяся Луна, которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте его прямо сейчас…




*слушают учителя*

Постановка учебной задачи

(5 мин.)

- Ребята, посмотрите на доску, к нам пришел один прекрасный хомячок и зовут его Хомка. Мы сегодня уже с ним познакомились, чуть раньше. Наш Хомка очень бы хотел полететь в космос, но он не может, потому что он слишком маленький.

- Поэтому Хомка решил, что будет путешествовать по нашей стране, но город, который он хочет посетить первым делом, мы не знаем. Как же нам быть?

- Хомка сможет рассказать нам о своем путешествии только если мы узнаем, какую же буквы он нам загадал, ведь для Хомки очень важно, чтобы мы знали все-все буквы алфавита. Нужно только вспомнить волшебное слово. Кто уже догадался?

- Если мы вежливо попросим, нам обязательно помогут.

- Вот подсказка от хомячка:

*слова хомяка отражены на слайдах*

Буква, которую я загадал, есть в моем имени, а ещё вы можете сами показать эту букву, достаточно на обоих руках показать два пальчика: указательный и средний, соединить кончики указательных пальцев и перевернуть получившуюся букву к верх ногами, чтобы мы могли ее увидеть.

- Посмотрите ещё раз внимательно на имя нашего хомячка и на получившуюся букву. Какую же букву загадал нам Хомка?

- Правильно! Как вы помните, мы должны изучить эту букву, прежде чем узнаем о городе, который мечтает посетить Хомка.

- Что должны узнать на уроке?






- Нам нужно спросить это у хомячка.



- Это слово «пожалуйста».








- Буква «М».



- Мы должны узнать о букве «м».

Учебное действие

(10 мин.)

- Молодцы! А какие бывают буквы в русском языке?

- Да, а буква «м», это какая буква?

- Согласная, а глухая или звонкая? Давайте посмотрим на нашу таблицу звуков и букв.

- Замечательно. Посмотрите на слова, написанные на доске. В каком слове буква «м» иметь мягкий звук [м']? В каком твердый звук [м]?

«Малина, музыка, мороз, мыло/ Мир, мишка, месяц, гномик»

- Назовите теперь самостоятельно слова с мягким звуком [м'].

- А сейчас предлагаю поиграть в одну игру: я буду называть различные слоги и слова, а вы хлопаете в ладоши, когда услышите твердый звук [м].


ам, ор, ом, ма, му, ка, ми, мы; мак, Оля, муха, миска, дом, суп, мука;


А теперь хлопните в ладошки, если услышите мягкий звук [м']:


мь, мо, ля, мя, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, молоко, камаз, мир, ворона.


- Молодцы. Мы с вами узнали, какую букву загадал хомячок, и даже уже познакомились с ней, давайте же узнаем в какой город отправится наш Хомка.

*показ слайдов*

- Москва – столица нашей Родины. На картинке мы видим главную площадь страны. Кто знает, как она называется?

- На этой площади проходит парад. На первом плане мы видим собор Василия Блаженного, а там дальше на площади стоит здание Исторического музея. Красная площадь располагается у стен Кремля, на одной из башен которого находятся главные часы нашей страны: Кремлевские куранты. Может быть, кто-нибудь знает, где и когда мы можем услышать бой курантов?

- Их бой мы с вами можем услышать в Новый год (например, по телевизору), и ещё москвичи слышат бой курантов каждый день в 6 часов утра и 12 часов ночи.


- Гласные и согласные.

- Согласная, потому что её нельзя пропеть. – Это звонкая буква.

*определяют твердость и мягкость звуков*


*приводят примеры*









*дифференцируют звуки и хлопают*





- Красная площадь.




- В новогоднюю ночь.

Физкультминутка

(1 мин.)

На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).

Кто его открыть бы смог?

- Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).

- Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).

- Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).

И – открыли! (Расцепляем пальцы).




*выполняют физкультминутку*

Практическая часть

(10-12 мин.)

- Пальчики мы размяли, а теперь давайте научимся писать букву «м».

Вот качели –

Буква М!

Здесь качаться

Можно всем.

*показ написания буквы учителем на доске*

- Ребята, посмотрите внимательно, какие ошибки допускал в написании этой буквы один мальчик. Например, он писал крючочки слишком длинными, и они выходили за линию, поэтому маленькая буква «м» получалась неправильной.


- Перед тем как мы начнем писать в наших прописях, предлагаю прописать букву «м» в воздухе.

*показ*

- Теперь откроем прописи на странице 16, ваша задача обвести каждый элемент и рядом написать самостоятельно такой же. После написания буквы «м», можете переходить на строчки ниже и записывать слова.

*контроль учителя за правильностью выполнения написания*










*дети выходят к доске и предлагают свои варианты ошибочного написания*




*выполняют написание буквы в воздухе вместе с учителем*




*письмо в прописях*

Закрепление материала

(3-5 минут)

Работа с интерактивной доской

1) Игра «Распределение твердых согласных и мягких звуков»


2) Мультфильм про букву «М»


3) Найди слова с буквой «М»



*распределение слогов в зависимости от мягкости/твердости*

*поиск слов с изучаемой буквой*

Итоги и рефлексия

(3 мин.)

- Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?




- Продолжите предложение:

- Сегодня я узнал(а)…

- Сегодня я научился…

- Мне было интересно…

- Мы познакомились с буквой «М», узнали, что она обозначает согласный, звонкий звук, который может быть мягким или твердым.


*ответы детей*

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.