Конспект урока русского языка «Неопределенный местоимения» (6 класс)
Класс: 6
Тема урока: Неопределенные местоимения
Цели (задачи) урока: создать условия для ознакомления обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: формировать знания об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании; формировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию.
Коммуникативные: развивать умение логически грамотно строить свою письменную и устную речь, аргументировать свой ответ с опорой на ранее полученные знания.
Тип урока: изучение нового
Основные методы: проблемный метод
Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Ч.2, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., текст стихотворения Ю. Коваля «На яхте».
Этап урока, стадии, время, виды работы |
Ход урока (деятельность учителя и учеников) |
1.Организационный момент 1 мин. |
- Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.
|
2. Изучение нового 13 мин. Стадии данного этапа: 1.Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу, приведенному в задании) 4 мин. |
- Какие разряды местоимений уже изучили? Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они; Возвратное: себя; Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?; Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который. - Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных? (вопросительные служат для выражения вопроса) - Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложного); - Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (разными членами предложения). - Прочитайте стихотворение Ю. Коваля «На яхте». (текст распечатан) Ю.Коваль «На яхте» Однажды куда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему Какой - то дельфин остроносый В зеленые волны нырял И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. Наверно, какие – то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то, наверное, думал: «Скорей возвращайся назад», И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать, о чем кричат чайки, Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждет. - О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе). - Скажите, куда поплыл герой стихотворения? Откуда поплыл герой? (откуда-то) - Определенно ли названо место отбытия и прибытия героя? Можем определить точное место расположения? Что можно сказать об этом месте? (оно неопределенное) - Какие еще слова, которые говорят о неопределенном объекте, действии, месте встречаются в тексте стихотворении? - Эти слова не называют конкретный объект или предмет, а только указывают на него. К какой части речи они относятся? (местоимения) - Предположите, как называется разряд местоимений, которые указывают на неопределенный объект, предмет? (неопределенные) - Запишите в тетради тему урока «Неопределенные местоимения». - Какие цели можно поставить на урок перед собой? (Учиться определять грамматические признаки неопределенных местоимений, их синтаксическую роль и т.д.) |
2.Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники) 6 мин.
|
- Подумайте, почему они так называются? -Эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности. В каких литературных произведениях создается атмосфера загадочности и неизвестности? (В сказках) Например, зачитываю: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил, И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков) |
3.Организация запоминания – запоминание – соотнесение с учебником. 3 мин. |
-Обратитесь к учебнику с.77, таблица, рассмотрите её, выделите приставки и постфиксы в записанных неопределенных местоимениях. |
4.Закрепление 20 мин. Цель этапа: Формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, употребление языкового явления в собственных высказываниях. 1.Нахождение языкового явления в недеформированном тексте. 2.Нахождение языкового явления в тексте с одной деформацией, связанной с изучаемой темой.
|
- Запишите словосочетания в тетради, ученик у доски: Кое-кто позвонил, кто-нибудь встретит, какие-то чайки, несколько человек, какой-то дельфин. - Подчеркните в составе неопределённых местоимений вопросительные местоимения. - Как образовываются неопределенные местоимения? - Выполните задание упражнения в тетради. Какое задание в данном упражнении? (составить 2-3 предложения). У доски 2 человека. Определите синтаксическую роль неопределенных местоимений в составленных предложениях, постарайтесь определить падеж этих местоимений. - Измените по падежам неопределенные местоимения, употребленные в предложениях, записанных на доске. (У доски 2 человека). Эти же два ученика пробуют просклонять местоимения «некто» и «нечто». Обозначьте в местоимениях «некто» и «нечто» орфограмму №43. - Какая еще приставка встречается у неопределенных местоимений? (кое-) - Какие особенности написания данной приставки? (пишется через дефис) - Обратите внимание на информацию в учебнике на стр.78. Что еще можно сказать о написании приставки «кое»? ( при употреблении предлога пишется отдельно). -Что вы ещё можете сказать о дефисном написании неопределенных местоимений? (При употреблении постфикса ставится дефис) - Приведите примеры этих постфиксов (-то, -либо, -нибудь). - Кто может сделать вывод по схеме о написании неопределенных местоимений? (На доске по ходу рассуждений составляю схему):
не кто -то кое - что -либо который - нибудь сколько с предлогом: не у кого, кое к кому. |
Итог урока 4 мин. |
Самостоятельная работа, записать местоимения под диктовку, объясняя написание, опираясь на памятки параграфа, можно пользоваться учебником: (Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем). Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании? |
Домашнее задание 2 мин. |
Домашнее задание: п. 80, орфограммы № 43, 44, с.78, упр.460.
|