12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысова Александра367
олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь!
Россия, Алтайский край, Барнаул

Класс: 6

Тема урока: Неопределенные местоимения

Цели (задачи) урока: создать условия для ознакомления обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределенные местоимения.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: формировать знания об отличительных признаках неопределенных местоимений и их образовании; формировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию.

Коммуникативные: развивать умение логически грамотно строить свою письменную и устную речь, аргументировать свой ответ с опорой на ранее полученные знания.

Тип урока: изучение нового

Основные методы: проблемный метод

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Ч.2, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., текст стихотворения Ю. Коваля «На яхте».

 

Этап урока, стадии, время, виды работы

Ход урока (деятельность учителя и учеников)

1.Организационный момент 1 мин.

- Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.

 

2. Изучение нового

13 мин.

Стадии данного этапа:

1.Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу, приведенному в задании) 4 мин.

- Какие разряды местоимений уже изучили?

Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они; Возвратное: себя; Вопросительные: кто? что? какая? какое? чей? сколько? который?; Относительные: кто, что, какая, какое, чей, сколько, который.

- Чем относительные местоимения отличаются от вопросительных? (вопросительные служат для выражения вопроса)

- Для чего служат относительные местоимения? (Для связи простых предложений в составе сложного);

- Какова синтаксическая функция относительных местоимений (каким членом предложения могут быть?) (разными членами предложения).

- Прочитайте стихотворение Ю. Коваля «На яхте». (текст распечатан)

Ю.Коваль «На яхте»

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие – то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад»,

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

 

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

- Скажите, куда поплыл герой стихотворения? Откуда поплыл герой? (откуда-то)

- Определенно ли названо место отбытия и прибытия героя? Можем определить точное место расположения? Что можно сказать об этом месте? (оно неопределенное)

- Какие еще слова, которые говорят о неопределенном объекте, действии, месте встречаются в тексте стихотворении?

- Эти слова не называют конкретный объект или предмет, а только указывают на него. К какой части речи они относятся? (местоимения)

- Предположите, как называется разряд местоимений, которые указывают на неопределенный объект, предмет? (неопределенные)

- Запишите в тетради тему урока «Неопределенные местоимения».

- Какие цели можно поставить на урок перед собой? (Учиться определять грамматические признаки неопределенных местоимений, их синтаксическую роль и т.д.)

2.Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники) 6 мин.

 

- Подумайте, почему они так называются?

-Эти местоимения указывают на предметы и признаки неопределенно и создают в тексте настроение неизвестности, мечтательности, неуловимости, загадочности. В каких литературных произведениях создается атмосфера загадочности и неизвестности? (В сказках)

Например, зачитываю: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил, И, на свет глядючи, радовался. (М. Салтыков – Щедрин)

В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек. (С. Аксаков)

3.Организация запоминания – запоминание – соотнесение с учебником. 3 мин.

-Обратитесь к учебнику с.77, таблица, рассмотрите её, выделите приставки и постфиксы в записанных неопределенных местоимениях.

4.Закрепление

20 мин.

Цель этапа: Формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, употребление языкового явления в собственных высказываниях.

1.Нахождение языкового явления в недеформированном тексте.

2.Нахождение языкового явления в тексте с одной деформацией, связанной с изучаемой темой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Запишите словосочетания в тетради, ученик у доски:

Кое-кто позвонил, кто-нибудь встретит, какие-то чайки, несколько человек, какой-то дельфин.

- Подчеркните в составе неопределённых местоимений вопросительные местоимения.

- Как образовываются неопределенные местоимения?

- Выполните задание упражнения в тетради. Какое задание в данном упражнении? (составить 2-3 предложения). У доски 2 человека. Определите синтаксическую роль неопределенных местоимений в составленных предложениях, постарайтесь определить падеж этих местоимений.

- Измените по падежам неопределенные местоимения, употребленные в предложениях, записанных на доске. (У доски 2 человека). Эти же два ученика пробуют просклонять местоимения «некто» и «нечто». Обозначьте в местоимениях «некто» и «нечто» орфограмму №43.

- Какая еще приставка встречается у неопределенных местоимений? (кое-)

- Какие особенности написания данной приставки? (пишется через дефис)

- Обратите внимание на информацию в учебнике на стр.78. Что еще можно сказать о написании приставки «кое»? ( при употреблении предлога пишется отдельно).

-Что вы ещё можете сказать о дефисном написании неопределенных местоимений? (При употреблении постфикса ставится дефис)

- Приведите примеры этих постфиксов (-то, -либо, -нибудь).

- Кто может сделать вывод по схеме о написании неопределенных местоимений? (На доске по ходу рассуждений составляю схему):

 

не кто -то

кое - что -либо

который - нибудь

сколько

с предлогом: не у кого, кое к кому.

Итог урока

4 мин.

Самостоятельная работа, записать местоимения под диктовку, объясняя написание, опираясь на памятки параграфа, можно пользоваться учебником: (Не)кто, (кое)кто, (не)сколько, кто(то), что(то), (кое) (у) (кого), что(нибудь), что(либо), (кое)кем, (не)что, какой(либо), (кое) (с) (кем).

Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?

Домашнее задание

2 мин.

Домашнее задание: п. 80, орфограммы № 43, 44, с.78, упр.460.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.